Top.Mail.Ru

ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
 
Как судостроительное КБ организовало структурированный архив проектной документации и учет трудозатрат с помощью Pilot-ICE Enterprise
Система Pilot-ICE Enterprise разработана для управления проектной документацией в строительных организациях. Проектирование судна или корабля в общем сходно с проектированием здания или сооружения. Поэтому использовать классические машиностроительные PDM-системы для управления проектированием судов и кораблей нужно после соответствующих настроек конфигураций для задач машиностроительной части и верфи, а также тесной интеграции с CAD-инструментом. Представляем опыт нетипичного применения Pilot-ICE Enterprise: рассказываем, как разработчик судов и морской техники петербургский филиал ЦКБ «Лазурит» организовал структурированный архив документации и учитывает трудозатраты в Pilot-ICE Enterprise.
Выстроить ИТ-систему с нуля
Филиал ЦКБ «Лазурит» в Петербурге открыт в 2017 году, чтобы получить доступ к наиболее квалифицированным кадрам в судостроении. Головной офис компании находится в Нижнем Новгороде, где уже более 60 лет проектируются подводные лодки, а также ведутся разработки глубоководной спасательной техники по заказам отечественного ВМФ.
ИТ-система «Лазурита» выстраивалась с нуля, и у ИТ-департамента было изначальное понимание, что компании не обойтись без инструмента управления проектами и учета трудозатрат. «Во-первых, было необходимо организовать платформу для коллективного проектирования. Кроме того, были постоянные переработки, естественно, сотрудники требовали дополнительной оплаты. Нужна была система, которая поможет разобраться руководству — эти переработки случаются по "вине" наших заказчиков или же дело в производительности сотрудников», — говорит Александр Наумов, заместитель директора по ИТ петербургского филиала ЦКБ «Лазурит».
Не знаю ни одной компании, где подобные Pilot-ICE системы были бы развернуты и запущены в эксплуатацию в такой короткий срок
ИТ-отдел компании сформулировал требования к решению и начал его поиски. Продукт должен был обеспечить:
  • электронный архив с гибкой настройкой структуры хранилища и возможностью управлять уровнем доступа к документами, а также сохранять файлы в редактируемом и нередактируемом форматах;
  • поддержку проектного документооборота (управление версиями, настройка маршрутов согласования, формирование и хранение истории замечаний, электронная подпись, автоматическая нумерация проектных документов по заданному критерию, возможность постраничного хранения единого документа);
  • удаленный доступ к системе заказчиков и контрагентов;
  • планирование проектных работ (составление плана и назначение сроков выполнения задачи, исполнителя, проверяющего);
  • учет фактических трудозатрат (ввод исполнителями информации о затраченном времени по каждой задаче, возможность создания непроизводственных задач);
  • контроль состояния работ (инструменты просмотра текущего состояния работ по проектам, уведомления о просроченных задачах, просмотр задач, назначенных конкретному пользователю, анализ выполнения графика проектных работ);
  • получение всевозможных отчетов.
Александр Наумов
Заместитель директора по ИТ петербургского филиала ЦКБ «Лазурит»:
«Мы изучили рынок программных продуктов и в итоге выбирали между MS SharePoint, Teamcenter, ENOVIA и Pilot-ICE Enterprise. Почему остановились на Pilot? Во-первых, возможности продукта почти полностью соответствовали задачам, которые мы наметили решить в рамках проекта. Один из главных критериев выбора — скорость и легкость внедрения, а Pilot-ICE оказался наиболее простой для запуска системой. Я не знаю ни одной компании, где подобные Pilot-ICE системы были бы развернуты и запущены в эксплуатацию в такой короткий срок. Процесс внедрения — от запуска тестового режима до полноценного использования Pilot-ICE всеми отделами — занял примерно полгода. Практически прямое общение с командой разработки, которая находится в Петербурге, обеспечило оперативное решение возникающих вопросов».
В действительности из-за неиспользования новых технологий они тратили в два раза больше времени на переделку выполненных работ
Сотрудники КБ параллельно работают сразу над несколькими масштабными проектами. В качестве тестовой группы для внедрения нового инструмента выбрали группу специалистов, которая проектировала судно снабжения усиленного ледового класса проекта IBSV-10022.

Позже ЦКБ получило заказ, который ускорил массовый перевод сотрудников на Pilot-ICE. В рамках этого заказа сотрудники «Лазурита» разработали технический проект мелкосидящего ледокола 22740М. В процессе работы выяснилось, что несмотря на требования руководства о своевременном согласовании документации между отделами и соответствии документации внутренним стандартам, не все разработанные документы отвечают этим требованиям. Тогда директор филиала принимает решение внедрить Pilot-ICE в полном объеме, во всех отделах предприятия.

В ноябре 2018-го в Pilot-ICE перевели организационный документооборот (приказы и другие распоряжения, инструкции, договоры).

