Судьбу поморского судостроения решили указы Петра I, начиная с 1713 года. Император под угрозой штрафов и каторги запретил строить в поморье кочи и лодьи, повелев вместо них делать «новоманерные» морские суда. Со временем мастеров, владеющих старинным ремеслом, становилось все меньше, технология начала исчезать, а вместе с ней и важная часть истории.
С 2019 года на верфи традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове вновь строится поморский коч. Основой послужили старинные описания, хранящиеся в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота, и записки капитана Архангельского порта Мятлева.
За пять лет Фонд достиг большого прогресса в постройке коча, итоговые размеры которого составляют 19 м в длину и почти 6 м в ширину. В 2024 году плотницкий состав проекта увеличился до 8 человек — все профессионалы корабельного дела. Они провели корпусные работы по набору судна, закончили вырейку бортов и обшивку. Инженеры спроектировали топливно-энергетическую систему и водообеспечение. Сейчас в самом разгаре работа над внутренними помещениями — уже разработан их дизайн, начались отделочные работы в кают-компании.
За проектирование и подготовку чертежей в команде отвечает главный инженер проекта Егор Ватлецов. Ранее он работал на Соломбальской судостроительной верфи, когда она еще занималась деревянным судостроением. «Максимальная чертилка, быстро и со вкусом», — так Егор описывает свою работу над чертежами коча. Для информативности он готовит как 2D-документы, так и 3D-модели, в зависимости от характера деталей.
Однако команда адаптируется и продолжает работу. Помогают в этом и системы проектирования с возможностью создавать качественные чертежи. По словам Глеба Плетнева, грамотные документы позволяют сократить время работы над судном.
На верфь приезжают и школьники. Они узнают историю поморских корабелов и изучают работу с деревом на мастер-классах — выжигают, вырезают, строгают, делают маленькие кочики. Работа со школьниками является частью профориентационного проекта «Плотник будущего», поддержанного Фондом президентских грантов.
Когда коч будет построен, команда Фонда рассчитывает пройти на нем от Архангельска до Салехарда, повторив один из походов Великой Северной экспедиции. Есть и более масштабный план организовать целую сеть межрегиональных туристических маршрутов вдоль арктического побережья по уникальным объектам Западной Сибири.
Не дожидаясь окончания работ над кочем, Фонд уже готовится к закладке следующего исторического судна.