Первые две составляющие можно купить, украсть, подсмотреть. Но третья, заметьте, самая «весомая», никогда и никем не документируется ― ее можно получить только на своем опыте. Поэтому «хождение по граблям» – нормальный этап любого более-менее сложного проекта, и мы научились относиться к нему философски. Чтобы достичь чего-то большого, нужно дать команде время и средства наработать компетенции. Иногда нарабатывать очень больно, но так и знания получаются более основательными.
Кто входит в вашу команду, каких специалистов привлекаете к работе?В команду входят самые разные специалисты. В зависимости от проекта это могут быть конструкторы, физики, химики, материаловеды, специалист по организации научных исследований, математик для компьютерной симуляции физических процессов, программист, электронщик, сборщики. Ядро команды обычно неизменно, но для решения разных задач может быть сформирована группа из сторонних специалистов, компетентных в определенной области.
По возможности я стараюсь подбирать коллег так, чтобы их знания частично пересекались и чтобы они понимали смысл работы друг друга: это придает нам лучшую слаженность и дополнительную устойчивость в случае чьего-либо ухода.
После презентации
КОМПАС-3D v19 появились запросы от инженеров со всей России о возможности поработать в нашей команде.
Важен ли для вас возраст коллег? Ощущаете ли различия в подходах к работе у разных поколений?Команда EST lab объединяет специалистов разных возрастов: я старше всех, мне 50, самый юный сотрудник закончил 4 курс МАИ (Прим. — Московский авиационный институт). Есть различия в уровне подготовки, но они, скорее, обусловлены багажом опыта, который приходит как раз с возрастом. В то же время разные подходы к работе и темпераменты только идут команде на пользу.
Про свой возраст и возраст окружающих я задумываюсь, когда возникают сложности в общении, которые никак иначе не объяснить. И я никогда не считал себя достаточно «старым», чтобы кого-то учить. Уверен, что учитель приходит в тот момент, когда к нему готов ученик: человек должен осмысленно обратиться за советом, иначе тот будет бесполезным.
Если молодые коллеги обращаются ко мне за консультацией, я редко отказываю в помощи. Но она не всегда будет понятна начинающему специалисту. Пока он не набьет собственные шишки, он не всякому совету поверит. А как набил, так и сам сможет консультировать.
Какие ИТ-системы вы используете в работе?Начнем с того, что команда постоянно работает в дистанционном формате, собираемся только по производственной необходимости и на монтаже, пусконаладке и для важных совещаний. Работа налажена в целом комплексе программных систем. К примеру, для организации бизнес-процессов используются Camunda, Xmind, Хаос-контроль, а также пакет программ Microsoft.
Отказ от единой программы-интегратора — это наша принципиальная позиция. Я уверен, что все программные решения для организации коллективной работы так или иначе фокусируются на какой-либо стержневой деятельности: будь то конструирование, расчеты или программирование. Такая стержневая деятельность диктует выбор интегрирующего софта. Если у нас нет ярко выраженного направления или оно разное на разных этапах проекта, мы попадаем в ситуацию, когда любой существующий софт, объявленный главным или интегрирующим, уже на следующем этапе перестает помогать, а только мешает. Наше решение заключается в отказе от любой программы-интегратора. Нам нужна максимальная гибкость — ее может дать только сознательная фрагментация софта.
В пользу такого дробления говорит и чувствительность к утечкам информации. По этой же причине мы не используем и онлайн-инструменты. И то, и другое создает еще один рубеж обороны от потерь данных.