ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
Время чтения: 7 мин.
10 мая 2023
«Мы занимались внедрением отечественного программного обеспечения в учебные программы, несмотря на возможность использовать иностранные аналоги».
Интервью с деканом факультета морского приборостроения СПбГМТУ Денисом Кузнецовым
Денис Иванович Кузнецов
Доктор технических наук, декан факультета морского приборостроения, заведующий кафедрой проектирования и технологии производства морских подводных аппаратов и роботов, руководитель авторизованного учебного центра «АСКОН – СПбГМТУ», руководитель Научно-образовательной лаборатории «Цифровые измерительные системы и технологии подводной робототехники» Передовой инженерной школы «Судостроение 4.0» Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.
Передовая инженерная школа СПбГМТУ своим названием «Судостроение Индустрии 4.0» задает ориентир на новый технологический уклад, а как учитывается в Программе развития ПИШ предстоящий переход отрасли на отечественные цифровые решения?
В современном мире все очень быстро меняется. Сейчас уже сложно представить технологичное конкурентное предприятие, на котором, хотя бы минимально, не внедрены цифровые технологии. От уровня автоматизации процессов зависят показатели производительности и качество выпускаемой продукции. Нам, в первую очередь, требуется, чтобы наши выпускники были не только компетентными специалистами, но и при выходе из стен университета имели опыт работы с современными технологиями: начиная с программного обеспечения на этапе проектирования и заканчивая новыми возможностями в области технологических процессов при непосредственном производстве. Начиная с 2017 года, когда в университете был открыт авторизованный учебный центр «АСКОН – СПбГМТУ», мы активно занимались внедрением отечественного программного обеспечения в наши учебные программы, несмотря на возможность использовать иностранные аналоги, и на сегодняшний день эта стратегия оказалась актуальна как никогда. В рамках ПИШ мы планируем внедрить еще больше отечественных цифровых продуктов для разных этапов производства путем обучения и их наглядного использования в новых лабораториях.

Надеюсь, что в дальнейшем российское программное обеспечение станет скорее стандартом для индустрии, чем просто выбором программы для работы.
Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев на открытии комплекса шести учебно-научных лабораторий в СПбГМТУ. Учебная лаборатория «Технологии приборостроения и производства подводных аппаратов»; НОЛ «Цифровые измерительные системы и технологии подводной робототехники».

Фото: пресс-служба СПбГМТУ и телеграм-канал кафедры проектирования и технологии производства морских подводных аппаратов и роботов @KPMALIFE.
В 2022 году в Передовой инженерной школе была разработана дополнительная образовательная программа «Системы управления инженерными данными и жизненным циклом изделия ЛОЦМАН:PLM». На кого она ориентирована и в связи с чем возникла потребность в такой программе?

Переход на новую ступень в образовании подразумевает не только углубленное изучение ранее полученных материалов, но и абсолютно новых навыков: умения управлять рабочим коллективом, быстро и четко формулировать и ставить задачи, отслеживать их исполнение, анализировать полученные результаты. Одним из главных факторов является скорость, с которой все эти процессы будут выполнены. Если учесть, что сейчас внедряются отечественные цифровые продукты, то умение работать с ЛОЦМАН:PLM становится очень важным. Кроме того, что всё программное обеспечение работает в единой системе, на русском языке, вы еще получаете и доступ к мониторингу жизненного цикла изделия в режиме реального времени.

Обучение по программе «Системы управления инженерными данными и жизненным циклом изделия ЛОЦМАН:PLM» доступно для работающих специалистов, желающих повысить уровень своих навыков по работе или внедрению системы управления жизненным циклом изделия на своем предприятии. Со следующего учебного года планируется включить данную программу в подготовку магистрантов.

Используется ли программное обеспечение АСКОН в других образовательных программах Передовой инженерной школы?

Почти во всех наших образовательных программах задействованы продукты АСКОН. Особенно, когда дело доходит до оформления конструкторской документации. Для студентов очень удобно, что ранее изученные требования ЕСКД внедрены сразу в систему автоматизированного проектирования и не нужно вносить больших корректировок при работе с документами: можно сосредоточиться на разработке самих изделий.

