ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
 
Видимые процессы — видимые результаты:
как ОКБ Микроэлектроники выстроило прозрачное производство
Калужское ОКБ Микроэлектроники — небольшая по меркам отрасли компания, которая успешно разрабатывает и производит новые высокотехнологичные изделия для современного вооружения, космических аппаратов и атомной энергетики. В какой-то момент неэффективность выстроенных ранее бизнес-процессов стала очевидной. Сегодня в ОКБ МЭЛ с помощью технологий АСКОН построено полностью прозрачное производство: все бизнес-процессы — от проектирования изделий до их сбыта — перенесены в цифровую среду. Оправились в Калугу, чтобы убедиться воочию — цифровизация по последнему слову техники доступна не только крупным компаниям.
ОКБ МЭЛ работает с 2003 года и реализует полный цикл производства электронной компонентной базы. Главная специализация предприятия — операционные усилители, но в последнее время и без того широкая номенклатура продукции расширилась за счет различных датчиков. Производство микроэлектроники сильно пострадало после распада СССР, и ОКБ МЭЛ, во-первых, восстанавливает утерянные позиции, а во-вторых, предлагает отечественному рынку передовые разработки.
Денис Васютин
Заместитель генерального директора по производству ОКБ МЭЛ
«Наши самые опытные специалисты вышли из Советского Союза и принесли с собой логику производства. А тогда делали много, и далеко не всегда продукция оказывалась востребованной. В 2014 году мы подошли к критической точке: появилось очень много бумаг, мы стали превращаться, хотя были малым предприятием, в «классический» неповоротливый завод. Это вело нас в никуда», — рассказывает заместитель генерального директора по производству ОКБ МЭЛ Денис Васютин.

Было принято решение трансформировать коллектив и перейти на современные инструменты работы. Сегодня все основные бизнес-процессы предприятия автоматизированы с помощью программных продуктов АСКОН: САПР КОМПАС-3D, САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ, PDM ЛОЦМАН:PLM и системы автоматизированного управления производством ГОЛЬФСТРИМ.
Автоматизировать нельзя игнорировать
Денис Васютин: «Пришло понимание, что время, потраченное на поиск и обработку хранящейся на бумаге информации, становится для предприятия все дороже. Скорость и гибкость планирования выпуска, скорость корректировки конструкторской и технологической документации перестали быть конкурентным преимуществом организации. Проанализировав ситуацию, я понял, что цифровая трансформация — это путь создания добавленной стоимости предприятием, отвечающий современным реалиям. Главное и самое очевидное преимущество ПО — удобство работы с информацией: мгновенный доступ к актуальным данным всех заинтересованных лиц. В результате ИТ-трансформации мы получили новые цифровые инструменты и новую логику работы.

Раньше было так: на планерке сидит большое количество людей, мы совещаемся, нередки конфликтные ситуации. Знакомая ситуация для многих. Я быстро от этого устал и понял, что это абсолютно непродуктивно.

Сегодня весь путь изделия — от разработки до отгрузки заказчику — описан в цифровом виде, и ситуация трансформировалась из «Я сказал — вы делаете» в ситуацию, когда сотрудники разбираются между собой самостоятельно, потому что видят исходную информацию и несоответствия. Кроме того, они понимают, что результативность их действий отображается онлайн. Отмечу, что у нас есть сотрудники в возрасте, и им действительно было непросто, но и они научились работать с ПО».
Проект автоматизации начался с глубокого анализа существующих бизнес-процессов. Совместно со специалистами АСКОН была создана команда по цифровой трансформации. Несколько месяцев ушло на разработку паспорта проекта внедрения цифровых инструментов. В итоге был получен «снимок» того, что было, и разработан путь к цели. Работа закипела.

Одна из особенностей производства в ОКБ МЭЛ заключается в необходимости вести сопроводительные листы, где отмечается каждая операция. ГОЛЬФСТРИМ содержит более 200 отчетных шаблонов, но ни один из них полностью не отвечал стандартам сопроводительных листов ОКБ МЭЛ. ИТ- команда АСКОН разработала требуемые шаблоны.

Для учета выполнения работ в цехах установлены групповые рабочие места ГОЛЬФСТРИМ в виде тачскринпанелей, оснащенных средствами быстрой идентификации сотрудника и сканером штрих-кода для опознавания документа. Чтобы отразить результаты своей работы, рабочему достаточно лишь авторизоваться в системе с помощью пропуска и отсканировать штрих-код на сопроводительном листе. Таким образом, в каждый момент времени учитывается движение всей продукции по производственному циклу.
Хотите первыми узнать новости о Комплексе АСКОН? Приглашаем на семинар «День Машиностроителя с АСКОН» в вашем городе! Вход свободный.
Отложенные эффекты цифровизации
Денис Васютин: «Для любого руководителя важно вовремя выпустить качественный продукт с наименьшими затратами и в заданные сроки. И в эту логику крайне удачно лег цифровой продукт, который мы в итоге получили. Благодаря ему мы смогли скорректировать все нормативы на закупку комплектующих изделий, выделить «золотую» группу поставщиков. Минимизация объемов закупки и сроков поставки от этой группы позволила нам скорректировать бюджет на комплектацию. Мы не теряем ни одного элемента и можем очень тонко подходить к закупке комплектующих. Это те эффекты, которые предприятие получило на старте.

