Top.Mail.Ru

ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
 
Их знали только в лицо.
Тайная история самых известных моделей КОМПАС-3D

У каждой версии КОМПАС-3D есть своё «лицо», модель, на примере которой показывается новая функциональность, доработки и улучшения. Такие модели хорошо помнят и узнают, но мало кто знает об их происхождении. Накануне выхода 19-й версии устраняем «белые пятна» в истории и рассказываем, как и кем были разработаны самые знаменитые символы КОМПАСа.
Редуктор

Легенда №1, бессмертный горец. Впервые появившийся в релизе 5.11.01 в 2001 году, редуктор продолжает своё путешествие сквозь время. Вы можете встретить его в примерах дистрибутива КОМПАС-3D, презентациях, статьях, видео. Иногда мы думаем, ну сколько можно, пора отправить старичка на заслуженный отдых. Но нет — теперь он талисман и магический артефакт.
Историческая родина редуктора — Курган, а его изначальным предназначением было навесное оборудование для коммунально-строительной машины. Узнаем биографию легенды из рассказа Валерия Голованёва, разработчика приложений для КОМПАС-3D, много лет проработавшего директором офиса АСКОН в Кургане.

Валерий Голованёв:

«Дело было ещё в Специальном конструкторском бюро машиностроения. В марте 1998 года встал вопрос наполнения системы электронного архива КОМПАС-Менеджер 5, над которым мы с Павлом Григорьевым тогда работали, демонстрационной базой. Ну, раз моё базовое образование «инженер-конструктор», мне вроде как и карты в руки.
Пошёл я по отделам СКБМ искать, нет ли где небольшого изделия, полностью выполненного в КОМПАС-График. И попал в отдел товаров народного потребления, там у ведущего конструктора Валеры Баитова был к тому времени сделан полный комплект конструкторской документации на редуктор к навесному оборудованию на МКСМ-800 (малогабаритную коммунально-строительную машину).

Так у меня появился комплект документации в электронном виде. Но это было 2D, ведь 3D-пакета в КОМПАС тогда еще не было. Пришлось мне проектировать редуктор в другой САПР.

А немного позже, после выхода КОМПАС-3D в 2000 году, мы передали чертежи в Коломну, и редуктор был заново построен в 3D коломенскими разработчиками АСКОН».
Электролобзик

Представлял версии КОМПАС-3D начиная с V8 Plus в 2006 году. Первый пример, когда «лицом» системы стала модель, участвовавшая в Конкурсе АСОВ 3D-моделирования.

Лобзик разработан на Заводе «Фиолент» (г. Симферополь). Его модель насчитывает 95 деталей, из них 70 уникальных. Проект был заявлен на IV Конкурс асов 3D-моделирования и занял третье место.
Из описания конкурсной модели, подготовленного предприятием:

«Электрический лобзик «Фиолент» ПМ4-700Э используется при изготовлении мебели, в ремонтно-строительных работах и др. При проектировании данного изделия была разработана прикладная программа, использующая API КОМПАС и Windows, реализующая функцию поворота сборочной единицы «Колесо зубчатое» и при помощи наложенных сопряжений приводящая в движение весь механизм качания пилы. Программа позволяет при повороте механизма с определённым шагом рассчитывать МЦХ всей сборки и регистрировать с дальнейшей передачей в MS Excel координаты центра тяжести изделия.
При моделировании были проработаны несколько вариантов деталей с целью получения минимальных значений изменения центра тяжести, что в свою очередь приводит к минимальным виброскоростным характеристикам изделия. В настоящий момент опытные образцы изделия показывают отличные значения по шумам и вибрациям механизма качания пилы».

Кстати, лобзик ПМ4-700Э продолжает выпускаться, и его можно купить в интернет-магазине завода «Фиолент».
Фото: Завод «Фиолент»
Термопистолет

Прославился благодаря счастливой 13-й версии КОМПАС-3D в 2011 году, подтвердив на своём примере развитие средств поверхностного моделирования.
Модель разработал аналитик КОМПАС-3D Юрий Лопаткин. Она получилась не сразу, потребовалось несколько итераций. Кто послужил прототипом и почему забраковали первое красивое решение, рассказывает Александр Потёмкин, методист АСКОН, автор книг и обучающих материалов по 3D-моделированию, в том числе Азбуки КОМПАС-3D.
Александр Потёмкин:

«Когда вышла версия КОМПАС-3D V13, в которой стало возможным создавать интересные поверхностные модели, возникла необходимость в разработке демонстрационных и учебных материалов, посвящённых этой теме. В частности, нужен был новый урок для Азбуки-3D с описанием построения некой поверхностной модели. Но сначала её нужно было придумать и создать. По нашему мнению, модель должна была быть узнаваемой, эффектной и в то же время достаточной простой, чтобы процесс её построения мог быть описан за приемлемое количество шагов и воспроизведён на показах, обучениях или самостоятельных занятиях.

