Еще немного о перспективах. Расскажите, как будет развиваться проект автоматизации подготовки машиностроительного производства дальше? Есть ли конкретные планы?
А.Н.: Это даже не планы — уже сейчас идет третий этап проекта автоматизации с помощью продуктов АСКОН. Главная цель — создание архива конструкторско-технологической документации в ЛОЦМАН:PLM. Выглядеть это будет примерно так. В архиве на базе ЛОЦМАН:PLM будет храниться вся конструкторская и технологическая документация. Все изменения, касающиеся документации, будут попадать туда же, а наполняться архив будет в большинстве случаев автоматизированно из внешних информационных систем — как систем проектанта, так и наших инструментов проектирования документации, в том числе технологической. Это означает, что в архиве будет содержаться большой массив структурированной информации с высокой степенью достоверности. Это позволит нам в конечном счете автоматизированно подбирать комплекты документации в совершенно разных разрезах. Ну например, для текущего производственного процесса необходимо подобрать всю свежую документацию — чертежи, все извещения об изменениях, все оперативные решения, которые касаются какого-то конструктивного объекта внутри судна. Допустим, это помещение внутри судна. Помещение, по сути, описывается энным количеством чертежей, по каждому из которых было энное количество изменений и оперативных решений, и каждый из этих документов прошел свою технологическую подготовку. Чтобы собрать полный комплект документов на помещение (а он будет довольно увесистым) и предоставить производству, работает целая куча народа. Этот неудобный и неэффективный процесс ручного подбора, поиска, звонков, пересылок мы сможем полностью исключить с помощью простого инструмента: заходишь, вводишь интересующие тебя критерии, в разрезе которых нужно подобрать комплект документов, нажимаешь кнопку — и он готов в виде набора файлов. А дальше делаешь, что хочешь: пересылаешь, сохраняешь, печатаешь, передаешь. Понятно, что доступ к комплекту будет разграничен. Но основные задачи, которые требуются для собственного производства, будут решены именно таким образом. Более того, ровно такая же проблема присутствует у наших технологов. Чтобы создать технологию производства того или иного объекта или набор технологий, им необходимо подобрать комплект. И начинается та же канитель. В Технической дирекции завода огромная команда занимается подбором, хранением, структуризацией всего этого хозяйства. На производстве та же ситуация. Десятки людей выполняют сумасшедшую работу, совершенно непродуктивную, с большим количеством ошибок, которые приводят к ошибкам в технологии, в производстве. Так что умный архив, а точнее электронный инструмент, в основе которого лежат данные архива, — это наша задача на ближайшие полгода.
А сколько человек сегодня работают в ЛОЦМАН:PLM и ВЕРТИКАЛЬ?
А.Н.: Активно — около 100 человек, количество потребителей информации доходит до нескольких сотен. А скоро будет больше 1000, как только мы запустим третий этап по созданию архива.
Раз уж мы коснулись оптимизации человеческих ресурсов, насколько остро стоит перед «Балтийским заводом» вопрос трудового нормирования? В чем его специфика?
Д.К.: Нормирование работ по судостроению и по машиностроению — это совершенно разные подходы. Если с машиностроением все понятно: нормативы, потом уточнения, съем времени, мониторинг оборудования, то у судостроения специфика есть. Например, корпусные работы по центральной, бортовой секции нормируются от тоннажа. Ровно так же от веса нормируются работы по изготовлению трубопроводов. Чем крупнее секция, тем точнее получается нормирование, как ни странно. Есть другие подходы — нормирование от водоизмещения. Все это отраслевые особенности. Работы в судостроительном процессе, действительно, неодинаковые — резка металла, сварка плоских секций, сборка секции в объеме, зачистка швов. Унифицировать все процессы нормирования — как машиностроительные, так и судостроительные — нельзя.