ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
Время чтения: 14 мин.
11 февраля 2025
Интервью с чемпионом: Игорь Демиденко, инженер РКЦ «Прогресс»
В серии «Интервью с чемпионом» мы будем рассказывать о молодых специалистах, которые победили на чемпионатах профессионального мастерства. Первый герой – Игорь Демиденко, инженер Ракетно-космического центра «Прогресс». В прошлом году он стал лучшим в номинации «Инженерный дизайн CAD» на чемпионате «Молодые профессионалы Роскосмоса» и завоевал серебро на чемпионате высокотехнологичных профессий «Хайтек».
На всех инженерных соревнованиях Игорь выступал в паре с системой проектирования КОМПАС-3D. О буднях космического инженера, подготовке к стартам и атмосфере соревнований – читайте в интервью.
Когда ты заинтересовался инженерным делом и выбрал будущую профессию?

Я понял, что хочу стать инженером, еще в школе, когда выбирал университет. С семьей переехали из Казахстана в Самару, и я поступил в Самарский аэрокосмический университет. После обучения и службы в армии подвернулся вариант работы в Ракетно-космическом центре «Прогресс». После учебы по специальности «Самолето-вертолетостроение» мне хотелось заниматься чем-то связанным с основным производством — ракетами, самолетами, но предложили вакансию в отделе нестандартного технологического оборудования. Там я и вырос как инженер.

Мы занимались созданием дополнительного оснащения для основного производства — различными тележками, ложементами, механизмами. Также разрабатывали ремонтные чертежи. В отделе меня взял под крыло старший сотрудник — объяснял, обучал. Он стал для меня полноценным наставником.

А в какой момент появился КОМПАС?

КОМПАС у меня фигурировал в студенческие годы — в курсовых и дипломных работах.

Наш курс в университете был последним с ручной инженерной графикой. Со следующего года студентов уже плотно учили работать в различных САПР, а мы еще рисовали карандашами на бумаге. КОМПАС я скорее использовал на энтузиазме. Это была версия 11 или 13, точно не помню.

Плюс, когда полетели курсовые проекты по теории механизмов, нам давали карт-бланш — как хочешь, так и рисуй. Я думал, а зачем мучиться с перпендикулярностями? Открывал КОМПАС, рисовал прямые линии, и мне этого было достаточно.

Осваивать 3D-моделирование начал уже на заводе?

Да, 3D начал осваивать с простых задач, которые подкидывал наставник. Под его кураторством занимался проектами, которые приходили в отдел болты, кронштейны, нагревательные столы.

Вообще, мне очень понравилось 3D-моделирование само по себе — как можно придумывать и рисовать самые разные сложные модели. Это такой вызов, который редко встречается в рабочих задачах. На заводе все было довольно прозаично и просто: прямоугольнички, цилиндрики. Изделия должны быть больше про технологичность и необязательно про красоту.

Помню, как в интернете искал чертежи, чтобы на их основе строить 3D-модели, и случайно наткнулся на альбом рабочих чертежей для грузовика ЗИЛ. Для меня будто ящик Пандоры открылся: там были кронштейны, подвески, кузовные детали и многое другое. Что особенно подкупило, так это практически вся деталировка двигателя. Я зацепился, начал вырисовывать сложные детальки.

А в какой момент интерес привел тебя к чемпионатному движению?

Вот как раз с переходом в конструкторское бюро в 2021 году. Работа там кардинально поменялась, стала сложнее.

Мой товарищ из этого отдела несколько лет подряд был участником чемпионата Worldskills. Зная мою тягу к 3D моделированию, он рекомендовал меня тим-лидеру команды РКЦ Прогресс в качестве следующего участника.

Но минимальный опыт участия в соревнованиях на тот момент у тебя все таки был?

Да, я участвовал во внутренних конкурсах по 3D-моделированию на заводе. По правилам участникам давали одну сложную модель, и, кто первым ее сделает с меньшим количеством ошибок, тот и победил. Помню, приходишь на конкурс, переворачиваешь листок с заданием и минут пять чешешь затылок, пытаясь понять, что перед тобой. Задания были совсем не простые — различные кронштейны, цилиндрический патрубок со щитком, даже поверхностное моделирование.