Как всегда в таких случаях, я обратился за помощью к разработчикам. Коллеги посовещались между собой, потом пригласили меня в Коломну обсудить задачу. Договорились, что Юра Лопаткин сделает свою модель – корпус технического фена. Он уже моделировал его раньше в Pro/Engineer на прежней работе. Теперь попробует воспроизвести в КОМПАС-3D, а я сделаю на её основе новый урок в Азбуке-3D.

Кроме основной модели – корпуса, решили импортировать в КОМПАС всю начинку изделия, чтобы проект выглядел законченным: полноценная финальная сборка со всеми необходимыми компонентами. Что касается корпуса, Юра собирался внести некоторые изменения относительно дизайна оригинала. В основном они сводились к упрощению модели так, чтобы её построение было возможным. Но общий внешний вид корпуса должен быть сохранён. Далее поверхностную модель предстояло довести до твёрдого тела со всеми необходимыми рёбрами, замками, бобышками и т.п. Срок был примерно месяц.

Итак, спустя оговоренное время Юра показал созданную модель. Выглядела она очень эффектно. Я воспрял духом, но когда посмотрел в Дереве модели историю её построения, от моего энтузиазма и следа не осталось. Построения были столь изощренными и объёмными (около 150 операций), что описать создание модели в разумное количество шагов оказалось просто невозможно. Многие построения не носили очевидного характера, то есть не приводили к построению определённого участка поверхности корпуса, а лишь подготавливали создание этой поверхности. Автор пояснил, что столь тщательная проработка необходима для получения корректной модели с гладкой стыковкой всех участков и пригодной для изготовления на станке с ЧПУ.

Я был расстроен и сообщил о своих впечатлениях коллегам: модель отличная, но использовать её в качестве учебной нельзя из-за сложности построения. К автору нет никаких претензий, — он сделал всё, что мог, но цели мы не достигли, и что нам делать дальше, я не знаю.

Но тут Юра сказал: стоп, без паники! Кажется я понял, что требуется. Дайте мне еще неделю и я попробую поправить ситуацию. Поскольку на тот момент мне казалось, что всё пропало, то я был готов ждать.

Через неделю Юра показал второй вариант. Внешне он мало чем отличался от предыдущего. Отличия были заметны только специалисту при подробном анализе и диагностике модели. Но дерево построения! Количество операций сократилось до 65, то есть более чем вдвое. Каждый очередной шаг был понятен и логичен, естественным образом вытекал из предыдущего.
В модели использовались все основные команды построения и редактирования поверхностей, построения параметрических эскизов с полностью определёнными гладкими кривыми, пространственных сплайнов с заданием условий их сопряжения со смежными рёбрами и гранями. И конечно, были использованы приемы компоновки модели, проработки её эргономики и эстетики. То есть это была, с моей точки зрения, идеальная демонстрационная и учебная модель. Описание её построения включили как отдельный урок по моделированию поверхностей в Азбуку КОМПАС-3D.

Позднее тема моделирования поверхностей была выделена в отдельный учебный курс, в котором термопистолет по-прежнему остаётся основной моделью, а её профессиональный вариант входит в комплект демонстрационных материалов дистрибутива КОМПАС-3D».
Юрий Лопаткин (справа) на альфа-тестировании КОМПАС-3D v19
No name прибор

Иллюстрирует не отдельную версию КОМПАС-3D, а комплексное решение для проектирования радиоэлектронной аппаратуры. Прибор безымянный, был собран по рецепту Колобка из нескольких плат с корпусом и жгутами собственного моделирования.
Что за рецепт, рассказывает Лев Теверовский, аналитик АСКОН по приборостроению и разработчик приложений для КОМПАС-3D:
«Готовясь несколько лет назад к выступлению на форуме «Белые ночи САПР», я просмотрел всё, что в разное время получил от различных наших пользователей. Нужен был прибор с электроникой, механикой и кабельно-жгутовым монтажом. И конечно, ничего подходящего не находилось. Одни модели казались слишком сложными, другие — слишком «пустыми».
Ну, как говорится, если хочешь, чтобы что-то было хорошо, сделай это сам. Следуя рецепту из сказки «А ты по амбару помети, по сусекам поскреби», засучил я рукава и пошёл скрести по сусекам.

