«Сегодня технологии изготовления и проектирования артиллерийских систем уже не те, что были несколько десятилетий назад. Техника роботизируется, все стремятся к сокращению габаритов массы и стоимости машины. Меняются подходы к проектированию самих орудий. Если раньше боевое отделение проектировалось, исходя из конструкции орудия, то теперь орудия разрабатываются в контексте применения в конкретном боевом отделении, а это накладывает свои ограничения.
Другими стали и инструменты проектирования. Раньше инженер-компоновщик рисовал ворох калек (процесс сродни работе со слоями в фотошопе), на каждой отрисовывал приборы в определенном виде, масштабе. Теперь с помощью 3D можно на любом из этапов проектирования увидеть, как все будет в машине, продумать расположение органов управления, эргономику, к которой, кстати, в военной технике предъявляются очень жесткие требования. Да и вообще сложность реализации современных образцов бронетехники сегодня порой приближается к авиастроению.
Система Нона была создана в 70-х годах, тогда в башне машины содержалось порядка 10 основных электронных приборов. Следующая «реинкарнация» Ноны, самоходная гаубица/миномет Вена содержит уже до 20 основных приборов, и это исключая прицелы, командирские башенки и тому подобное. На современных самоходных артиллерийских орудиях количество приборов выросло уже до 40-50. Да что там говорить: если посмотреть на номенклатуру кабелей, которые мы используем, то плотность их переплетения такова, что, кажется, машина может обойтись и вовсе без брони! Системы навигации, связи, обеспечения стрельбы, механизмы — все это влияет на проектирование. В чертежной группе на изделие порой может доходить до 700 чертежей. Создавать такую технику в сжатые сроки без 3D-инструмента просто невозможно. И мы работаем в КОМПАС-3D.