ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
 
ЯАЗ в строй: в Ярославле студенты восстанавливают седельный тягач,
чтобы вернуть историю автозавода
70 лет назад в Ярославле работал крупный автомобильный завод, выпускавший тяжелые грузовики, тягачи, самосвалы. В биографии предприятия, основанного в 1916 году, были также автобусы и троллейбусы, в том числе двухэтажные — в конце 30-х их поставили в Москву.

В 1959 году Ярославский автозавод был преобразован в моторный (сегодня это ПАО «Автодизель»), а производство грузовых автомобилей полностью переведено на Кременчугский автозавод. Сохранившиеся образцы автомобильной техники, выпускавшейся в Ярославле, можно пересчитать по пальцам одной руки. Возвращением утраченной истории ярославского автопрома занимается проект «Машины Победы», участники которого восстанавливают старинную технику.

Одной из таких машин стал седельный тягач ЯАЗ-221. Над его воссозданием работает команда студентов Ярославского государственного технического университета «ЯАЗ в строй». А помогают им преподаватели, руководство вуза, реставраторы исторической техники, коллекционеры, инженеры, производственные и транспортные компании Ярославля.

Мы взяли интервью у представителей команды, в разговоре приняли участие
Андрей Лагузов, председатель клуба классических автомобилей «Медведь», руководитель проекта «Машины Победы», Юрий Колмаков, директор проекта «ЯАЗ в строй», студент 4 курса ЯГТУ и Егор Погодин, участник проекта, студент 1 курса ЯГТУ.
Андрей Лагузов
Юрий Колмаков
Егор Погодин


Вперед в прошлое
Андрей Лагузов:

Седельный тягач ЯАЗ-221 производился на нашем автозаводе в 1958-1959 гг. Машина проектировалась как топливозаправщик для работы на военных и гражданских аэродромах. Второе ее назначение — буксировка больших тралов, на которых можно было установить и танк, и узкоколейный паровоз. Грузоподъемность тягача составляла до 30 тонн — даже по современным меркам это серьезный показатель. Нельзя сказать, что наш ЯАЗ-221 слишком отстал по грузоподъемности от сегодняшней техники.
В 1960 году его производство передали на Кременчугский автомобильный завод, где он получил название КрАЗ-221 и выпускался почти без изменений до 90-х годов. Только в середине 60-х машина получила более совершенный двигатель. Двухтактный рядный ЯАЗ-206 уступил место четырёхтактному V-образному ЯМЗ-238, а тягач сменил индекс на 258-й.
Нас очень выручило, что тягач так долго выпускался в Кременчуге. Когда мои друзья Владимир и Илья Старостины узнали о нашем проекте по восстановлению машин, они подарили нам КрАЗ-258. Так что мы могли использовать все его элементы, которые не подверглись изменениям: раму, задние мосты, раздаточную коробку.

ЯАЗ на стройке
Юрий Колмаков:

Все знают фильм «Назад в будущее», а у нас получается «вперед в прошлое». Мы имеем более-менее современную машину, которую шаг за шагом «откатываем» к версии конца 50-х годов.

Для всех участников проекта, для студентов, такая работа в новинку. У нас был курс по разработке спортивного болида, легковых машин, но нужно понимать, что грузовик — это совсем другой уровень. Костяк команды, с которой мы занимались болидом, остался — нас 6 человек. Потом подтянулись первокурсники, ребята с других специализаций — всех привлекли масштабы проекта. Всего в команде сейчас около 20 человек.

В ноябре 2019 года мы впервые увидели наш тягач. Составили план работ и почти сразу приступили к восстановлению. Состояние у него было удовлетворительное. Все же мы учитывали, что реставрационные работы — это гораздо серьезнее того же капитального ремонта. Позже вы поймете, почему.

Мы обратились в инженерный центр Ярославского моторного завода, чтобы изучить архивные данные по этим машинам. Часть команды работала над чертежами, занималась оцифровкой. Почти с самого начала было много работы в цехе: разбирали машину, подробно анализировали ее состояние.

Лично мне в первое время нужно было не столько работать с тягачом, сколько стабилизировать ситуацию в материальном вопросе. Вообще, должность директора проекта оказалась не такой простой, как думал сначала. Шишки по первому времени летели со всех сторон. Нужно было соблюдать баланс: чтобы и у ребят была работа, и вместе с руководством факультета заниматься обустройством наших помещений. Большое спасибо вузу: нам предоставили цех, сделали в нем ремонт, поставили оборудование, закупили форму для студентов.
Так как наша машина производилась в конце 50-х, запчастей практически не осталось. Машин тогда было выпущено около 10 тысяч, это не такая крупная серия, а поскольку многие детали были очень тяжелыми и крупногабаритными, мы предполагаем, что их просто невыгодно было держать в гаражах и они расходились на металлолом. Про магазины мы тоже сразу забыли, искали на маркетплейсах, досках объявлений. Андрей Лагузов подключил к поискам всех своих знакомых. Например, почти полный комплект шин нам помогли найти в Петербурге коллекционеры-реставраторы Сергей и Петр Чекалевы-Демидовские. Но пока мы не нашли все, что требуется. Впереди еще поиски и замена рулевого управления на аутентичное.

