22 июня 2018 г. |
В начале июня Санкт-Петербург встречал гостей — нет, не тех, кто приехал на Чемпионат мира по футболу. Представители самых разных отраслей прибыли на форум «Белые ночи САПР», чтобы вместе болеть за ИТ-результат, потому что всем — разработчикам ПО и их заказчикам, руководителям, пользователям и ИТ-командам, крупным предприятиям и малому бизнесу — сегодня бросила вызов цифровая экономика.
Приветствуя участников форума «Белые ночи САПР», который в этом году был посвящен инженерному взгляду на цифровое производство, компания АСКОН сразу поставила вопрос ребром: для российских предприятий переход к цифровой экономике — это революция или все-таки эволюция? Если революция, слом старого, то означает ли это, что постепенный перевод инженерных бизнес-процессов в цифру, которым промышленность и строительная индустрия занимаются последние годы, обеспечивая передачу данных по вертикали, — отменяется? Или речь идет об ускорении существующих тенденций в связи с возможностями новых технологий?
Так как много шагов предстоит сделать от внедрения CAD, PLM, компонентов BIM до цифровой экономики? Цифровизация неравномерна даже внутри отдельно взятого предприятия, еще более неровный цифровой ландшафт наблюдается в рамках всей промышленности или сферы строительства. Найти баланс можно, прислушиваясь к чужому опыту, перенимая, трансформируя его.
В первый день форума экскурсию в будущее провел Сергей Волков, руководитель направления информационного моделирования ОДАС «Сколково», который показал, как реализуется проект цифрового двойника наукограда Сколково, рассказал о концепции «Умный город» и поделился наработками Минстроя РФ по технологии информационного моделирования.
Сергей Волков, ОДАС «Сколково»:
«Концепция Сколково была изначально построена вокруг человека — все сервисы города ориентированы на удовлетворение потребностей жителя, работника, посетителя. Второй ключевой момент — все, что построено, нужно эффективно эксплуатировать. И здесь мы столкнулись с большой проблемой. Сколково начали строить по классической двухмерной схеме, но в ходе эксплуатации мы столкнулись с тем, что данные теряются, людей приходится учить заново. Стало ясно, что нужно создавать и использовать цифровые модели. Но если начинать делать это на стадии эксплуатации, то стоимость создания модели будет сопоставима с новым проектированием. В 2016 году мы сделали шаг назад и начали разрабатывать методологию: каким образом на этапе проектирования и строительства должны быть сформированы модели, чтоб их можно было использовать в эксплуатации. Мы поставили себе футуристическую цель — четыре класса моделей: модели, которые касаются территории, модели зданий и сооружений, третье — социотехническая модель, где помимо программных решений, аппаратных инфраструктур обязательно присутствует человек (предсказать поведение которого очень сложно, но уже возможно), а также транспортные модели, моделирование поведения людей в чрезвычайных ситуациях и даже инвестиционной привлекательности, и четвертое — расчетные модели энергоэффективности, воздушных потоков на территории, экологическая модель. И все это должно работать как единое информационное пространство».
По словам Сергея, глобальная цель его выступления на форуме «Белые ночи САПР» — не показать, «до чего дошел прогресс», а убедить коллег не бояться использовать технологии. «Если практикующим инженерам, строителям требуется некоторое изменение мировоззрения, то школьникам, студентам это цифровое мировозрение можно прививать сейчас, и в будущем им не нужно будет перестраиваться. Они сразу начнут думать по-другому, потому что технология информационного моделирования подразумевает иной взгляд на процесс подготовки документации, а в некоторых случаях документации может не быть вовсе. Поскольку процесс информационного моделирования — это обмен информацией между различными потребителями или же источниками. При этом не важно — это будет человек или автоматизированная система», — отметил он.
Безусловно, цифровизация в машиностроении и особенно в оборонном комплексе не столь стремительна. НПО «Искра», разработчики ракетных двигателей на твердом топливе и другой высокотехнологичной продукции для авиационной и космической промышленности, подходит к вопросам цифровизации весьма скрупулезно. Предприятие старается честно примерять на себя критерии цифровой зрелости.
Сергей Соболев, заместитель генерального директора по ИКТ НПО «Искра»:
«На данный момент наша цифровая зрелость, как и большинства отечественных промышленных предприятий, находится где-то на уровне 20%. Мы оценивали ее по отдельным аспектам: автоматизация инженерного документооборота и документооборота в системах ERP составляет 30%, финансовой и учетной среды — 30%. И это неплохой результат. Слабее цифровизирована бизнес-аналитика, мобильность (в том числе и в связи с ограничениями регуляторов отрасли). Но мы анализируем свои бизнес-процессы, приходим к пониманию, что требуется их реинжиниринг и приведение к сбалансированным показателям.