Заняв призовое место на внутреннем конкурсе, я вошел в состав команды РКЦ Прогресс для участия в чемпионатном движении «Молодые профессионалы Роскосмоса». Можно сказать, это был мой первый серьезный чемпионат.

И как прошел первый полет?

Результат был где-то в середине итоговой таблицы, но получилось взять медальон за профессионализм. В 2021 году на «Хайтеке» мы ничего не взяли, в 2022 были уже в пятерке лучших.

В 2023-м мы получили бронзовые медали на «Молодых профессионалах Роскосмоса», работая в Creo.

А как вообще выбирается ПО, которое инсталлируется на площадке чемпионата?

Зависит от правил площадки. На чемпионате Роскосмоса дают карт-бланш — в каком САПР хочешь работать, в таком и выступай. А на национальном соревновании «Хайтек» уже есть строгое ограничение. Раньше все выступали на ПО Autodesk, сейчас — только на отечественном.

На чемпионате Роскосмоса в 2023 году мы познакомились с участником, выступающим в КОМПАС-3D. Мы уже имели опыт работы с этим ПО — проходили базовые учебные курсы и пробовали применять в конкурсах. Но опасались, что пока знаем эту систему недостаточно хорошо и выступали на Creo Parametric. По итогу конкурса, этот участник стал победителем в нашей компетенции «Инженерный дизайн CAD». По итогу конкурса этот участник стал победителем в нашей компетенции «Инженерный дизайн CAD», и кстати, он даже не использовал «горячие» клавиши.

И здесь у нас с экспертом появилась мысль — почему бы не перейти на использование КОМПАС-3D, функционал которого обеспечивает оптимальное соотношение качества исполнения и затраченного времени?

Работать в КОМПАС-3D без использования горячих клавиш это нетипично?

У участника на чемпионате обычно всегда задействованы обе руки: одна на мыши, другая на горячих клавишах. Сопряжения, эскизы, автолинии, окружности — все команды САПР стоят на клавиатуре. А мышка работает в рабочем поле 3D-модели. Она возвращается к панели, только если нужна редко используемая команда.

Плюс, в КОМПАС можно выполнять операции несколькими способами. У меня практически половина клавиатуры настроена на команды: измерить расстояние, добавить сопряжение, развернуться в плоскости по нормали и другие.

По твоему мнению, насколько ускоряет работу активное использование горячих клавиш? И используешь ли ты их в повседневной работе, или они, условно говоря, только для конкурсов?

Изначально я начал их использовать во время соревнований для ускорения быстродействия. Это однозначно помогает — на 20-30% точно быстрее начинаешь проектировать. А потом, когда уже привык к руке всегда на горячих, в работе тоже использую.

Значит, после соревнований 2023 года вы вдохновились результатом победителя и тоже стали выступать на КОМПАС-3D?

Да, в 2024 году я заявил КОМПАС-3D на чемпионат Роскосмоса как свою основную САПР. И мы показали просто феноменальный результат, уйдя в большой отрыв от остальных участников.

С чем ты это связываешь?

Во-первых, команда. Костяк участников каждый год остается постоянным, после нескольких чемпионатов люди набрали уже достаточно опыта. Можно сказать, мы на конкурсах в числе завсегдатаев.

Во-вторых, у меня появился новый опыт работы с моделями и чертежами металлоконструкций. От концепции до деталировки. По восходящему проектированию было нереально работать, чтобы увязать такое количество компонентов, поэтому приходилось по нисходящему. Как раз КОМПАС нам это позволял. Оказалось, что многие процессы в нем делать быстрее, чем в зарубежных системах. Те же сопряжения накладывать на сборки проще, как и чертить. С этим помогло обучение по методикам проектирования в КОМПАС-3D, для которого к нам на завод приезжал специалист.