Александр Наумов: «Справиться с некоторым сопротивлением сотрудников новым правилам было непросто. Они говорили: у нас нет на это времени. Но в действительности из-за неиспользования новых технологий они тратили в два раза больше времени на переделку выполненных работ. Время на освоение нового инструмента у сотрудников всё-таки нашлось. Когда решение было принято тем, с кем не поспоришь — директором филиала».
Узнайте подробнее о возможностях системы Pilot-ICE Enterprise
Мелкосидящий ледокол проекта 22740М

Будет эксплуатироваться в Балтийском, Белом, Азовском, Каспийском морях, в мелководных районах Арктики и на внутренних водных путях. Предназначен для:

  • сопровождения караванов судов в ледовых условиях;
  • ледокольных операций в портовых и припортовых зонах;
  • буксировки судов в ледовых условиях и на чистой воде;
  • помощи аварийным судам;
  • помощи судам в ледовых условиях;
  • участия в поисково-спасательных операциях;
  • тушения пожаров на других судах, плавучих и береговых сооружениях;
  • помощи в операциях по ликвидации разливов нефти.
Для расширения базовой функциональности системы специалисты предприятия совместно с командой программистов Pilot-ICE разработали дополнительные модули для:

  • автоматизированной публикации многостраничных документов из AutoCAD;
  • пакетного экспорта в PDF (функция реализована через пакетную печать документов на PDF-принтере).
Все проекты хранятся и согласовываются в среде Pilot-ICE
На текущий момент в петербургском отделении ЦКБ «Лазурит» работают порядка 70 сотрудников, 65 из них подключены к Pilot-ICE Enterprise. 10 рабочих мест оснащено модулем Rubius Project Manager (RPM), который позволяет планировать работы по проектам, получать актуальную информацию о текущем состоянии работ, контролировать бюджеты, сроки и загрузку ресурсов. Для быстрого вовлечения новых сотрудников в работу с Pilot-ICE Enterprise и Rubius Project Manager сформированы пользовательские инструкции.

Сегодня все проекты хранятся и согласовываются в среде Pilot-ICE, кроме проекта нефтетанкера Aframax: КБ работает над ним в течение нескольких лет, перенести информацию в систему будет непросто, но главное, в этом нет необходимости — работы по этому направлению ведутся совместно с южнокорейской компанией Hyundai Heavy Industries. Соответственно задач по согласованию документов внутри компании практически не возникает, согласование ведется с внешним заказчиком.
Александр Наумов: «Внедрение инструментов позволило повысить исполнительскую дисциплину и наладить процессы взаимодействия отделов при выполнении проектных работ. Вся документация на 100 % согласовывается в электронном виде. ЦКБ Лазурит получил удобный для хранения и поиска информации электронный архив».

Типичный сценарий работы в системе выглядит так. Исполнитель получает задание на разработку/корректировку документа. => Переходит по ссылке из задания к текущей версии документа. => Создает/ изменяет исходный файл формата dwg, docx или xlsx. => Публикует документ.
Исполнитель меняет статус документа вручную в процессе прохождения файлом жизненного цикла
=> Создает маршрут его согласования на основе утвержденных шаблонов. => Получает комментарии от проверяющего и вносит, если необходимо, корректировки. => Выгружает документ в формате pdf и передает заказчику.
По завершению разработки документа он вкладывается в задание на согласование, маршрут согласования при этом обозначен соответствующим шаблоном (в зависимости от отдела и проекта)
Внедрением и адаптацией ПО под задачи предприятия занималась команда регионального офиса АСКОН-Северо-Запад.
Вениамин Мадриченко
Руководитель проекта (АСКОН-Северо-Запад):
«У нас с ЦКБ "Лазурит" получился интересный проект, он интересен глубоким вовлечением компетентной команды самого предприятия, а также нетипичным применением программного обеспечения Pilot-ICE Enterprise. Проект удалось реализовать на решении, которое в первую очередь предназначено для управления проектированием в строительных организациях».
Решения, разрабатываемые АСКОН, активно применяются на предприятиях судостроительной промышленности. В настоящий момент более 80 предприятий судостроения и судоремонта используют в своей работе ПО АСКОН, среди них: CCK «Звезда», ПО «Севмаш», «Балтийский завод», «Адмиралтейские верфи», СПО «Арктика», НИПТБ «Онега», ЦМКБ «Алмаз». Опыт взаимодействия с указанными выше предприятиями позволил существенно адаптировать решения АСКОН для обеспечения требований судостроения.

Сегодня по задачам судостроения разработчиками КОМПАС-3D ведутся работы по следующим разделам: создание методологии и инструментов разработки теоретической и производной от нее инструкционной (пространственной) модели корабля, создание методологии и инструментов разделения корпуса на отсеки и помещения, моделирование корпусных конструкций с использованием инструментов модуля проектирования металлоконструкций, моделирование пространственного расположения оборудования в помещениях, моделирование судовой системы и разработка методики использования деталей вварного насыщения корпуса, как элементов судовой системы, создание методики построения изоляции трубопроводов и судовой арматуры, создание специализированных команд в КОМПАС-3D для решения задач судостроения и многое другое. Дальнейшее развитие ПО для решения судостроительных задач закреплено в
стратегии развития АСКОН.

Думаете, как решить похожую задачу на вашем предприятии? Напишите нам!
Поделиться в социальных сетях