Нам полезны даже неисправные детали, их ни в коем случае нельзя выбрасывать. Берем деталь и отправляем либо на восстановление, либо на разбор. Так что ребята, и я вместе с ними, с нуля открывают для себя реставрационные работы. А еще нам очень повезло найти в университетской библиотеке редчайшую книгу «Каталог запасных деталей ЯАЗ» и множество другой полезной литературы. Это сильно помогло разобраться с устройством тягача и направило наши поиски.
О партнерах и господдержке
Андрей Лагузов:

У этого проекта серьезная поддержка со стороны Правительства Ярославской области, Ярославской областной Думы, мэрии и муниципалитета Ярославля. Мэру города Владимиру Волкову самому очень интересна историческая военная техника. При его содействии была восстановлена «Катюша» на шасси американского автомобиля International, тоже участвующая в проекте «Машины Победы». С некоторыми другими машинами нам помогает ПАТП №1 города Ярославля, многие предприятия выделяют материалы или участвуют в проекте финансово. Наша история оказалась близка и губернатору Ярославской области Дмитрию Миронову. Кроме того, удалось получить финансовую поддержку Фонда президентских грантов на весь проект «Машины Победы».
Мы видим, как людей привлекают старые машины. К тому же, мы занимаемся просветительской работой, проводим экскурсии для школьников, участвуем в городских мероприятиях. Несколько восстановленных машин выезжали на парад 24 июня в прошлом году.
Вообще, неравнодушных к нашим машинам людей очень много. Без помощи некоторых предприятий мы бы просто не смогли обойтись. Например, топливную и тормозную системы студенты пока сами сделать не могут. Этим занималась сертифицированная организация, специалисты провели необходимые работы и вернули тягач в университетский гараж.

Юрий Колмаков:

Партнеры нам очень помогли, особенно, когда из-за эпидобстановки пришлось уйти на дистанционное обучение и продолжать работать над тягачом в полную силу возможности не было. Предприятие «Техкомплект» взяло на себя часть работ, чтобы мы в итоге вовремя закончили первый этап воссоздания машины. Отец директора предприятия работал на Ярославском автозаводе, поэтому ему этот проект был важен. Директор сам приехал в цех осматривать машину, рассказал нам все, что о ней знал.

По жестяным работам мы брали консультации у специалистов компании «Спектр-Авто». Нам показывали, как залудить отверстия, как «выстучать» необходимый изгиб.

В ПАТП №1 города Ярославля помогли произвести бортировку колес.
Тонкости реставрации: саморезы, краска и маскот
Юрий Колмаков:

Сегодня тягач выглядит полностью как ЯАЗ-221 конца 50-х годов. Мы даже нашли оригинальный цвет, в который красили машины 60 с лишним лет назад. В клубе классических автомобилей «Медведь» есть коллекционер, который собирает этих самых медведей — маскотов ЯАЗ (о них еще расскажем). Он обратил внимание, что на основании одной из фигурок остался маленький кусочек краски. Производитель «Русские краски» (в советское время предприятие называлось «Победа рабочих» и именно оно производило краску для всех ярославских машин) предоставил нам краску и необходимый инвентарь, а наши специалисты заколеровали нужный оттенок зеленого.

У машины есть несколько изюминок, над воссозданием которых пришлось особенно потрудиться. Одна из них — деревометаллическая кабина. По технологии 50-х годов склеенные деревянные бруски обшивались снаружи металлическими листами, внутри кабина обивалась формованным картоном. Сначала мы подготовили чертежи, а затем обратились к сотрудникам профильных направлений в вузе, где нам помогли сделать необходимые детали.

Другая сложность поджидала в такой, казалось бы, мелочи, как саморезы. Привычный нам саморез по дереву имеет разъем под крестообразную отвертку, но в конце 50-х были только шлицевые — под плоскую отвертку с полукруглой головкой. В магазинах и по объявлениям такую было не найти, поэтому нам пришлось заказывать новые из Германии. Под такой крепеж нам нужно будет заменить каждый винтик.
Из того, что мы полностью сделали сами, я бы еще выделил проводку. Ее с нуля провел студент первого курса. Честно говоря, сначала для меня это было большой головной болью — найти человека, который бы взялся за нее. И такая профессиональная работа стала открытием.
Кроме того, мы почти разобрались с воздушной системой, провели для этого научную работу, посвященную отличиям тягача ЯАЗ от КрАЗа. Сейчас нам остается изменить соединения.
Егор Погодин:

Для работы над некоторыми деталями мы прибегали к 3D-моделированию. Например, у передней решетки (защиты для фар) не хватало двух частей. В гараже мы сняли с нее размеры, но точные параметры для чертежа пришлось высчитывать по пропорции. Сначала расписали все в цехе на бумаге, потом я переводил в КОМПАС-3D.

