4 июля 2023 г. |
В июне АСКОН провел форум «Белые ночи САПР». На протяжении четырех дней заказчики компании, представлявшие все отрасли реального сектора экономики, делились опытом в применении отечественных цифровых решений на благо развития бизнеса и выполнения ответственных задач, поставленных государством. В первые два дня в центре внимания был переход российского машиностроения на отечественный PLM в контексте достижения технологической независимости. АСКОН представил свои новые разработки, в том числе ожидаемую рынком САПР КОМПАС-3D на платформе Linux, и отраслевые решения, а предприятия и университеты рассказали о своих проектах импортозамещения и технологического развития. С докладами выступили ОДК-Авиадвигатель, Пермская научно-производственная приборостроительная компания, Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» — Обуховский завод, ООО «ОКБ», РТУ МИРЭА, ПАО «Северсталь», ВТФ «Текстильмаш», НПК «Техмаш», Алмаз-Антей управленческое консультирование, ВНИИИНСТРУМЕНТ, НПП «Машпром», ЦИАМ им. П.И. Баранова, РГАТУ имени П.А. Соловьева, ОКБМ «Африкантов», ПАО «Агрегат», ОКБ «Факел», Концерн «НПО «Аврора», Петербургский тракторный завод.
К июню 2023 года число заказчиков АСКОН достигло отметки в 15 000 компаний: каждый день в системе проектирования КОМПАС одновременно работают до 100 тысяч инженеров, данные об изделиях хранятся на 50 тысяч рабочих мест ЛОЦМАН:PLM. Сегодня ПО АСКОН и партнеров компании представляет собой мощнейшую цифровую инфраструктуру и является необходимым условием, основой для обеспечения цифрового суверенитета промышленности, — отметил генеральный директор АСКОН Максим Богданов в своем докладе, открывая форум.
В прошлом году государством были выработаны инструменты для достижения цифрового суверенитета: сформированы комитеты по важнейшим отраслям, восемь Индустриальных центров компетенций (ИЦК) для машиностроения. В результате утвержденной дорожной карты должны быть созданы тяжелые отраслевые PLM-системы, которые будут решать задачи комплексного проектирования и управления жизненным циклом изделий высокотехнологичных отраслей и позволят предприятиям выполнить Указ Президента РФ о мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры. АСКОН объявил о разработке отраслевых решений для авиастроения, судостроения, двигателестроения еще в начале 2020 года, предугадав тем самым отрасли, под которые сегодня созданы ИЦК.
Максим Богданов: «Для нас слово “цифровой суверенитет” не ново: по сути АСКОН уже тридцать лет работает над его обеспечением. Проект перевода программных продуктов на отечественные доверенные операционные системы и СУБД был запущен в 2019 году. Он завершится в 2026 году, но это не значит, что нам нечего показать сегодня. Так, в конце этого года мы будем готовы передавать предприятиям нативную версию КОМПАС-3D под Linux для первичного тестирования».
О подходах компании к созданию отраслевых решений на примере судостроения рассказал директор департамента развития отраслевых решений для судостроения АСКОН Александр Петров.
В АСКОН работа с судостроением идет давно: еще в 2006 году стартовал проект комплексной автоматизации на ПО «Севмаш». Среди пользователей решений АСКОН — судостроительный завод «Вымпел», Балтийский завод, НИПТБ «Онега» и десятки других представителей отрасли. Заказчики из судостроения позволили познакомиться с организацией процессов на их предприятиях, специфическими требованиями к ПО и задачами по цифровизации в целом.
Александр Петров: «С одной стороны, решения АСКОН продолжали развиваться, с другой, начиная примерно с 2018 года, предприятия начали всерьез задумываться над заменой иностранного ПО. Какие задачи в части проектирования и выпуска КД должна решать отечественная судостроительная САПР? Для ответа на этот вопрос в 2021 году в АСКОН стартовала НИР. Мы работали с крупнейшими судостроительными КБ, вникали в их процессы, чтобы на основе анализа предложить концепцию судостроительной САПР. В список пилотных площадок вошли ЦМКБ «Алмаз», СПМБМ «Малахит», Конструкторское бюро «Вымпел», Невское ПКБ.
В КОМПАС-3D были спроектированы три крупных объекта: мы проверили гипотезы, получили обратную связь и уточнили требования. Эта работа позволила сформировать облик сквозной судостроительной 3D САПР, бОльшая часть из запланированной функциональности уже реализуется разработчиками».
Важно обеспечить цифровыми инструментами не только КБ, но и заводы. Для этого АСКОН по приглашению ОСК принял участие в ОКР «Цифровое производство» по задачам технологической подготовки производства и строительства кораблей и судов. По результатам выполнения ОКР разработан облик системы и принципиально новый уровень взаимодействия CAD/PLM/CAPP/MDM/MES для судостроительного производства, включая прототип рабочего решения.
В заключение Александр Петров выделил несколько составляющих, которые обеспечивают успех работы ИТ-разработчика с отраслью:
Разработка собственной электроники и микроэлектроники — одна из важнейших задач на пути достижения цифрового суверенитета промышленности. Опытом импортозамещения с учетом новых реалий поделился директор по ИТ Пермской научно-производственной приборостроительной компании Сергей Соболев.