При этом цифровизация опирается не только на бизнес-процессы, но и на уровень корпоративной культуры, взаимоотношений с потребителями, конкретные рыночные ниши, потому что ваша цифровая зрелость не может существенно опережать или отставать от рынка. Внешняя среда всегда вынуждает предприятие меняться. Поэтому, как мне кажется, одним из импульсов глобальной цифровизации в промышленности будет трансформация бизнес-модели. Для машиностроения в целом и для ОПК в частности освоение средств бюджета, зависимость от стабильного заказа — это уже некий паттерн. Но с сокращением определенных бюджетных позиций предприятиям придется по-новому оценивать свои возможности в маркетинге и сбыте».
Гражданская промышленность, хоть и более свободна в своем развитии, тоже пока находится в начале цифровой трансформации. Дамир Назипов, инженер-конструктор компании «ТИС», производителя сидений разных видов подвески для таких крупных заказчиков, как КамАЗ, ГАЗ, ВАЗ, УралАЗ, отметил, что дело не только в «оцифровке» того или иного производственного этапа, но и в применении оптимальных для бизнеса ИТ-решений, на поиск и выбор которых тоже требуется время.
Дамир Назипов, «ТИС»:
«Мое выступление было посвящено нашему опыту замены зарубежного ПО на отечественное. Всем конструкторам необходимо работать в единой программной среде. Раньше у нас было так: в одной CAD-системе мы делали исключительно модели, в другой готовили чертежи и спецификации. И на этом теряли очень много времени. Переход на КОМПАС-3D позволил нам оптимизировать процесс проектирования. Еще одним узким местом было неупорядоченное хранение конструкторской документации: что-то хранилось в бумажном виде, что-то в электронном, и все при этом было размещено в каких-то локальных, не связанных друг с другом местах. Нам был необходим актуальный электронный архив конструкторской документации, и мы выбрали для этого PDM-систему ЛОЦМАН:КБ. Так постепенно мы «оцифровали» деятельность нашего проектно-конструкторского отдела. Сейчас запускаем ERP-систему от 1С. Рассматриваем возможность внедрения решений по управлению качеством «8D. Управление несоответствиями» и QiBox — это связано с требованиями наших заказчиков, так как в своей работе мы должны учитывать требования международного стандарта автомобильной промышленности — TS 16949. Этот стандарт подразумевает проведение различных анализов (FMEA, MSA, SPC и др.) и процедур (например, ANPQP). Инструменты для выполнения требований стандарта есть в асконовском QiBox. В дальнейшем, возможно, будут переведены в цифровой вид и технологические процессы. Но всё это поэтапно».
Один из примеров цифровизации производства — переход на безбумажную технологию. О том, какой эффект может дать предприятию этот вполне конкретный шаг, рассказал Владислав Вычугжанин, начальник управления информационными технологиями в ФНПЦ «ПО «СТАРТ» им. М.В. Проценко» ГК «Росатом» (среди последних известных разработок центра — система контроля доступа на объекты Зимних Олимпийских игр в Сочи, Кубка Конфедерации, система контроля доступа на Чемпионат мира по футболу в России).
Владислав Вычугжанин, ФНПЦ «ПО «СТАРТ» им. М.В. Проценко»:
«Мы перешли на безбумажную технологию на одном участке — а это целый цех, на самом деле — по инициативе начальника цеха. Через его участок проходил большой объем бумажной информации, и для улучшения эффективности работы он предложил переход на безбумажные технологии и свой цех в качестве пилотной площадки. Это было новое производство, где удалось спроектировать новые рабочие места специально под проект по изменению принципа работы с документацией. Опыт оказался очень удачным: за счет использования Комплекса решений АСКОН, синхронизации PDM-системы с системой управления предприятия, обеспечения доступа к электронной КТД на рабочем месте в цехе снизилась скорость внесения изменений, резко увеличилась скорость доставки информации до рабочих. Сейчас в планах — перейти на безбумажную технологию и на других участках. Во всех изменениях главенствует организационная составляющая: сначала нужно понять — зачем нужны изменения, какой результат вы хотите получить. Если у вас есть ответы на эти вопросы — это уже полдела».
На форуме «Белые ночи САПР» в 2016 году Научно-исследовательский и проектный институт карбамида (НИИК) впервые увидел систему управления проектной организацией Pilot-ICE, на этот раз команда НИИК участвовала в форуме уже в статусе экспертов по цифровизации (подробнее о проекте внедрения).
Иван Смирнов, директор по информационным технологиям НИИК:
«Пожалуй, есть только один универсальный секрет: компания должна быть готова к цифровизации. Я представляю службы ИТ, для нас заказчик — бизнес. Если бизнес готов, то все будет отлично. Если технологии будут навязаны, цифровизация не пойдет. Все проекты внедрения, все технологические разработки, которые мы ведем сами, помогают компании развиваться. Если 5-6 лет назад технологичным, цифровым можно было назвать только банковский сектор, так как вся их деятельность завязана на ИТ, то сейчас цифровым стал и инжиниринговый бизнес. Пока, конечно, мы не все можем оцифровать и автоматизировать, так как не для всех наших задач есть решения, либо они не удовлетворяют нашим требованиям. И это, пожалуй, препятствие для той самой цифровой экономики».
