Какие еще задачи перед вами сегодня ставит руководство, какие из них обозначены как приоритетные на ближайшие 2-3 года?
Э. Л.: Вектор развития в среднесрочной перспективе видится мне таким — подтянуть в общую информационную орбиту другие дочерние общества, чтобы создать глубоко интегрированную структуру, единое информационное пространство. Как я говорил ранее, прийти к тому, чтобы данные хранились в едином пространстве, на одной платформе, и чтобы предприятия имели возможность работать с одним объектом, а не с его репликациями. Чтобы весь Комплекс АСКОН, а не только ЛОЦМАН, ВЕРТИКАЛЬ и КОМПАС-3D, заработал и на остальных площадках Концерна. И после того как мы запустим «единый ЛОЦМАН», планируем внедрять ГОЛЬФСТРИМ на дочерних предприятиях.
Есть ли планы по замещению блока иностранного ПО? Как вы оцениваете потенциал отечественного ПО в контексте тех задач, которые на сегодня «закрываются» на вашем предприятии зарубежными системами?
Э. Л.: Из иностранного у нас — Altium Designer, заменивший устаревший P-CAD. Но в связи с последними событиями (в т.ч. с попаданием Концерна в санкционный список), руководящими материалами Правительства по импортозамещению задача по замене иностранного ПО стала более острой.
Я знаком с отечественным ПО Delta Design, и у меня нет сомнений в том, что этот продукт сможет закрывать задачи, которые мы выполняли в P-CAD и Altium Designer. Altium Designer обладает большими возможностями, но это непростой в работе продукт. И перспективу такой замены оцениваю высоко. Пока задачи по замене не стоит, но думаю, что ее поставят в самое ближайшее время.
А каким образом Altium Designer вписан в единое информационное пространство?
Э. Л.: Над интеграцией Altium Designer с ЛОЦМАН наше подразделение работа ло полтора года, и эта работа увенчалась законченным решением, которое мы запатентовали. Мы обеспечили по сути бесшовную передачу данных из Altium Designer в ЛОЦМАН:PLM за счет API-функции последнего. Решение получилось настолько удачным, что некоторые компании готовы у нас его купить.
Еще перед нами стояла задача обеспечить интеграцию ECAD с CAD, Altium Designer с КОМПАС-3D. И здесь мы столкнулись с трудностями. Не говорю, что задача невыполнимая, но она очень сложная. И пока нам не хватило ресурсов для того, чтобы ответить на вопрос, возможно ли это хотя бы теоретически. И это еще один повод пристальнее посмотреть в сторону Delta Design, под который вшиты конвертеры в КОМПАС и ЛОЦМАН.
Хорошо, когда интеграция — внутри, и не нужно прибегать к сторонним обменным форматам или писать интеграционные решения. Конечно, это выходит не всегда: в случае интеграции систем разного уровня, например, PDM и ERP, нужно писать «мостик».
Но в остальных случаях — я за использование базового функционала.
А что у вас с расчетами?
Э. Л.: У нас очень серьезные расчеты, например, для гидроакустических антенн. Специально под расчетные программы мы арендуем два вычислительных кластера с суперкомпьютерами. Расчетчики работают в ПО ANSYS. Это очень серьезный, функциональный продукт, и я не знаю, есть ли на рынке сопоставимые системы. Мне кажется, что пока нет. Хотя при амбициозных целях можно разработать и отечественный вариант, сопоставимый по функциональным возможностям.
Какие задачи в рамках проекта оказались самыми сложными?
Э. Л.: Я целиком горжусь этим большим проектом автоматизации, над которым мы работали, работаем и будем работать. Может, я, конечно, ошибусь, но не знаю предприятий, где бы так четко и в полную силу работал комплекс программ от одного разработчика. И моя гордость распространяется на коллектив, с которым я работаю. Глубоко убежден — один в поле не воин: слаженная работа команды помогла достигнуть впечатляющих результатов. А сложности...они были, есть и будут.
Если до старта глобальных IT-реформ в компании мы были вспомогательным подразделением... Хотя мы и сейчас вспомогательное, но нас оценивают уже как основное, ведь практически все процессы сейчас замыкаются на IT. Руководство ставит такие задачи, в которых мы становимся ключевыми игроками. Без архива, без электронной структуры изделия, без технологии — сейчас никуда. Пройдет полгода и все планирование производства, обеспеченность покупными комплектующими изделиями будет осуществляться в ГОЛЬФСТРИМ. В общем, уверен, что роль IT-подразделения будет только возрастать.
Сейчас идут разговоры о том, чтобы объединить головное IT-подразделение и IT-отделы дочерних обществ и выстроить вертикаль: в данном случае лучше, когда вещает одна радиостанция, а не масса.
И последнее. На ваш взгляд, какими ключевыми качествами и компетенциями должен обладать руководитель по ИТ?
Э. Л.: Могу сказать точно: руководить проектом внедрения — задача, действительно, непростая. Во-первых, он должен быть харизматичным: вселять уверенность в сомневающихся и вести к цели неверующих, как Данко.
Во-вторых, ИТ-руководитель должен обладать глубокими знаниями. На мой взгляд, качественно руководить можно только, если стартовал с начальных позиций: знаешь, как написать программный код, знаком с принципами работы систем, знаешь, как настраивать ВЕРТИКАЛЬ, КОМПАС, ЛОЦМАН, ГОЛЬФСТРИМ, потому что сам их настраивал.
Руководитель должен уметь собрать команду: здраво оценивать компетенции и видеть потенциал, «чувствовать» каждого специалиста (вплоть до характера). Он должен быть в курсе тенденций и последних программных разработок, чтобы предложить их в нужный момент.
Каждый человек — личность, у каждого — свой характер, амбиции, и IT- руководитель должен уметь работать с людьми. Он должен обладать способностью убеждения, потому как пользователь, подчиненный может не видеть преимуществ, которые появятся через какое-то время. В общем, задача ИТ-руководителя в шахматной игре под названием «Внедрение ИТ-проектов», делая ход, просчитывать следующие ходы, чтобы не проиграть партию.