Но у цифрового продукта много отложенных эффектов: так, первые месяцы опытной эксплуатации дали прирост производительности труда работников. К моменту внедрения у нас был один крайне негативный фактор — около полугода переработок: Контролировать работу цехов было непросто, сотрудники с удовольствием трудились в праздничные дни, которых в нашей стране много, по двойному тарифу. ГОЛЬФСТРИМ помог нам создать прозрачную производственную систему учета, при которой и рабочим, и руководству видно каждое действие, создающее добавленную стоимость. Сформировалась производственная команда с управляемой производственной мощностью. Все переработки ушли в прошлое. После первого года серийной эксплуатации рост производительности труда составил более 20%».
Мгновенный доступ к информации для принятия стратегических решений
Благодаря веб-приложению ГОЛЬФСТРИМ «Мониторы руководителя» не нужно собирать ежедневные летучки, чтобы быть в курсе происходящего на предприятии. После запуска системы ГОЛЬФСТРИМ и наполнения ее информацией руководство ОКБ МЭЛ было подключено к «Мониторам руководителя», которые обеспечивают доступ к:

  • структурированной информации о текущем портфеле заказов с актуальными данными о составе конкретных заказов;
  • составу и текущему состоянию производственного плана;
  • загрузке подразделений в режиме реального времени и многим другим показателям

Таким образом, система предоставляет стратегически важную информацию для принятия управленческих решений, позволяет практически мгновенно получить ответы на вопросы: «Что сделано в производстве сегодня?», «Успеем ли мы выполнить заказ в срок?», «Что нужно купить под заказ?», «В каком цехе находится запущенная партия деталей?».
Основные результаты автоматизации:

– полноценная информационная поддержка бизнес-процессов компании: разработка, закупки, производство, сбыт;
– оперативное получение информации о любом объекте управления участниками процессов (система поддержки управленческих решений);
– оперативное получение актуальной сводной информации о состоянии производства, материальных запасов, сбыта;
– возможность прогнозирования дат поставок по любой заявке клиента;
– централизация разработки конструкторской и технологической документации, повышение актуальности документов;
– сокращение времени и других ресурсов на выполнение учетных операций, минимизация ошибок производственного учета;
– автоматический контроль пригодности комплектов документов испытаний (протоколов периодических испытаний) при выпуске каждой партии продукции;
– полная прослеживаемость каждой партии изделий (от закупок комплектации до поставки потребителю);
– трансформация складских запасов готовой продукции, позволяющая своевременно обеспечить заказчика продукцией и минимизировать неликвидные запасы.
Как ПО помогло пережить кризис
«2014 год, да и все последующие года стали очень непростыми для микроэлектроники. Как и у многих производственных предприятий отрасли, у ОКБ МЭЛ было много сложностей. Производственная программа выпуска продукции оказалась под сильным давлением со стороны макроэкономических показателей в экономике и различных политических факторов. Преодолеть сложности с минимальными потерями позволила гибкая производственная система. Прием нового персонала был заморожен на несколько лет. Цены на производимую продукцию были зафиксированы, а издержки, возникшие в результате принятого решения, были компенсированы за счет роста производительности труда и экономического эффекта от внедренных цифровых инструментов», — отметил Денис Васютин.

Также, по его словам, еще до старта проекта на предприятии была концепция серийного выпуска с планами на год вперед. ГОЛЬФСТРИМ помог построить новую гибкую логику позаказного производства. Во многом благодаря этому предприятие обошлось без сокращения штата, и на сегодня восстановлено докризисное положение дел.
Аппетит к цифровизации
Следующим шагом ОКБ МЭЛ стало внедрение безбумажного документооборота.

Денис Васютин: «Мы получили хороший результат, опыт работы с командой АСКОН показал — можно делать существенно дешевле то, что другие предлагают за большие деньги. Мы решили внедрить систему Pilot-ECM.

Раньше бывало так: сотрудники полдня ждут подписания бумажного документа, подписывают и потом еще полдня раздают его другим коллегам. Когда ты переводишь это упущенное время в деньги, понимаешь, что сумма, потраченная на внедрение, окупается практически сразу, в первые полгода».

Функциональность «коробочного» Pilot-ECM в целом устроила предприятие, однако в ОКБ МЭЛ есть документы, которые заверяются сразу несколькими сотрудниками. Под этот запрос АСКОН разработал модуль, позволяющий «наслаивать» цифровые подписи. Ведется разработка модуля, который будет автоматически присваивать номер исходящему документу в структуре отделов организации для прозрачной идентификации всей корреспонденции.

В 2019 году запущен проект цифровой трансформации еще одного бизнес-процесса — управления качеством: стартовало внедрение продукта «8D. Управление качеством». Благодаря полученному опыту внедрения цифровых инструментов АСКОН и имеющихся в распоряжении предприятия больших данных (за счет работающего ПО) срок внедрения будет минимальным.

Денис Васютин: «Подводя итог, отмечу, что в условиях быстро меняющихся экономических условий цифровая трансформация производственных предприятий реального сектора экономики дает существенные конкурентные преимущества. Этот процесс непросто начать, но невозможно остановить».
Текст: Анна Ситникова
Иллюстрации предоставлены ОКБ Микроэлектроники

Хотите узнать, как решить именно ваши задачи? Напишите нам.
Мы обсудим, какого эффекта для бизнеса вы сможете добиться вместе с АСКОН.
Поделиться в социальных сетях