Top.Mail.Ru

ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
 
Незаменимые бывают
Как Омский НИИ приборостроения внедрял ЛОЦМАН:PLM
Может ли одна из звезд стать центром галактики? Может, если звезда — это грамотно внедренная PLM-система, а галактика — ИТ-пространство предприятия во всем его программном многообразии. В Омском НИИ приборостроения бизнес-процессы производства радиоаппаратуры выстроены вокруг системы управления жизненным циклом изделия ЛОЦМАН:PLM. С ней работают на всех этапах создания продукции — от разработки схемы и 3D-модели до закупки компонентов и производства готовой продукции в цехе. Мы отправились в Омск, чтобы узнать, как именно ОНИИП творит ИТ- прогресс вместе с решениями АСКОН.
Вот уже почти 60 лет Омский НИИ приборостроения разрабатывает устройства и комплексы систем радиосвязи самого разного назначения (и не только разрабатывает — здесь реализован полный цикл создания радиоаппаратуры и радиоэлектронных компонентов, их производства и сопровождения в эксплуатации). Чем дальше развивается отрасль, чем сложнее становятся технологии, тем больше профессиональных вызовов встает перед ОНИИП. Сегодня для института приоритетными являются исследования в области аналоговой и цифровой обработки сигналов, микроэлектронных «систем на кристалле» и микросистемных элементов функциональной электроники, разработка и производство автоматизированного оборудования.

Специфика опытно-серийного производства средств радиосвязи диктует свои требования — необходимо особенно внимательное, пожалуй, даже чуткое отношение к инженерным данным на всех этапах создания продукции. По окончании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должен быть выпущен опытный образец нового изделия: фактически он создается по «сырой» документации, в очень сжатые сроки. Разумеется, в процессе его производства документация меняется, и нужно отслеживать, чтобы все изменения были учтены. С серийной продукцией проще — ее выпуск отработан, но и она не застрахована от изменений. Так или иначе, цена любой ошибки высока. Именно поэтому ОНИИП давно осознал необходимость комплексной автоматизации, позволяющей отслеживать качество и движение информации об изделии на протяжении всего его жизненного цикла.
Переход в цифру
Одним из первых шагов к наведению порядка в информационных потоках было внедрение КОМПАС- 3D. Чтобы подготовить почву для последующего внедрения PLM-системы, все разработчики института перешли на проектирование в новой САПР — они работали над своими изделиями только в электронном виде и с обязательным заполнением электронной спецификации. Данные из спецификации передавались в ERP-систему, где происходило формирование электронно-цифрового изделия.

Переломный и весьма непростой момент настал, когда пришлось переводить в электронный вид всю старую документацию. Но такие препятствия всегда проще преодолеть, если есть дисциплина. Для оцифровки архива была собрана отдельная команда, выпущены специальные инструкции и регламенты, следуя которым сотрудники обрабатывали всю актуальную на тот момент документацию из архива, создавали электронные спецификации и затем электронно-цифровые версии изделий. Процесс был долгим, работа скрупулезной, но это того стоило — наконец появилась возможность внедрять ЛОЦМАН:PLM, поначалу как средство электронного согласования и построения электронной структуры изделия на основе спецификации.
Хотите узнать, как решить именно ваши задачи? Напишите нам.
Андрей Жигульский,
начальник отдела САПР Омского НИИ приборостроения
«К ЛОЦМАНу мы разработали бизнес-процессы и правила по выполнению новых изделий. Сначала люди не понимали, для чего все это, в чем польза лишних действий? На том этапе в системе еще не было нужной разработчикам информации — данных о стандартных изделиях, комплектующих, материалах. Они были вынуждены вносить эту информацию вручную, что, конечно, никого не воодушевляло. Процесс затягивался. Казалось, что быстрее будет отнести бумажный документ каждому исполнителю лично, чем создавать структуру изделия в электронном виде и запускать согласование. Тут нам очень пригодилась поддержка генерального директора ОНИИП, Владимира Александровича Березовского, который сказал: „Все! С завтрашнего дня начинаем работать по-новому, невзирая ни на какие обстоятельства“. Отделу техдокументации, архиву, нормоконтролю — всем было запрещено принимать документацию на бумаге. И постепенно разработчики полностью перешли на работу в электронном виде»
Но совсем гладко подобные реформы никогда не проходят. Оказалось, что зачастую новая документация содержит в себе заимствованные изделия, то есть основывается на блоках и узлах, которые разработаны ранее и которых в ЛОЦМАНе нет. Потребовались не только дополнительные регламенты по добавлению заимствованных изделий в PLM-систему, но и дополнительные сотрудники.