Еще на конкурсах очень пригодился инструмент, заточенный под ЕСКД. В задании предъявляют требования, чтобы все чертежи соответствовали ЕСКД. И тут оказалась полезной полная библиотека стандартных компонентов. Поэтому мы взяли КОМПАС как основной и оказались правы.

Так что, да. И мой опыт, и возможности САПРа — все сработало вместе.

То есть ты и курс послушал, и руку набил на практике с КОМПАС?

Да. Плюс, то, что было непонятно, можно было найти в справочных материалах. Они у КОМПАС, я считаю, одни из лучших по сравнению с аналогами.

А «Азбуку-КОМПАС-3D» как оцениваешь? С позиции эксперта.

Думаю, она тоже достойна выполнена. Если новичок будет знакомиться с КОМПАС с ее помощью, то не встретит особых проблем с обучением. Я даже по нисходящему проектированию смотрел, как применяются компоновочные модели.

В ходе интервью Игорь интересовался развитием КОМПАС-3D — что ждать в следующих версиях. Отвечает Дмитрий Гинда, директор по маркетингу АСКОН-Системы проектирования.

Игорь Демиденко: Могу высказать пару пожеланий по функционалу, что хотел бы увидеть в будущих версиях КОМПАС. Одним из конкурсных модулей у нас, как правило идет реверс-инжиниринг с STL-моделью. Подкидывают либо действительно отсканированную модель, либо просто сохраненную STL-модель как полигональный объект. Есть ли инструмент в КОМПАС, который провел бы сглаживание модели и тем самым снизил большое количество полигонов? Чтобы моделька крутилась и обрабатывалась поживее.

Дмитрий Гинда: На данный момент в КОМПАС есть специальный инструмент, который позволяет выбрать эти полигоны и распознать как цилиндрический участок.

Игорь Демиденко: Это подгонка поверхностей, да. А я имею ввиду такой инструмент, который мог бы сам провести работу с полигонами. Например, на курсах по реверс-инжинирингу я видел программу, которая позволяла сглаживать модель и снижать количество полигонов, когда их количество достигало более миллиона.

Дмитрий Гинда: Такой возможности пока нет. Из реверса что будет полезно, так это делать совмещение объекта из КОМПАС и того, что было открыто и отсканировано. Их можно совмещать по геометрии. Такая функциональность, о которой ты говоришь, есть у ПО, прилагающегося к сканерами.

Игорь Демиденко: Еще бывают проблемы с созданием скругления на векторных кромках, когда проходит радиус.

Дмитрий Гинда: Если случаются проблемы со скруглениями, нужно написать в поддержку в личном кабинете и прикрепить к письму рабочую модель (наименования и остальную геометрию можно убрать). Мы посмотрим и поможем — каждый такой запрос мы берем в работу. На текущий момент у нас планируется выход обновления, которое будет включать в себя исправления по ряду выявленных в работе случаев при скруглении у наших заказчиков это позволит построить ранее не получавшиеся скругления. Но если найдутся еще случаи, то отправляйте нам.

Игорь Демиденко: Как можно улучшить процесс создания своей ориентации в КОМПАС? К примеру, в Creo Parametric при активации инструмента ориентации можно было легко выбрать направление поверхностей. Грубо говоря, одна должна смотреть в тебя, а другая — вверх, вправо, вниз, куда угодно. И это позволяло точнее выставить ориентацию модели. В КОМПАС у нас получалось по нормали взглянуть на деталь. Тем более, если она сделана по нисходящему проектированию, то расположение работает немного не так, как ожидаешь. И докручивать стрелочками бывает неудобно.

Дмитрий Гинда: В КОМПАС-3D v23 появилась новая возможность указывать направляющий объект и управлять числовым параметром поверхности. Условно говоря, теперь можно обозначить ориентацию к объекту и еще одну грань, которая должна располагаться ровно. Для нисходящего проектирования при создании компонентов можно создавать ЛСК. Тогда создаваемый компонент будет ориентироваться не по глобальной СК, а относительно своей СК. Что будет приводить к ожидаемому результату.
Как коллеги относятся к твоему участию в чемпионатах?