Действительно, ни один вендор не может предоставить продукты для всех нуждающихся в автоматизации областей бизнеса. В машиностроении задачу перехода от точечного использования технологий к работе конструкторов, расчетчиков, технологов и других специалистов в единой модели, применению сквозных систем помогают закрыть решения консорциума разработчиков инженерного ПО «Развитие». На технологической выставке форума участники могли увидеть продукты членов консорциума, компаний ТЕСИС, Эремекс, НТЦ АПМ, всю продуктовую линейку АСКОН и оценить интеграцию этих решений между собой в рамках перспективного отечественного PLM-комплекса.
АСКОН подошел к теме единого информационного пространства и с точки зрения единства инженерных данных, представив новый продукт для управления нормативно-справочной информацией промышленного предприятия — систему ПОЛИНОМ:МДМ. «На предприятиях используется масса разнообразных ИТ-систем. С углублением цифровизации эти системы развиваются, их число растет, и все они, решая разные задачи, оперируют одними и теми же справочными данными. Раньше определить, что один и тот же материал записан в разных системах по-разному, можно было только вручную. Но с увеличением объема данных и количества систем справиться с задачей таким образом невозможно. ПОЛИНОМ:МДМ объединяет справочные данные на единой платформе, позволяя не только использовать справочники АСКОН, но и создавать свои, наследовать весь контент инженерных справочников, импортировать необходимые данные из любых источников», — рассказал директор АСКОН-Бизнес-решения Юрий Сирота.
Команда КОМПАС-3D тоже провела для участников «Белых ночей САПР» премьеру и продемонстрировала возможности КОМПАС-3D v18 — самой производительной версии в истории КОМПАС, которая выйдет этой осенью. В скорости работы системы можно было лично убедиться на выставке: в КОМПАС-3D была загружена целая флотилия кораблей — сборка из более чем двух миллионов компонентов! Оказалось, что среди гостей форума уже есть те, кто знаком с преимуществами еще не выпущенной на рынок версии. Андрей Захаркин, ИТ-специалист АО «Завод котельного оборудования»: «Наше предприятие занимается производством котлов по сжиганию твердого и газообразного топлива. Последние семь лет мы используем КОМПАС-3D, начинали еще с 11-ой версии. Могу сказать, что v18 – на голову выше даже новейшей 17-ой версии. Наши тестировщики ездили в коломенский центр разработки АСКОН на альфа-тестирование — они в восторге. Нам предоставили v18 на пару машин для испытаний в производственных условиях, и мы очень довольны. Для нас важна производительность — у нас много поверхностей труб, все сферическое, и движки «переваривают» это с трудом. Теперь КОМПАС-3D точно не отстает от зарубежных САПР».
Принцип «не отставать» можно назвать одним из главных мотивов, побуждающих предприятия к цифровой трансформации. Очень образно готовность к необходимым революционным и эволюционным технологическим переменам сформулировал один из участников форума Евгений Жулитов, начальник ОИТ АО «Газстройдеталь»: «Цифровизация сегодня актуальна для всех. Это как гибель Помпеи — если ты знаешь, что вот-вот взорвется вулкан, ты не можешь не обращать на него внимание. Те, кто сейчас не идет, пусть и постепенно, поэтапно, к цифровому производству, потом будет в аутсайдерах. Наше предприятие строит детали для магистральных газонефтепроводов и станций переработки газа. В этом году расходы на цифровизацию только за полугодие превысили объемы предыдущих пяти лет. Просто была достигнута критическая масса — все поняли, если сейчас не займемся, потом будем догонять конкурентов. Нет ни одного объекта «Газпрома», «Роснефти», «Новатэк», где бы не было нашей продукции. Продолжение партнерства с крупнейшими игроками рынка для нас важно! Их доверие завоевывать сложно, и если мы его потеряем, потому что не обратили свое производство в цифру, те, кто был прогрессивнее, займут твое место. Цифровое производство просто обеспечивает твое преимущество».
Александр Голиков, председатель совета директоров АСКОН:
«Все-таки ответ заключается в более широком применении информационных технологий в производстве: полномасштабная автоматизация инженерных процессов, получение информационной модели изделия или объекта проектирования, связанность оборудования и его дистанционная настройка, управление логистикой — от автоматизации заказа компонентов и материалов до отслеживания пути продукции к потребителю… Все это составные части промышленной революции.
По оценкам экспертов (и мы в этом так же убеждены), за ближайшие 10-20 лет и область проектирования, и сфера производства изменится кардинально, и нам всем предстоит оседлать эти изменения. И задача не только в том, чтобы соответствовать требованиям цифровой экономики, цифрового производства, но и в том, чтобы сохранить инвестиции в ИТ, сделанные за годы напряженной работы. Для этого необходимы пошаговые изменения, дающие решение конкретных задач».