Вскоре специалисты ОНИИП прониклись тем, что все изделия разрабатываются в электронном виде, и особенно оценили возможность использовать цифровые данные на ранее созданную продукцию. По мере наполнения базы данных ЛОЦМАН:PLM становился все более очевидным подспорьем в работе. Когда новый ИТ-инструмент, поначалу казавшийся обузой, начинает приносить реальную пользу, ты, само собой, хочешь, чтобы этой пользы становилось все больше. И вот уже разработчики ОНИИП сами настаивают на выпуске извещений в электронном виде!
Кто владеет информацией, тот владеет миром
Параллельно проходило наполнение единых справочников стандартных изделий, материалов и комплектаций. Для этого была создана группа унификации, которая по мере наполнения базы данных проводила контроль, решая, можно/нельзя/стоит ли применять тот или иной компонент или материал. «Это стало для нашего предприятия огромным импульсом. Тот факт, что разработчик использует разрешенную и прошедшую согласование базу данных, видит, какие изделия и комплектации создаются коллегами в других отделах, и может взять готовые решения, позволил ускорить процесс разработки продукции, — отмечает Андрей Жигульский.
На данный момент в справочнике ОНИИП порядка 60 тысяч элементов — все они используются, при этом база постоянно растет и актуализируется.
Еще на стадии разработки схемы изделия, когда его состав не известен, но уже известна элементная база, разработчик примерно представляет, какие компоненты будет применять. Срок между разработкой и выпуском опытного образца очень короткий, и если ждать, пока документация будет сформирована, согласована, сдана в архив и запущена в производство, уже будет поздно покупать нужные материалы. Поэтому в ОНИИП на базе ЛОЦМАН:PLM реализована следующая технология: используя единый справочник, можно автоматически, «на опережение», сформировать перечень нужных комплектаций и материалов. Он согласовывается и поступает в службу снабжения, пока разработка опытного образца еще, по сути, не завершена, а служба снабжения уже на 80% знает, что покупать. Конечно, когда документация сдается в итоге в архив, что-то может поменяться в элементной базе, в материалах, но это несоизмеримо меньшие затраты, чем те, к которым может привести потеря времени.
Есть вопросы или комментарии по внедрению продукта? Напишите нам!

Взгляд руководителя
Александр Давыдович,
заместитель генерального директора ОНИИП по НИОКР
Вся линейка продукции ОНИИП создается с применением ПО АСКОН, будь то вновь разрабатываемые изделия или выпускаемые серийно на нашем предприятии и на ПО «Иртыш». Я стоял у истоков внедрения ЛОЦМАН:PLM и могу с уверенностью сказать, что перемены очевидны. У наших специалистов теперь есть четкое понимание, что и как они разрабатывают, есть возможность организации коллективной работы, оперативной выдачи информации для смежных подразделений, которые ведут подготовку производства на различных этапах жизненного цикла изделия. В ЛОЦМАН:PLM хранится вся необходимая для выпуска продукции информация. Мы получили большой эффект от внедрения системы за счет унификации данных, коллективной работы, обеспечения мгновенного доступа к ранее принятым решениям. Наша база данных позволяет упростить процесс поиска тех или иных компонентов, которые могут быть применены в изделии, а значит, становится проще и быстрее процедура подготовки производства, сокращается срок серийного выпуска и выпуска опытных образцов, что для нас крайне важно.
Центр галактики
На сегодняшний день вся документация по любым изделиям и ее согласование ведутся только в электронном виде. При разработке документации разработчик изделия видит в системе подходящие решения и использует их в своих проектах. Когда ему нужно сделать похожую деталь, он не проектирует ее с нуля, а берет похожую в ЛОЦМАНе, дорабатывает и отправляет документацию на согласование. Такой подход позволил институту добиться серьезного ускорения в выполнении заказов. Также ЛОЦМАН используется технологами по мере разработки и согласования документации для технологической подготовки по уже существующим изделиям.

В любой момент времени каждый специалист может посмотреть в системе техническое решение, составы, актуальную документацию. Документация сдается в электронный архив — эту задачу в ОНИИП закрывает собственный модуль для ЛОЦМАН:PLM, позволяющий видеть, когда была сделана та или иная разработка, когда сдана, кому выдана. Это решение очень востребовано среди производственников, которые хоть и имеют бумажные копии документов для изготовления, предпочитают обращаться в ЛОЦМАН:PLM, чтобы быстрее находить нужную информацию.

В итоге работа в системе затрагивает практически все службы ОНИИП — пожалуй, кроме кадров и бухгалтерии. ЛОЦМАН использует даже экономическая служба. В системе реализованы заказы для производства — ему требуется состав изделия, актуальная информация по составу. Вся эта документация, прежде чем отправиться в цех (в том числе на сторонние предприятия), проходит ряд согласований через экономические подразделения — они проверяют состав, стоимость, участвуют в согласовании, тоже через ЛОЦМАН.
За последние пять-семь лет в ОНИИП выросло целое поколение специалистов, которые работают только в ЛОЦМАНе и КОМПАСе. Вырвать ЛОЦМАН:PLM из ИТ-пространства института или перейти на бумагу уже просто невозможно.