В одном сусеке наскрёб «Плату реле», которую лет 15 назад прислали нам из о-о-очень серьёзной конторы. На ней я отрабатывал первые версии трёхмерного конвертера из ECAD-систем. В другом сусеке, связанном с ЛОЦМАН:PLM, нашлась ещё одна плата, которую нам передали из ещё более серьезной фирмы, но под их чутким руководством наши питерские коллеги превратили её в нечто белое и пушистое, сугубо мирное и открытое.

Оставалось эти платы поселить в одной квартире и «поженить». Пришлось мне вспомнить своё конструкторское прошлое и методом проектирования «сверху вниз» натянуть корпус на обе платы. Дело за малым — соединить всё жгутом. Это как раз оказалось самым простым, так как я, как разработчик приложения «Кабели и жгуты», знал, где какие острые углы обойти, чтобы всё получилось с первого раза. И всё получилось, и потом состав изделия мы затащили в ЛОЦМАН:PLM».

Центр международной торговли в Екатеринбурге

До выхода BIM-системы Renga единственным решением АСКОН для строительного проектирования был КОМПАС-3D и его приложения, соответствующие разделам проекта АС/АР, КМ, ЭС/ЭМ, ТХ и т. д. Трёхмерная модель автоматически строилась из двумерного чертежа по технологии MinD (Model in Drawing или модель в чертеже).

Самой известной MinD-моделью стал Центр международной торговли в Екатеринбурге. В 2012 году в его здании состоялся форум «Технологии АСКОН», и модель была разработана специально для показа на мероприятии. Её автор — Дмитрий Поварницын, в то время аналитик АСКОН по строительному направлению, а сейчас главный специалист отдела внедрения информационных технологий ФАУ «ФЦС» Минстроя России.
Дмитрий Поварницын:

«Идею смоделировать здание, в котором АСКОН будет проводить форум, предложил Максим Нечипоренко (сейчас заместитель директора Renga Software). На тот момент разрабатываемая технология MinD уже достигла приличного уровня, и хотелось испытать её на крупных и, что самое важное, реальных проектах с учётом всех архитектурных тонкостей и конструктивных особенностей, чтобы показать потенциал новой версии строительной конфигурации КОМПАС-3D. 23-этажный Центр международной торговли как раз соответствовал по уровню сложности нашим планам.

Я полностью поддержал идею и принялся за работу. Максиму каким-то чудом удалось быстро раздобыть поэтажные чертежи и фасады здания. Не столь детальные, но достаточные для подробной визуализации и демонстрации модели.

Времени до начала мероприятия оставалось не так много, но буквально за 2-3 дня модель была полностью готова! Я не сомневался, что КОМПАС справится и сможет «поднять» большую модель здания. Все уровни, помещения, двери, окна, проёмы были на своих местах и соответствовали реальному строительному объекту. В этом я убедился впоследствии, когда оказался внутри здания. Было приятно от ощущения успешно проделанной работы, когда ходил по Центру международной торговли и ночевал в одном из номеров на верхних этажах, где размещался отель. Вот тогда я осознал в полной мере, какую классную технологию мы разработали».

Модель использовалась не только для показа КОМПАС-3D, но и передавалась в сторонние приложения, например, в систему Rubius 4D компании Rubius для визуализации и мониторинга процесса строительства зданий и сооружений.
Самолет-амфибия Borey

Время идёт, КОМПАС взрослеет и «тяжелеет», то есть приближается по функциональности к тяжёлым CAD-системам. И его символом становится уже не отдельный агрегат или прибор, а самолёт.
Самолёт-амфибия Borey производства самарского НПО «АэроВолга» — первый российский самолёт, полностью спроектированный в КОМПАС-3D, от проработки концепта до выпуска конструкторской документации. На его примере пользователи знакомились с версией v18, и он же будет представлять новый КОМПАС-3D v19.

Подробную историю самолёта читайте в статье «Две стихии» и смотрите видео.
Поделиться в социальных сетях