Компания столкнулась с санкциями ещё в 2016 году, тогда часть продуктов из ИТ-ландшафта предприятия была лишена поддержки зарубежных разработчиков. Логичным шагом стала проработка стратегии импортозамещения ПО и целевого облика экосистемы, построенной на российском ПО.
«По направлению инженерного проектирования площадкой для тестирования были назначены наши дочерние высокотехнологичные компании. Начали с применения КОМПАС-3D у разработчика изделий для автоматизации технологических процессов в точном машиностроении компании “Гетробот”. На базе успешного референсного проекта мы смогли приступить к масштабированию опыта замещения САПР на другие предприятия: Феникс, Инверсия-Сенсор, ПНППК-Квантек», — отметил Сергей Соболев.
Еще один важнейший ИТ-блок для приборостроительной компании — работа связки системы механического проектирования и ПО для проектирования печатных плат. Сергей Соболев отметил перспективу использования связки продуктов КОМПАС-3D и Delta Design. Сейчас предприятие находится на этапе формирования требований к САПР печатных плат, учета потребностей ПНППК при развитии продукта.
Также эксперт рассказал о переводе ИТ-ландшафта предприятия на отечественные ОС и СУБД: «В этом году мы планируем полностью перевести нашу ИТ-инфраструктуру на российские платформы: операционную систему Astra Linux, СУБД Postgres и систему управления виртуальными машинами Zvirt».
Подходы ПНППК к импортозамещению ПО базируются на нескольких принципах: определение приоритетов и среднесрочной стратегии, приобретение преимущественно отечественного ПО — кроме проприетарного, поставляемого с оборудованием, использование грантовой поддержки у для компенсации затрат на импортозамещение, миграция собственного ПО на импортонезависимые компоненты.
Работу связки программных продуктов КОМПАС-3D и Delta Design уже освоили в Российском технологическом университете МИРЭА, который готовит кадры для радиоэлектронной отрасли. Об этом рассказал заместитель директора Института радиоэлектроники и информатики РТУ МИРЭА Дмитрий Воруничев. В рамках совместной деятельности университета, компаний АСКОН и ЭРЕМЕКС на базе вуза открыт Центр коллективного проектирования «Элемент» для подготовки и переподготовки специалистов, владеющих современным отечественным программным обеспечением.
Сегодня ЦКП «Элемент» ведет разработку типового интегрированного маршрута проектирования конструктивов изделия на примере фотополимерного 3D-принтера средствами российского инженерного ПО, поэтапно внедряя методику в междисциплинарный курс подготовки радиоинженеров.
В маршрут проектирования и технологической подготовки производства механической и электронной части 3D-принтера включены продукты АСКОН и его партнеров по консорциуму «РазвИТие»: КОМПАС-3D, Delta Design, САПР «Макс», ЛОЦМАН:PLM, ВЕРТИКАЛЬ. Сегодня университет знакомит студентов с аддитивными технологиями на примере прототипирования будущих печатных плат. Российское инженерное ПО применяется для 3D-печати объемных многослойных электронных плат, объемных электронных схем на пластиках, гибких гибридных электронных схем.
Другой вуз, Рыбинский государственный авиационный технический университет, привез на форум физическое воплощение технологии «цифрового двойника» в облике демонстратора малоразмерного газотурбинного авиадвигателя. Подробности проекта раскрыл проректор по науке и цифровой трансформации РГАТУ Александр Сутягин.
Этот проект реализован университетом совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ). Его цель — отработать жизненный цикл изделия на базе российского инженерного ПО, подготовить площадку для подготовку кадров. Демонстратор малоразмерного газотурбинного авиадвигателя представляет собой распечатанную на 3D-принтерах модель двигателя. Полностью параметризованная CAD-модель подготовлена с помощью КОМПАС-3D, для оценки напряженно-деформированного состояния использовались системы APM WinMachine и APM FEM.
О том, как решить задачу наследования разработок, выполненных в зарубежном ПО, участники форума узнали из доклада директора по стратегическому маркетингу АСКОН в машиностроении Павла Щербинина. Впервые на мероприятии были представлены конвертеры, позволяющие открыть в КОМПАС-3D нативные модели и чертежи, выполненные в зарубежных САПР — с сохранением дерева построения, параметризацией и оформлением. Конвертеры разработаны совместно с компанией ИНТЕРМЕХ.
В рамках форума состоялась дискуссия «Реализация задачи импортозамещения ИТ в промышленности, государственные меры поддержки». В обсуждении темы приняли участие заместитель директора центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Дмитрий Лебедев, генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий Александр Павлов, директор Департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли Владимир Дождёв, руководитель Центра цифровизации предприятий ОПК, ФГУП «ВНИИ «Центр» Андрей Агеев и председатель совета директоров АСКОН Александр Голиков.
«У нас с партнерами по консорциуму “РазвИТие” была цель — сделать тяжелый PLM-комплекс, и мы от версии к версии шли по дорожной карте к этой цели. Мы не работаем в парадигме догнать и перегнать кого-то. Главная государственная задача — дать промышленности инструменты, которые позволят проектировать и выпускать самые сложные изделия. Все, что мы сейчас делаем в проектах ИЦК, это по сути ускоренное движение по нашей дорожной карте», — отметил Александр Голиков.