Top.Mail.Ru

ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
 
«Приборостроительный завод» (Росатом) — об опыте самостоятельного внедрения Сквозной 3D-технологии АСКОН
Среди Уральских гор, в городе Трехгорном, располагается «Приборостроительный завод», который относится к Департаменту промышленности ядерных боеприпасов Росатома. В 2015 году на предприятии начали внедрять Сквозную 3D-технологию АСКОН для повышения производительности службы главного технолога. Об опыте самостоятельного внедрения Сквозной 3D-технологии, о том, как начать цифровизацию и не остановить работу предприятия, на котором трудятся 6 000 человек, и как сделать так, чтобы сотрудники сами захотели автоматизации, рассказывает Дмитрий Коваленков, начальник отдела АСТПП ФГУП «Приборостроительный завод».
Дмитрий Коваленков
Предпосылки и выбор решения
Служба главного технолога (СГТ) «Приборостроительного завода» состоит из более чем 200 инженеров-технологов и инженеров-конструкторов технологической оснастки, которые ежедневно выпускают различные виды технологической и конструкторской документации. До старта проекта автоматизации вся эта документация оформлялась только в бумажном виде, что приводило к ряду проблем: банальным потерям, износу бумажных версий, производству изделий по неактуальной конструкторской и технологической документации. Все эти проблемы были решены внедрением электронного документооборота.

Так как у нас был за плечами опыт внедрения и покупного, и собственного программного обеспечения, встал вопрос: что лучше? С одной стороны, собственная разработка будет полностью удовлетворять всем нашим требованиям, исправление ошибок и учет пожеланий будут занимать меньше времени, с другой стороны, мы потратим слишком много времени, да и опыта наших специалистов может не хватить на разработку такого объемного решения.

При выборе ПО учитывались такие показатели, как функциональность и цена. Рассматривались комплексные системы от компаний РТС (США) и АСКОН (Россия). CAD-система Creo Parametric от РТС обладает мощным функционалом, но он не востребован в нашей работе, а модуль технологической подготовки Windchill, наоборот, уступал по своим возможностям САРР ВЕРТИКАЛЬ.

Так началась наша плотная работа с АСКОН. Для реализации Сквозной 3D-технологии АСКОН были внедрены CAD КОМПАС-3D, САРР ВЕРТИКАЛЬ со Справочником технолога, PDM ЛОЦМАН:PLM, а также справочник Материалы и Сортаменты и справочник Стандартные изделия. Наша команда осознавала, что без трудностей не обойдется, но мы были уверены в своих силах и решили не заказывать помощь по внедрению у компании АСКОН: настраивали системы самостоятельно. При этом служба технической поддержки АСКОН оперативно отвечала и продолжает отвечать на наши вопросы и помогает устранять возникающие проблемы.


Хотите узнать, как решить именно ваши задачи? Напишите нам.
Как всё устроено
Процесс освоения изделия на ПСЗ устроен классическим образом. Сначала идет конструкторская и технологическая подготовки, далее — процесс изготовления отдельных деталей и их сборка. Этап технологической подготовки состоит из экспресс- и собственно технологической подготовки. На этапе экспресс-подготовки формируются маршрутные операционные карты, перечни заимствованной технологической оснастки, при необходимости выпускаются заявки на проектирование новой технологической оснастки и предложения по корректировке КД; основная цель данного этапа — формирование прогнозной цены продукции. На этапе технологической подготовки формируются технологический процесс и технологические документы под конкретные операции, например, карты наладки, уточняется информация по ранее разработанным документам.

Автоматизация технологического процесса — задача очень трудоемкая и многосоставная, к автоматизации части процессов мы были не готовы, в некоторых случаях справочная информация по процессам отсутствовала в электронном виде. И мы решили начать с автоматизации выпуска карт наладок.

Карты наладки (КН) на нашем предприятии формируются четырьмя технологическими группами, работающими со станками с ЧПУ. Внедрение нового процесса в силу его неотлаженности и неопытности людей в работе с незнакомым ПО непременно приводит к временному снижению производительности. Мы не могли себе позволить явного снижения производительности, поэтому из четырех технологических групп выбрали одну в качестве тестовой. Она состояла из 12 инженеров-технологов, одного ведущего инженера-технолога и руководителя группы. Прежде они выпускали по 700 бумажных документов, каждый из которых состоит минимум из 9 листов. Когда процесс в тестовой группе был отлажен, мы приступили к его тиражированию в оставшихся трех группах.

Мы всю жизнь работаем с бумагой, чтобы четко понимать, кто и когда согласовывал этот документ. И если документ не заверен подписью, то работать по нему нельзя. Для придания статуса подлинника электронному документу были выпущены соответствующие приказы генерального директора. Сегодня карты наладки в электронном виде являются подлинниками, а учтенная бумажная копия хранится в архиве.