Хорошо проработана связка ЛОЦМАН:PLM с ERP-системой. Как мы уже рассказали выше, на основе решения АСКОН создана единая база данных для всего предприятия: все электроэлементы, стандартные изделия, материалы добавляются в справочник ЛОЦМАНа. Они проходят все стадии согласования, подвергаются унификации и проверяются на корректное заполнение. Служба, которой требуется какой-то элемент, может начать применять его только после согласования. Если элемент не разрешен к применению или его нет в системе, документацию попросту не примут. Вот предположим, отделу комплектации нужно купить электроэлемент, которого еще нет в справочнике, а его нужно провести через склады (это вообще бухгалтерская часть ERP-системы) — заявка на закупку должна быть подана через ЛОЦМАН, откуда она попадет в ERP-систему. И только после этого комплектовщик увидит нужный элемент у себя в справочнике склада. База данных позволяет получить полноценную нормативно-справочную информацию по любому объекту, она полностью интегрирована в ЛОЦМАН и едина для всего института и смежных предприятий.
Приблизиться к идеалу
Если раньше, на старте внедрения ЛОЦМАНа, ИТ- служба всеми силами подталкивала предприятие к прогрессу, предлагая реализовать то одно, то другое, то сейчас именно сотрудники как потребители информации высказывают свои пожелания к системе. ОНИИП развивает ЛОЦМАН, внедряя новые процессы, связанные с подготовкой к производству и разработкой документации.

Например, в институте разработана собственная система электронного организационно-распорядительного документооборота на базе ЛОЦМАН:PLM. В ней согласовываются договоры, ведется рассылка приказов, регистрируется входящая и исходящая корреспонденция — и у каждого сотрудника есть доступ к этому модулю. Так как через самого исполнителя зачастую проходит огромный объем документации, он не всегда может запомнить, какой документ и у кого находится на согласовании. Для удобства пользователей в ОНИИП разработали собственную информативную панель в интерфейсе ЛОЦМАНа по работе с согласованиями, которая показывает, кем выступает специалист — инициатором согласования или участником, кто какие замечания написал, кто, когда и кому вернул документ.
Через отдел технической документации и нормоконтроля проходит в пять раз больше документации, чем на старте внедрения — и это без увеличения числа сотрудников и за то же самое время.
Институту не хватало функционала выдачи заказов на производство. Сейчас эту задачу закрывает специальный плагин: состав изделия и комплект документации, нужные для запуска в производство, формируются в ЛОЦМАН:PLM, проходят все пути согласования и затем передаются в ERP-систему для дальнейшего планирования, учета и изготовления изделия. В 2016 году был запущен в опытную эксплуатацию модуль по работе с неучтенной документацией — это когда в производство требуется запустить комплект документации, еще проходящий изменения и пока не сданный в архив. Да, ГОСТ предусматривает наличие «эскизной документации», но она, по мнению команды ОНИИП, не учитывает все специфические потребности.
«Конечно, с переходом на PLM-систему порядка в бизнес-процессах, в потоках информации стало гораздо больше, но мы видим и новые задачи, о которых в бумажную эпоху даже не задумывались. Так, например, мы изучали российский опыт и, к сожалению, не нашли предприятий, которые занимались бы вопросами выпуска извещений на стороннюю документацию или предварительных извещений сторонних организаций на нашу документацию. По базе данных электрорадиоэлементов, стандартных изделий, материалов возникли вопросы в плане проверки актуальности информации — сейчас мы ищем решение. Это мелкие задачи, но они вносят некоторую сумятицу. Ведь наши сотрудники работают в ЛОЦМАН:PLM здесь и сейчас — одновременно к системе подключены до 500 человек (это пиковая нагрузка, а всего рабочих мест около 800). Остановить рабочий процесс нельзя — информация движется ежедневно и без перерывов. Поэтому даже мелкие вопросы — очень важные».
Андрей Жигульский
Сейчас через отдел технической документации и нормоконтроля проходит в пять раз больше документации, чем на старте внедрения — и это без увеличения числа сотрудников и за то же самое время.
Эффект налицо
В ОНИИП реализованы элементы сквозного проектирования. Разработка изделия начинается в электрической CAD-системе, затем переходит в КОМПАС-3D, где на основе электросхемы строится сборка и 3D-модель (кстати, справочник предприятия содержит параметрические 3D-модели — разработчик сразу видит, как выбранный элемент будет выглядеть на его плате), автоматически формируются электронная структура изделия и комплект документации в ЛОЦМАН:PLM — остается проверить и запустить на согласование. Кстати, о проверке. Для службы нормоконтроля был разработан ряд плагинов, которые позволяют быстрее проверять документацию.

Текст: Екатерина Мошкина
Хотите узнать, как решить именно ваши задачи? Напишите нам.
Мы обсудим, какого эффекта для бизнеса вы сможете добиться вместе с АСКОН.
Поделиться в социальных сетях