Настоящий промышленный дизайн. Опыт НПО СПЕЦКРАН и Студии Артемия Лебедева
Что получится, если добавить к такой, казалось бы, утилитарной вещи, как кабина крана, щепотку искусства? НПО СПЕЦКРАН больше десяти лет проектирует и производит грузоподъемную технику, мостовые и козловые краны. В 2008 году компания обратилась за разработкой концепции крановой кабины в Студию Артемия Лебедева. Поговорили о промышленном дизайне с техническим директором НПО СПЕЦКРАН Романом Юдановым.
Роман Юданов
Зачем крановой кабине дизайн от профессиональной студии
Кабина – это все-таки «лицо» крана и один из главных элементов конструкции: по несколько часов в день в ней сидит такой же человек, как и мы все. Идея сделать особенную кабину возникла в 2008 году, когда наша компания делала первые шаги. В такой период все задумываются, как отличаться от других. Мы обратились в Студию Артемия Лебедева – на мой взгляд, тогда в России больше некуда было идти за серьезным промышленным дизайном.
Как оттолкнуться от вакуума
Задание для студии было очень сложным: создать дизайн универсальной крановой кабины для козловых и мостовых кранов. Труднее всего решать задачи, когда не установлены какие-то параметры. Но у студии был, как сказал тогда Тёма, «богатый опыт, в том, как отталкиваться от вакуума». Слово «Диаманд» в качестве названия назначили мы, а идею подкинул Тёма, сказав, что собирается реализовать кабину, напоминающую бриллиант.
Процесс поиска формы
Кабина предназначена для установки на одно- и двухбалочные краны. В проекте реализована идея панорамного остекления, которое значительно улучшает обзорность.
Распашные створки позволяют очищать поверхности окон, а сдвижные форточки способствуют живому общению крановщика со стропальщиками и такелажниками.
Из чего состоит дизайн «обычной» кабины
Планов по индивидуальному дизайну кабин у нас пока нет. Каркас и компоновка у всех примерно одинаковые. Отличия состоят в установленном там оборудовании. Заказчик часто указывает, что он хочет видеть в кабине.
Почему так долго
Ирония в том, что прошло почти 12 лет и мы только завершили проектирование опытного образца. Такая большая задержка имеет две причины. Первая – это очень сложная технологическая проработка. Много граней под разными углами. Вторая – отсутствие времени и сил на кабину. Как оказалось, мы и без нее стали выгодно отличаться на рынке краностроения, поэтому этот вопрос постоянно отходил на второй план, и мы выполняли заказы с нашей обычной кабиной.
Прочностной анализ в APM FEM, приложении для КОМПАС-3D
Насколько сильно меняли предложенную концепцию
Почти ничего не поменяли, как дизайнеры в студии нарисовали, так мы и делаем. Полученные рендеры переносили в КОМПАС-3D.
Спрос на дизайнерскую кабину
Про кабину иногда спрашивают. Когда сделаем ее из стекла и стали, будем рекламировать и посмотрим, что получится.
Как найти решение, когда у дизайнера нет пользовательского опыта
Тимур Бурбаев
арт-директор проекта, Студия Артемия Лебедева
Это один из профессиональных навыков дизайнера, который работает не на предприятии, а в дизайн-студии. За максимально короткое время дизайнер должен изучить иногда совершенно новую для него область, познакомиться со сложившимися стандартами индустрии, понять, почему и в силу каких технологических особенностей сложились те или иные правила.
Тут помогают как открытые источники (обзоры продуктов современные тренды), так и интервью с людьми, вовлеченными в процесс создания и использования продукта. После, дизайнеры структурируют полученную информацию и используют ее в разработке. Иногда в ходе исследования возникает целый ряд гипотез, которые можно проверить на быстрых макетах или прототипах.
Недавно мы сняли фильм «Как делают краны. Экскурсия на калининградское НПО СПЕЦКРАН».
Внутри: ● 200 человек делают 100 кранов в год ● самое важное при проектировании кранов ● перешли на КОМПАС-3D за один год ● самое сложное с инженерной точки зрения изделие
Хотите узнать, как решить именно ваши задачи? Напишите нам. Мы обсудим, какого эффекта для бизнеса вы сможете добиться вместе с АСКОН.