С одной стороны, работа технолога не связана непосредственно с конструкторской деятельностью. Но в каждом техпроцессе существует большое количество эскизов, и часто последующий эскиз от отличается предыдущего незначительно. Во времена моей работы отдел главного технолога еще не был компьютеризирован – и все эскизы нам приходилось делать вручную. Более того, мы рисовали их на кальке тушью с помощью пера. До сорока-пятидесяти достаточно сложных эскизов в техпроцессе! Самое страшное – невзначай поставить на эскизе кляксу, особенно если он уже закончен.
Через пару лет, познакомившись с КОМПАС 5.10 (тогда еще только 2D), я поняла, чего мне не хватало все это время: инструмента, который позволяет легко и быстро, с помощью команд "копировать"– "вставить", переносить нужные мне эскизы из файла в файл и вносить свои правки. В то время это казалось чем-то запредельным.
Еще вспоминается задача по составлению плана цеха. Завод закупил несколько новых станков, нужно было разместить новое оборудование и перенести старое с учетом нормативов и минимального перемещения деталей в ходе их изготовления. Эту работу мы выполняли вдвоем в течение трех недель. Вырезали из бумаги палеты станков в масштабе 1:100 и пытались разместить их в цехе, рисуя проходы, движения тельферов. Основная сложность заключалась в многократной прорисовке на миллиметровой бумаге формата А0 обстановки, которая окружала станки. После знакомства с КОМПАС мысленно проделала ту же работу гораздо быстрее.
В 2001 году перешла в конструкторский отдел: отвечала за разработку масляной системы дизеля. Многим конструкторам кажется, что разводка труб – дело несложное, на самом деле, все не так просто. Конечно, здесь нет сложных вычислений на прочность, износостойкость. Но необходимо знать устройство всего двигателя, знать как соединяются узлы, какое дополнительное оборудование может быть размещено вокруг дизеля, знать, куда он поставляется, и учитывать габариты дизеля, установленные заказчиками. А также согласовывать и учитывать обвязку дизеля другими системами.
Первое время работали на кульмане. Ощущения примерно те же, что и при написании техпроцесса вручную :) Работа интересная, часто требующая мозгового штурма, но как доходит до воплощения придуманного на бумаге — нудно, долго. И не дай Бог, кто-то внесет изменения в узлы — придется переделывать добрую половину чертежа. А это три-четыре листа А1.
Потом нам установили компьютеры, мы познакомились с CAD-системами – и жизнь сразу засияла новыми красками. Поначалу это был "зоопарк": КОМПАС, AutoCad, Solid Edge, SolidWorks, Unigraphics. Конечно, в то время ни на одной из этих систем мы не могли собрать полноценный дизель. Не хватало как возможностей программ, так и мощностей наших компьютеров. Но для нас, системщиков, это было спасением. В отдел был закуплен один мощный компьютер, на котором воссоздавался внешний контур дизеля, и мы начали проводить вдоль него трубы. Поначалу обычными операциями выдавливания. И не все узлы (просто не хватало на всех машинного времени), а только те, где по нашим расчетам могли возникнуть коллизии. Но работу это облегчало значительно.
КОМПАС в то время только шагнул в мир 3D, но основной продукт конструктора — это документация. И вот тут ему просто не было равных. Во-первых, поддержка наших ГОСТ, во-вторых, он был понятен. Мне нравилось открывать в КОМПАС какие-то новые фичи, очень радовала параметризация. И особое удовольствие – автоматическое занесение зон в спецификацию и перенумерация позиций в зависимости от децимального номера входящих компонентов. Напомню: чертеж на три-четыре листа А1. Раньше расстановка и сверка зон занимала много времени, а если в нумерацию позиций вносились изменения, приходилось все сверять заново.
С 2015 по 2018 год работала в компании «СОМЭКС», которая выпускает оборудование для горнодобывающей промышленности и запчасти к нему. Сначала была инженером-конструктором. В тот момент, когда я пришла на предприятие, конструкторский отдел был небольшим, а номенклатура изделий широкая. Работа была самая разнообразная: изделие, которое проектируешь сегодня, совершенно не походило на то, что ты делала вчера, и разительно отличалось от того, что ты будешь делать завтра. Я проектировала трубы, трубную арматуру, сита и бутары, пульподелители и насосы. А так как практически все футеровалось полиуретаном, то проектировала еще и формы для заливки. Каждый раз новая задача.
Запомнилось проектирование моего первого пульподелителя. Нам пришел чертеж от заказчика с просьбой сделать футеровку полиуретаном. Поначалу задача казалась простой, поскольку чертеж изделия у нас имелся. Но трудность состояла в том, что пульподелитель был очень большим и представлял собой целую конструкцию. Перевезти его до места в собранном виде было невозможно. Проектанты рассчитывали, что на предприятие отправятся отдельные части изделия и на месте оно будет сварено. Но металл с полиуретаном варить нельзя: во-первых, полиуретан потечет, во-вторых, во время сварки будут выделяться вредные вещества. В результате, я проектировала пульподелитель заново, опираясь на размеры и характерные точки, предоставленные заказчиком: разбивала его на части, рассчитывала прочность, учитывала максимально возможные габариты.