Внедрение любой системы начинается с занесения в базу данных справочной информации и создания шаблонов ввода. Мы обеспечили миграцию данных из собственной системы управления НСИ в Справочник технолога. Старая НСИ-система содержала порядка миллиона записей, при этом в Справочник технолога мы перенесли лишь несколько тысяч записей: остальные оказались не востребованы. В Справочнике технолога были созданы справочники оборудования, операций, режущих и вспомогательных инструментов, приспособлений и ряд дополнительных. Также наши специалисты разработали шаблоны листов КН, полностью воспроизводящие утвержденные и действующие на предприятии.

Согласование разработанных документов проходит по утвержденным бизнес-процессам (БП). Изначально планировалось создать только один уникальный БП и вписывать в него фамилии соответствующих людей, отвечающих за разработку и согласование документа. В процессе работы с новым ПО мы пришли к выводу, что при данном способе может возникать много ошибок: структуры у групп разные. Поэтому для каждой группы был разработан свой уникальный БП согласования карт наладки, в нем сразу прописываются фамилии всех согласующих лиц. Для полноценного завершения этапов БП был доработан имеющийся функционал: электронные подписи в технологических документах, созданных в CAPP ВЕРТИКАЛЬ, заверяются наложенной печатью.

В момент завершения согласования/утверждения электронного технологического документа/извещения об изменении программа автоматически заполняет необходимые поля (ФИО, дату, подпись). Дополнительно в ЛОЦМАН:PLM заполняются атрибуты созданного объекта. При отказе в подписании документа система удаляет все поставленные подписи в документах и атрибутах и возвращает документ автору на доработку.
Для облегчения труда инженеров-технологов в ходе работы были выявлены действия для потенциальной автоматизации, для которых наши специалисты разработали дополнительные модули.

1. Модуль загрузки отчетов из САМ-проектов. Теперь технологи не назначают операции, инструмент и оборудование вручную. Единственное, что технологи делают руками — расставляют стойкость и количество инструмента, но уже есть алгоритм, позволяющий делать это в почти автоматическом режиме.

2. Модуль загрузки управляющих программ. Достаточно один раз загрузить УП в систему, в дальнейшем модуль автоматически определяет факт изменения УП и запрашивает у технолога подтверждение на создание новой версии. PDM ЛОЦМАН:PLM обеспечивает автоматическое размещение в системах предприятия.

3. Модуль автоматического формирования ведомости оснащения. Если раньше технологи формировали бумажный документ и обеспечивали его полное сопровождение, то после оптимизации этот этап реализуется полностью автоматически.

4. Модуль формирования извещения об изменении
, «вишенка» на нашем «торте» автоматизации. Технолог занимается только корректировкой технологического процесса, заполнение бланка извещения об изменении осуществляется без его участия: вся содержательная часть изменения формируется автоматически. Модуль облегчает труд технологов и обеспечивает достоверность и полноту отправляемой на согласование информации.

Чтобы дать технологам еще больше независимости (от ИТ-специалистов), был разработан модуль выдачи задания на выпуск технологического документа. Модуль создает верную структуру объектов в ЛОЦМАН, присоединяет БП соответствующей группы, присваивает документу порядковый номер и автоматически заполняет большинство атрибутов объектов (цех, обозначение и наименование детали, номер основного техпроцесса, под который разрабатывается КН, и др.).

На случай временного отсутствия основного работника разработан модуль, в котором указывается замещающий сотрудник и период замещения. Все задания, закрепленные за отсутствующим сотрудником, переназначаются на замещающего. После окончания срока отсутствия незавершенные задания возвращаются к основному исполнителю.

И если для опытной группы внедрение так или иначе было принудительным, сегодня остальные сотрудники СГТ выстраиваются в очередь в ИТ-отдел со словами «Зайдите уже к нам».
Эффекты
Все перечисленное выше — маленький шаг в автоматизации подготовки производства, который значительно ускорил разработку новой документации: с момента внедрения системы электронного согласования технологами группы по работе со станками с ЧПУ выпущено 890 карт наладок и 238 извещений об изменении. На этом мы не останавливаемся: нашими специалистами уже ведутся работы по введению системы электронного согласования конструкторской документации технологической оснастки. Также на этот год запланирован перевод в цифровой вид разработки и согласования технологических процессов, инициирования процесса подготовки производства и контроля за его ходом.
Эффекты от внедрения электронного документооборота очевидны: процесс подготовки производства становится прозрачным, полностью контролируемым, улучшается качество документов, сокращается время на разработку конструкторско-технологической документации и отчетов, что приводит к сокращению общего времени на изготовление готовой продукции.
Хотите узнать, как решить именно ваши задачи? Напишите нам.
Мы обсудим, какого эффекта для бизнеса вы сможете добиться вместе с АСКОН.
Поделиться в социальных сетях