Модель щита интересна тем, что для построения была использована команда «Булевая операция». Вначале строится основное тело командой «Элемент вращения», далее отдельные тела командой «Элемент выдавливания», которые отвечают за формирование соединительных элементов между основным телом и местом установки подшипника. Поверхности тел соединительных элементов были построены с учетом литейных уклонов, что позволило облегчить и ускорить получение литейной заготовки щита подшипникового. Затем с помощью команды «Зеркальный массив» выполнены зеркальные копии тел и завершающий этап построение командой «Булевая операция». Суть команды «Булевая операция» состоит в том, что она позволяет получить окончательное тело за счет вычитания из основного тела других тел.
Для окончания построения модели щита я применил стандартные элементы библиотек КОМПАС-3D – резьбовые и гладкие отверстия.
Отмечу быстрое и удобное решение, которое появилось в КОМПАС-3D v20: встроенный модуль позволяет использовать изначальный формат модели без дополнительной конвертации в другие форматы, например, STEP, Parasolid и т.д. Это удобно использовать при построении сборки и при взаимодействии со смежными организациями для размещения заказов по изготовлению деталей.
После завершения построения оставшихся моделей деталей статора началось оформление первых заготовок чертежей деталей. Для этого я использовал команду «Создать чертеж по модели». Настоящая команда позволила мне быстро выбрать необходимые виды, расположить их на поле чертежа, нанести поля допусков и предельные отклонения, указать шероховатость и добавить технические требования. Зачастую (например, для типовых деталей статора) всю эту информацию мы копируем из одного чертежа в другой, что позволяет значительно ускорить оформление нового чертежа. В перспективе хотелось бы для типовых деталей создавать параметрические электронные 3D-модели со всей необходимой для изготовления информацией (размерами, обозначениями, техническими требованиями и т.п.).
Далее оставалось согласовать чертежи с технологами.
Модель общего вида двигателя «ДПР 217» строилась и дополнялась по мере создания отдельных деталей и сборочных единиц. Это удобно, поскольку в процессе согласования чертежей происходит корректирование размеров деталей и наглядно видно, как будет изменяться расположение составных частей в зависимости от размеров. Так, благодаря инструментам КОМПАС-3D и визуализации, совместными усилиями конструкторов инициативной группы удалось достичь оптимального расположения датчика оборотов в двигателе, измерить зазоры. Также при построении модели общего вида двигателя были применены стандартные детали библиотек: винты, болты шайбы, подшипники. Остальные составные детали общего вида двигателя, например, датчик оборотов и датчик температуры иностранного производства я построил самостоятельно.
Для создания чертежа общего вида электродвигателя была применена команда «Создать чертеж по модели». Ранее созданные виды чертежа изменялись в соответствии с изменениями модели общего вида.
Спецификация была оформлена встроенными инструментами КОМПАС-3D.
В настоящее время по вновь разработанным чертежам изготавливаются составные части электродвигателя «ДПР 217», которых впереди ждет сборка и испытания.