Решетка радиатора с защитой фар
С программой познакомился в школе на уроках черчения, сейчас потребовалось изучить систему более детально. Пробуем смоделировать фары и задний стоп-сигнал.
Юрий Колмаков:

Финальным штрихом, который завершил первую стадию восстановления тягача, стала установка маскота Ярославского автозавода. Это без преуменьшения килограмм металла в форме медведя из полированного алюминия, символа нашего края. Таких медведей вообще могло не быть: слишком уж нерациональным виделось их производство. Но эмблема понравилась товарищу Сталину, когда в 1945 году ему показали новые образцы техники, в том числе грузовик ЯАЗ-200. «Медведя оставить», — таков был вердикт. Одну из сохранившихся фигурок нам подарил сотрудник Ярославского моторного завода Сергей Захаров.
Этот же медведь послужил основой для цифровой модели, которую подготовили в университете с помощью 3D-сканирования. Она, в случае необходимости, поможет наладить производство маскотов. Уже готовы и литейные формы под них.
Источник: Телеканал «Первый Ярославский»
Первый выезд
Юрий Колмаков:

Впервые мы смогли проехать на нашем тягаче 17 декабря прошлого года – в День Ракетных войск стратегического назначения. В этот день мы планировали показать школьникам из двух школ Ярославского муниципального района тягач вместе с зенитно-ракетным комплексом С-75 и Катюшей. Накануне работали в гараже всю ночь. Но утром начался сильный снегопад, а в автомобиле еще не было дворников и исправного гидроусилителя руля. Поэтому было принято решение, что свой первый выезд тягач, пока еще с 238-м двигателем, совершит по территории университетского кампуса.
Следующий большой этап — замена двигателя. У нас есть мотор ЯАЗ-206, который ни разу не запускался с момента выхода с конвейера. Именно его мы будем устанавливать на тягач.

Совместно с Александром Анатольевичем Павловым, заведующим кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания», мы провели работы по расконсервации двигателя и смогли его завести, с третьего раза. Это придало нам сил, чтобы продолжать восстановление машины. Мы буквально услышали, как будем въезжать на тягаче на улицы города. Сейчас готовимся собственно к замене двигателя. Затем нужно будет искать подушки и опоры.

Поскольку машина на ходу и мы участвуем во всевозможных мероприятиях, я заверил ребят: все успеют накататься на тягаче.
Андрей Лагузов:

Сказать однозначно, когда тягач вернется к своим заводским характеристикам, никто не возьмется. Стадия А завершена, но стадия В — подготовка «начинки» — может затянуться на несколько лет. Вот не найдем мы, скажем, рулевой редуктор, так и будем пока ездить с механизмом от КрАЗа. Запчасти сейчас ищем, как в игольное ушко пролезаем. Здесь нам поможет только удача.
О планах: от первых автомобилей на дизеле до двухэтажных троллейбусов
Андрей Лагузов:

Дальше у нас очень серьёзные планы. Александр Кононыхин, наш товарищ из Липецка, подарил нам шасси МАЗ-200. На его основе собираемся восстанавливать ЯАЗ-200 — первый серийный советский автомобиль с дизельным двигателем. Его образец в 1945 году в Москве представлял Сталину мой двоюродный дедушка Виктор Алексеевич Самсонов.

На очереди стоит КрАЗ-256, который так КрАЗом и останется. Будет служить памятником своей славной работе в Ярославле. На протяжении десятилетий он обслуживал автобусную технику в ПАТП №1.

Но самая большая моя мечта — построить двухэтажные троллейбусы, которые нигде в мире больше не производились, только в Великобритании и у нас в Ярославле. Поскольку я с детства интересовался нашими машинами, то, сколько себя помню, собирал модели, по крупицам набирал материал для постройки троллейбуса.
Всего этих троллейбусов в конце 30-х было выпущено 10, а планировалось около 300, но помешала война. И все же до 1953 года они курсировали по Москве. Двухэтажный троллейбус можно увидеть в мультфильме про дядю Стёпу 1939 года и в фильме «Подкидыш» с Фаиной Раневской. До наших дней ни одного не сохранилось, последний был сдан в металлолом более сорока лет назад. Поэтому строить их нужно будет заново, и некоторые наработки у нас уже есть.

Кадр из фильма «Подкидыш»

Благодарим за предоставленные изображения команду проекта «ЯАЗ в строй».

Поделиться в социальных сетях