ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
Время чтения: 7 мин.
18 марта 2025
Поморский коч: как современные корабелы строят легендарное судно первопроходцев русской Арктики
Столетия назад отважные мореплаватели ходили на этих судах по просторам Северного Ледовитого океана, а предприимчивые промышленники осваивали реки и земли Сибири. Сегодня поморский коч, старинное парусно-гребное судно Русского Севера, получает второе рождение в Архангельске. Его воссозданием занимается команда Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания. Проект собрал вокруг себя волонтёров, студентов, школьников. Помогает и локальный бизнес, и крупнейшие компании страны. АСКОН тоже внес свой вклад, предоставив лицензии системы проектирования КОМПАС-3D для моделирования конструкции коча.
Зачем в эпоху атомных ледоколов нужны деревянные парусники, где найти мастеров-корабелов и как помогает 3D-моделирование в историческом судостроении? На наши вопросы отвечает Глеб Плетнев, руководитель и идейный вдохновитель проекта «Поморский коч», глава Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания, член Русского географического общества.
«Все таки Архангельск — это первый международный порт России и родина северного судостроения. Поэтому захотелось построить яхту-лодку, которая стала бы символом арктического мореплавания. По мере поиска в архивах мы дошли до допетровского периода, ведь на что опирался Петр Первый, когда прибыл в Архангельск? На умение корабельных плотников Северной Двины».
Коч — деревянное судно длиной 15-20 метров с небольшой осадкой, предназначенное для долгого плавания по северным морям и рекам. Быстрый и маневренный, он мог преодолевать большие расстояния через льды и шторм. Отличительной чертой поморских судов была единая технология строительства без использования металла: доски обшивки сшивались еловыми ветками – «вицей». В Северной Европе так строить тоже умели, но гораздо меньшие по размеру лодки. Известно, что в экспедиции Семена Дежнева, открывшей летом 1648 года пролив между Азией и Америкой, участвовали шесть кочей. Спустя 85 лет два коча отправились к берегам Ямала в составе Великой Северной экспедиции.

Судьбу поморского судостроения решили указы Петра I, начиная с 1713 года. Император под угрозой штрафов и каторги запретил строить в поморье кочи и лодьи, повелев вместо них делать «новоманерные» морские суда. Со временем мастеров, владеющих старинным ремеслом, становилось все меньше, технология начала исчезать, а вместе с ней и важная часть истории.

С 2019 года на верфи традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове вновь строится поморский коч. Основой послужили старинные описания, хранящиеся в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота, и записки капитана Архангельского порта Мятлева.

«Само по себе слово "коч" — очень яркое и звонкое» — соглашается Глеб Плетнев. И шутит, что даже подумывал выпустить NFT "Коч", чтобы привлечь дополнительные ресурсы к проекту. – «Насчет возникновения слова есть различные версии историков. В том числе и совсем нелепые. Скорее всего "коч" можно объяснять как "коца-шуба" — прочная обшивка. Мощные толстые деревянные доски позволяли кочам не затираться льдами. В те века Арктика была ближе с точки зрения ледового покрова, и льды забивали многие проливы. При подходе к льдинам команды вытаскивали кочи на лед с помощью тяжелых якорей и цепей. Судно протаскивали на теле, как на тяжелой лыже, до следующей полыньи и продолжали двигаться намеченным маршрутом».

За пять лет Фонд достиг большого прогресса в постройке коча, итоговые размеры которого составляют 19 м в длину и почти 6 м в ширину. В 2024 году плотницкий состав проекта увеличился до 8 человек — все профессионалы корабельного дела. Они провели корпусные работы по набору судна, закончили вырейку бортов и обшивку. Инженеры спроектировали топливно-энергетическую систему и водообеспечение. Сейчас в самом разгаре работа над внутренними помещениями — уже разработан их дизайн, начались отделочные работы в кают-компании.

Следуя полученным в архивах ВМФ описаниями, судно создают с учетом современных правил безопасности и с использованием цифровых технологий. В числе полезных инструментов — система КОМПАС-3D.

