ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
 
Проекты без временных потерь.
5 преимуществ 3D-проектирования от «САРАТОВЗАПСИБ­НИИПРОЕКТ-2000»
Научно-исследовательский и проектный институт «САРАТОВЗАПСИБНИИПРОЕКТ-2000» был создан как структурное подразделение «Запсибгазпром» в Центральной России, но с 2006 года работает самостоятельно и выполняет проектно-изыскательные работы под объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта. Среди его заказчиков областные и городские администрации, предприятия различных отраслей, другие проектные организации.

По мере наращивания опыта и увеличения числа заказов институт задумался о внедрении технологии информационного моделирования (BIM). Первый шаг — переход на трехмерное проектирование. В качестве инструмента была выбрана система Renga от Renga Software, дочерней компании АСКОН и 1С.

С освоением 3D-проектирования сотрудники института получили точный результат — насколько в днях и часах увеличилась скорость их работы. Рассказывает Антон Лизнев, заместитель технического директора (главного инженера) «САРАТОВЗАПСИБНИИПРОЕКТ-2000».
Антон Лизнев
Наиболее логичное решение
С момента основания института в 1997 году как подразделения «Запсибгазпром» и до 2006 года, когда мы стали самостоятельной организацией, «САРАТОВЗАПСИБНИИПРОЕКТ-2000» занимался проектированием сооружений только в газовой промышленности. Но со временем мы начали выполнять весь спектр проектных работ в различных сферах промышленного и гражданского строительства.

С каждым годом объемы заказов нарастали, а сроки на их выполнение сокращались. Тут уже волей-неволей приходилось задумываться об ускорении предпроектных работ и выдачи документации по объектам. Переход на 3D-проектирование в этом случае показался наиболее логичным.

Некоторое время я сам пытался отыскать подходящую систему для архитектурного и строительного проектирования. Тестировал отечественные и зарубежные продукты. Искал решение, которое бы позволяло не только наглядно представить объект, но и автоматически выполнить расчеты площадей, масс, объемов. Также необходимо было улучшить качество подготовки документации.
И меня, и руководство института часто останавливали высокие цены и сложность освоения 3D-систем. В итоге мы остановились на отечественном продукте Renga: привлек понятный алгоритм работы с моделью, интуитивное оформление. К тому же, система тогда еще только набирала обороты, и мы могли ее улучшать вместе с разработчиками, направляя свои комментарии и замечания в техподдержку.
Время 2D-проектирования уходит
Сегодня для меня проектирование в 2D уже сродни работе на кульмане. Его время уходит. Двухмерная модель не всегда понятна ни подрядчику, ни заказчику. На объяснения, особенно если это сложный проект с нестандартными формами и элементами, тратится много времени. Трудности возникают даже у проектировщиков, поскольку многоуровневые сооружения сложно отобразить в 2D. Одновременно, когда мы что-то меняем в 3D-модели, это сразу видят смежники. В противном случае опять уйдет время на состыковку планов и исправление неточностей, которые могли возникнуть в работе.
Информационная модель здания управления погружными насосами
3D-проектирование обеспечивает ясность и оперативность процесса. И самое главное, мы можем повторно использовать наши наработки. К примеру, мы подготовили какую-либо площадку с ограждениями и фундаментом, и как только появится похожий проект, мы сможем использовать предыдущий как образец, но уже с новыми размерами. Мы сами сделали для себя шаблоны, из которых можно «вытащить» все нужные материалы. Я засекал время: при повторном обращении к наработкам в течение полутора часов у меня уже был готов комплект документации с измененными объемами и всеми обозначениями. Раньше на такую работу уходил как минимум день. Если же мы говорим о новых проектах, то в месяц я могу составить документацию на шесть объектов.

Кроме того, мы используем Renga для внутренней экспертизы, когда перед сдачей нужно проверить чистоту и точность отрисованной модели.
Нетривиальные задачи и взаимодействие со смежниками
Тем не менее архитекторы и конструкторы привыкали к системе не сразу. Я бы описал этот процесс так: сначала — трудно, потом — радостно. Плюс стало гораздо легче работать, когда появились новые каталоги готовых объектов: металлические профили, железобетонные изделия, узлы. Их использование значительно ускоряет проектирование. Раньше, когда в базе еще не было болтов, мы схематично обозначали их сами, но и в этом я не вижу проблемы.

Со временем я замечаю, что построение нетривиальных сечений и элементов тоже уже не представляет сложностей. А поскольку вместе со всеми коллегами мы обучались работе в Renga сразу на текущих проектах, у нас с самого начала была возможность увидеть, как строить в ней комплексный проект, оценить качество выполняемых операций и понять, как система будет взаимодействовать со сторонним программным обеспечением. Да и ошибки на реальных проектах сразу бросаются в глаза, поэтому снижается вероятность брака.

Но пока не все в институте перешли на 3D-проектирование. Некоторые смежники, инженеры ОВ и ВК, используют Renga, другие все еще работают с двухмерными проектами. Для них это привычнее, они ссылаются на неполноту базы основных элементов. С этим вопросом мы уже обращались к разработчикам.

Пока мы конвертируем модель в формат dwg и передаем смежникам. Когда им нужны уровни объекта, подготавливаем нарезки. При этом ни четкость, ни точность изображений не страдают в отличие от того, если бы архитекторы по-прежнему работали с двухмерным проектированием.

Один из наших специалистов, дизайнер, использует зарубежную 3D-систему, но и тут не возникает сложностей при конвертации.
От фундамента к комплексным проектам
Первыми проектами, которые мы выполнили с помощью Renga, были плитный фундамент, армированный под дизельную подстанцию, и фундаменты под комплексную трансформаторную подстанцию. Начинали, как видно, с относительно простых объектов. Сейчас уже в работе более сложные технические сооружения, а также малоэтажные жилые дома в Московской области.
Монолитный жилой дом
Мы создаем документацию не только для строительства новых объектов, но и для ремонта существующих: например, выполнили работы для ремонта общежитий Саратовского государственного аграрного университета.

Наши ближайшие цели и планы — оттачивать мастерство выполнения проектов в отдельных службах, в том числе у смежников, постоянно оставаться на связи с разработчиками.
Ну а цель-максимум — это создание сложной модели полностью в Renga с привлечением смежников и с оформлением всех инженерных коммуникаций. Будет непросто, но, как мне кажется, назад к 2D-проектированию у нас пути уже нет.
Хотите узнать, как решить именно ваши задачи? Напишите нам.
Мы обсудим, какого эффекта для бизнеса вы сможете добиться вместе с АСКОН.
Поделиться в социальных сетях