Когда мы в первый раз привезли медали (мы вообще первыми на «Прогрессе» привезли награду с соревнований), нас вызвал главный конструктор. Пожал нам руки, поздравил, позвал всех начальников отделений, говорил, какие молодцы. Эксперту подарили фирменные наручные часы с символикой РКЦ, а мне — макет ракеты СОЮЗ-2.

А где ты хранишь свои медали?

В специальном ящике, а медаль чемпионата Роскосмоса я отдал маме.

Я недавно видел рабочее место знакомого по чемпионатам в РКК «Энергия», так у него все пространство в дипломах и медалях. Все, что заработал, над рабочем местом и висит. У меня на работе, кто со мной знаком, тот знает, что я участвую в чемпионатах.

То есть для тебя главное — участие? Важнее наград?

Было очень приятно, когда тебя оглашают победителем. Вот в этот момент, конечно, происходит выброс адреналина, эмоции. Вот за этим и ездил.

А так, на конкурсы всегда можно поехать посоревноваться. Посмотреть, кто что может. Можем ли мы выступить лучше, чем в прошлом году.

К тому же, на чемпионате стрессовая обстановка. Поначалу кажется, что поехать поучаствовать — ерунда, а на деле все не так. Если ты подготовлен и хочешь достичь серьезного результата, то вынужден напрягаться и волноваться. Я пока что еще не достиг такого хладнокровия, чтобы спокойно пережить конкурсные дни. Эмоционально это серьезная нагрузка.

И как ты с ней обычно справлялся?

Наставник надо мной шутил: «что ты там, мельдоний выпил перед конкурсом?» Не мельдоний, а витамины перед чемпионатом начинаю пить, да. Если можно помочь своему организму пережить тяжелый момент, то почему бы и нет?

Как ощущается сам чемпионат, момент старта, когда выдают задание?

Адреналинчик работает примерно в первый час, когда конкурсный день начинается. Смотришь задания, а в голове все пульсирует, не знаешь, как их выполнять. Пытаешься искать решения. А потом уже в рабочую колею входишь, ловишь настроение и в принципе работаешь, как машина. Становится ясно, что нужно делать.

Каждый конкурсный день длится по шесть часов с перерывами. Два часа работаешь — час отдыхаешь. Два часа работаешь — 15 минут отдыхаешь. Снова два часа работаешь. На три дня — три модуля, каждый ориентирован на свои задачи. Например, по рамным конструкциям или листовым деталям. Есть прямое моделирование по чертежам, есть проектирование изделия по техническому заданию, по внесению изменений в конструкцию.

А после соревнований, очень нервозных дней, как ты обычно праздновал победу?

Как правило, после конкурсных дней есть еще день подсчета баллов. Пока эксперты все проверяют, ты остаешься в неведении. Так что один день можно посвятить прогулкам по городу. Благо, чемпионаты почти каждый раз проходят в новом месте. Благодаря конкурсному движению я побывал в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Калининграде.

А вот про сообщество. С другими конкурсантами после соревнований вы общаетесь, делитесь опытом?

После чемпионатов мы обычно не собираемся. Обсуждения проходят в перерывах или в конце конкурсного дня. Среди конкурсантов всегда дружеская атмосфера, так что плюс-минус все под впечатлением от испытанного начинают рассказывать и делиться, в том числе про особенности решений вразных САПРах. Кто-то расстраивается, понимая свои ошибки. Всегда интересно обсудить затык, который словил во время выполнения заданий.

Какие у тебя дальнейшие планы после всех побед в 2024 году?

У нас в Роскосмосе такая позиция: если ты стал призером на Национальном чемпионате «Хайтек», то все, выбываешь. Выиграл — значит давай дорогу другим. Так что сейчас планирую участвовать в будущих соревнованиях в роли эксперта, как наставник для новых выступающих.

Поделиться в социальных сетях
Читайте также
Подпишитесь на наши новости
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.