За проектирование и подготовку чертежей в команде отвечает главный инженер проекта Егор Ватлецов. Ранее он работал на Соломбальской судостроительной верфи, когда она еще занималась деревянным судостроением. «Максимальная чертилка, быстро и со вкусом», — так Егор описывает свою работу над чертежами коча. Для информативности он готовит как 2D-документы, так и 3D-модели, в зависимости от характера деталей.

«Двухмерных чертежей нам часто хватает. Тут же не стальное судостроение — деревяшка все равно «гуляет», идеально ровно не получается. После изучения старых схем от наших историков я брал несколько рисунков, обводил линии в КОМПАСе и накладывал друг на друга. По наилучшим вариантам рисовал чертеж с доработкой, чтобы учесть все ограничения и наши пиломатериалы».
Есть детали, которые конструкторы отрисовывают в 3D. Оковки, гнутая листовая сталь, болтовое соединение — все эти крепления парусного вооружения получаются нагляднее в трехмерном формате.

К сожалению, многие вещи, важные для постройки судна, утрачены в России, говорит Егор Ватлецов. Ушли специалисты по деревянной отделке с необходимыми навыками и инструментами. Станки, близкие по качеству к стоявшим на верфи, уже не найти в продаже. Некоторые моменты в проектировании приходится упрощать.

Однако команда адаптируется и продолжает работу. Помогают в этом и системы проектирования с возможностью создавать качественные чертежи. По словам Глеба Плетнева, грамотные документы позволяют сократить время работы над судном.

«Даже с учетом строительства старых деревянных архаичных судов 14-18 века, ваши возможности — это эффективность. Грамотные чертежи позволяют привлекать больше фокус-групп и отдавать процессы на краудсорсинг, особенно в отделке, резьбе, расчетах прочности, непотопляемости, нагрузке масс. Сейчас, например, к нам зашли проектировщики интерьеров из компании «ХС Морское Проектирование», работающей в Северодвинске. Специалисты будут проектировать интерьеры кают-компании и всех санитарных пространств коча».
Проектом занимаются не только профессиональные инженеры и судостроители. Третий год подряд Фонд принимает на практику студентов средне-специальных учебных заведений, которые учатся на плотников, столяров, мебельщиков. Ребята помогают в строительстве коча и ремонте-реставрации лодок.

На верфь приезжают и школьники. Они узнают историю поморских корабелов и изучают работу с деревом на мастер-классах — выжигают, вырезают, строгают, делают маленькие кочики. Работа со школьниками является частью профориентационного проекта «Плотник будущего», поддержанного Фондом президентских грантов.


Когда коч будет построен, команда Фонда рассчитывает пройти на нем от Архангельска до Салехарда, повторив один из походов Великой Северной экспедиции. Есть и более масштабный план организовать целую сеть межрегиональных туристических маршрутов вдоль арктического побережья по уникальным объектам Западной Сибири.

Не дожидаясь окончания работ над кочем, Фонд уже готовится к закладке следующего исторического судна.

«Наш цех — 1300 квадратных метров, он позволяет единовременно строить минимум два судна. Мы хотим более грамотно подойти к следующему проекту, который напрямую связан с тем, где мы находимся. Мосеев остров, Соломбала, Архангельск — именно отсюда пошла вся история государственного военно-морского флота России, с постройки яхты «Святой Петр». Это деревянное парусное судно в 17 метров, оснащенное 12 пушками.

Наша надежда и задача состоит в том, чтобы проект не остановился. Мы хотим и дальше строить суда максимально грамотно, аутентично, самобытно. И вместе. Поэтому приглашаем в Архангельск — погрузиться в нашу культуру, посмотреть на коч и присоединиться к проекту!».
Подробнее о проекте «Поморский коч»:
официальный сайт;

сообщество в ВК.

Поделиться в социальных сетях
Читайте также
Подпишитесь на наши новости
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.