В рамках образовательной программы «Инструменты и методики проектирования подводных робототехнических объектов в САПР» студенты используют систему КОМПАС-3D. Обучение включает в себя весь спектр предоставляемых возможностей: начиная от создания фрагментов и деталей и заканчивая оформлением полного комплекта КД для разрабатываемых подводных робототехнических объектов.

В образовательной программе «Цифровые технологии разработки рабочей конструкторской документации» акцент делается на оформление комплекта КД в более классическом виде. Речь идет о создании чертежей с трехмерных объектов, без воссоздания в цифровой среде последних, как это было выше. Единственное, что тут все-таки используется компьютер вместо листа бумаги и карандаша.
Малогабаритный многофункциональный автономный необитаемый подводный аппарат.
Авторы проекта — студенты кафедры проектирования и технологии производства морских подводных аппаратов и роботов Алексей Жихорев и Мария Жихорева.
Руководитель проекта Денис Кузнецов.
В Программе развития Передовой инженерной школы запланировано разработать еще одну образовательную программу «Система управления нормативно-справочной информацией промышленного предприятия ПОЛИНОМ:MDM». Почему в ПИШ обратили внимание именно на задачу управления НСИ?

Цифровые технологии позволяют не только отслеживать и своевременно ставить задачи, но и систематизировать всю информацию, которая используется на разных этапах производства. Намного удобнее, когда любой сотрудник имеет доступ к общей базе с данными, которые он может использовать в разработке и реализации своих проектов. Когда вся информация систематизирована, понятна и хранится конкретном месте в рамках одного предприятия, это значительно сокращает время на поиск и подбор нужных параметров для определенных изделий.

Умение работать с общей сетью моментально доступных данных, а не на отдельно стоящем рабочем месте – еще один навык, который будут получать наши студенты, в рамках планируемой программы «Система управления нормативно-справочной информацией промышленного предприятия ПОЛИНОМ:MDM».

Передовая инженерная школа строит свою работу совместно с индустриальными партнерами — ОСК, Концерном «МПО - Гидроприбор». Можно сказать, что они выступают заказчиками образовательных программ, в том числе изучения отечественных САПР/PDM/MDM-систем?

Навыки работы с отечественными программными продуктами сейчас востребованы как никогда ранее. Наши образовательные программы не претерпели больших изменений в плане используемых продуктов, но, благодаря сотрудничеству с индустриальными партнерами, в частности с АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», мы смогли выстроить более четкую стратегию дальнейшего развития, получить более ясное понимание того, какой сотрудник потребуется на предприятии не сегодня, а уже завтра или через год.

В каких еще направлениях ПИШ «Судостроение 4.0», помимо образовательных программ, нашли применение решения АСКОН?

Так как наши основные направления – это проектирование и разработка, то продукты АСКОН у нас используются во многих направлениях. Помимо основной образовательной деятельности, система КОМПАС-3D задействована и при разработке студенческих проектов, и при проведении открытых занятий и мастер-классов. Все новые научные пространства, которые мы сейчас вводим в эксплуатацию, планируется оборудовать системами ЛОЦМАН:PLM, ПОЛИНОМ:MDM и ВЕРТИКАЛЬ, чтобы наши студенты и слушатели могли увидеть, как устроено современное производство.
Корабельный компрессор К2-150.
Авторы проекта — студенты кафедры проектирования и технологии производства морских подводных аппаратов и роботов Алексей Жихорев и Мария Жихорева.
Руководитель проекта Денис Кузнецов.
С этого года также большое количество мероприятий было нацелено на профориентацию и привлечение школьников 9-11 классов. Мы даем им возможность прикоснуться к работе современного инженера-конструктора, чтобы ребятам было легче выбрать свой профессиональный путь.
Мастер-класс «Инженерная графика и 3D моделирование» для будущих абитуриентов на профориентационной неделе в СПбГМТУ.

Фото: телеграм-канал кафедры проектирования и технологии производства морских подводных аппаратов и роботов @KPMALIFE.
Надеемся на продолжение нашего многолетнего плодотворного сотрудничества с компанией АСКОН. Благодаря Передовой инженерной школе мы сможем подготовить для современного производства еще больше инженеров со знанием отечественных программных продуктов, темпы внедрения которых на предприятиях увеличиваются с каждым днем.
Поделиться в социальных сетях
Читайте также
Подпишитесь на наши новости
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.