ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
 
Как ВНИИ «Сигнал» помогает
школьникам становиться инженерами,
а инженерам — асами 3D-моделирования

«Молодежь не хочет идти на производство, профессия инженера утратила престиж, выпускники вузов ничего не знают». Примерно так звучит традиционный набор жалоб на проблему с кадрами. Каждое предприятие находит свои пути для ее решения.

Начиная с 2004 года ВНИИ «Сигнал» из Коврова развивает квалификацию молодых специалистов, используя Конкурс асов 3D-моделирования АСКОН, а несколько лет назад запустил профориентационную работу со школьниками. Ее ведет Совет молодых специалистов и рабочих: сотрудники знакомят ребят с инженерным делом, проводят экскурсии на производство, обучают 3D-моделированию, организуют научно-технические конкурсы.
Всероссийский научно-исследовательский институт «Сигнал» разрабатывает и производит системы вооружения и военную технику для Сухопутных войск, Военно-морского флота, Военно-воздушных сил.
Фото: ВНИИ «Сигнал»
Юрий Алексеевич Маклаков, много лет проработавший начальником конструкторского отдела ВНИИ «Сигнал», рассказывает, что Конкурс асов 3D-моделирования является обязательным этапом подготовки молодых специалистов. Каждое новое поколение конструкторов проходит через конкурс.

За 14 лет участия в состязании ВНИИ «Сигнал» завоевал 18 наград и стал самым титулованным среди асов 3D-моделирования, разделив это звание с воронежским «Рудгормашем». Одна из обязательных номинаций для сигналовцев — «Молодой профессионал»: в ней участвуют проекты, разработанные сотрудниками не старше 28 лет. В 2017 году первое место среди молодых профессионалов на Конкурсе заняла Екатерина Петренко. Она разработала трехмерную модель прибора преобразователей.
Со временем участники Конкурса становятся ведущими специалистами и наставниками для молодых коллег и одновременно занимаются со школьниками. Именно такой путь прошел Александр Петров, ведущий инженер-конструктор и секретарь Совета молодых специалистов и рабочих ВНИИ «Сигнал». Мы поговорили с ним, что лично для него значит профориентация, какими он видит успешный школьный проект и будущее инженерной профессии.
Как давно и почему вы начали работать со школьниками?

Несколько лет назад Совет молодых специалистов и рабочих ВНИИ «Сигнал» начал вести профориентационную работу, тогда я к ней и присоединился. Для нас как для машиностроительного предприятия, научно-исследовательского института крайне важны высококвалифицированные кадры. Ведь современный инженер-исследователь — это специалист, который должен обладать высокими компетенциями в разных отраслях и дисциплинах.

Прошли те времена, когда при приеме на работу приветствовалось знание ПК (причем имелось в виду лишь умение включать компьютер и набирать тексты). Сейчас это воспринимается как само собой разумеющееся, подобно умению читать и писать. Работодатель ждет специалиста, уже подкованного в своей профессиональной области, владеющего целым рядом различных инструментов и способного сразу включиться в работу.

Тогда Совет приступил к реализации концепции «школа-вуз-предприятие», чтобы помочь ребятам получить необходимые знания и навыки и обеспечить кадровый запас предприятия. Мы начинали с профориентационных экскурсий, а сейчас организуем собственные научно-технические конкурсы и занимаемся со школьниками Коврова.

Но у меня есть и свои причины, почему я работаю с ребятами. Когда видишь, сколько нового, интересного, креативного создают школьники, то понимаешь, как они талантливы. Как сильна в них тяга к познанию, исследованию, созиданию. Многим проектам, которые они создают, позавидуют и взрослые, маститые специалисты. Для ребят не существует слова «невозможно». И я просто не могу не помочь им в этом деле. Ведь их успехи — это отчасти и мой успех, мой собственный небольшой шаг вперед.
Мобильный робот повышенной маневренности, I место в номинации «3D-проектирование. Школьные проекты» Авторы: Свиязов Андрей, 9 класс, Кузнецова Полина, 9 класс
Руководитель: Петров Александр Викторович
Какие, по вашему мнению, качества помогают ребятам побеждать в конкурсе?

Побеждает тот, кто хочет добиться победы, прикладывает все усилия для этого, смело предлагает и сам реализовывает идеи, не бросает все на полпути или когда что-то не получается. Тот, кто будет искать ответ, чтобы двигаться вперед. Целеустремленность и трудолюбие — это, на мой взгляд, самые нужные качества.

А какой должна быть работа-победитель?

Это может быть и уже известный механизм, и новое изобретение. Главное, чтобы автор проекта сам был вдохновлен им и чтобы его реализация, пусть и на какое-то время, стала самой заветной целью.

Для любых конкурсных работ очень важен технический уровень исполнения. Необходимо использовать все возможности КОМПАС-3D: параметризацию, прикладные библиотеки, назначение материалов, правильные сопряжения. Для этого, конечно, нужно будет выучить что-то новое, но приобретенные знания потом обязательно пригодятся.
В 2016 году Александр Петров завоевал на Конкурсе асов 3D-моделирования золото в машиностроительной номинации «До 1000 деталей в сборке». Модель бесступенчатой передачи стала частью его диссертации. Особенность изделия заключается в отсутствии каких-либо внешних или внутренних регулирующих устройств.
Бесступенчатая передача, I место в категории проектов до 1000 деталей в сборке
Автор: Петров Александр Викторович
Руководитель: Рябов Геннадий Кондратьевич
Расскажите о школьных проектах, которые запомнились вам больше всего.

Это Изо-Куб Полины Кузнецовой, первый мой школьный проект в качестве наставника. Геометрические узоры в трехмерном объеме, построенные по определенным правилам. Для меня такая работа стала открытием. Я и раньше использовал КОМПАС, чтобы проектировать «что-нибудь красивое». Но увидев, какие интересные и необычные вещи можно самому создавать в 3D, понял, что возможности современных САПР пригодятся любому человеку, а не только инженеру.
Изо-Куб, I место в номинации «3D-проектирование. Первые шаги»
Автор: Кузнецова Полина, 8 класс
Руководитель: Петров Александр Викторович
Какие, на ваш взгляд, компетенции помогает развивать конкурс?

В первую очередь инженерно-технические: умение работать в САПР, умение разбираться в устройстве, принципе его функционирования, умение читать чертежи, проводить расчеты и т.д.

Часто проект выполняется и в виртуальном 3D-формате, и в виде «живого», т.е. натурного образца. А для этого нужно и отверткой поработать, и паяльником научиться пользоваться, и основы программирования изучить, и работу на 3D-принтере освоить. Зато, если потребуется что-то починить дома, конкурсант все сделает сам.

Кроме того, конкурс позволяет развивать умения, связанные с промышленным дизайном: ведь свой проект надо представить в самом лучшем виде, а для этого необходимо поработать и с цветовыми схемами, и с позиционными ракурсами (как профессиональный фотограф), и сделать анимацию работы по спланированному сценарию.

Как вы считаете, за какими профессиями будущее?

Техника XXI века — это техника, созданная на стыке сразу нескольких дисциплин. Синтез того, что еще сто лет назад казалось несовместимым: механики, электроники, биологии, химии, электродинамики, кибернетики. Именно такое переплетение может дать синергетический эффект.

Но несмотря на сложность подобных работ, сама информационная среда дает большое подспорье специалисту. Благодаря современным САПР есть возможность синтезировать, моделировать, исследовать объект проектирования непосредственно на своем ПК. При этом можно не просто получить результат «на экране», т.е. виртуально, но почти сразу запустить процесс изготовления. Уже сейчас есть 3D-принтеры, печатающие органы, а что будет лет через 10? Что сейчас кажется фантастикой, скоро станет очевидным.

Думаю, профессия инженера будет актуальной и в будущем, но он станет не просто проектировщиком, а своего рода исследователем-первопроходцем именно в областях синтеза наук и дисциплин. Если количество фундаментальных и прикладных наук хоть и велико, но ограничено, то возможное число их сочетаний в тысячи раз больше.

Еще я уверен, что в XXI веке начнется интенсивное освоение космоса, поэтому любой специалист, который может принять в этом участие, будет востребован. Даже ботаник — ведь выращивать морковку нужно и на космическом корабле.
Награждение Полины Кузнецовой
Поделиться в социальных сетях