ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
 

Сквозная автоматизация подготовки несерийного производства.
Опыт АО «Завод Узбекхиммаш»

В этом году АО «Завод Узбекхиммаш» исполняется 80 лет. В 1941 году предприятие было создано на базе ремонтно-механического цеха химического завода в городе Чирчик после эвакуации Сумского машиностроительного завода. Сегодня завод проектирует и производит технологическое оборудование для нефтегазовой и химической промышленности: аппараты воздушного охлаждения, колонное оборудование, центробежные машины, насосы, турбокомпрессоры.

Всю конструкторскую и технологическую документацию на изделия завод разрабатывает самостоятельно. Так как основная часть производства — это несерийная продукция, каждый заказ связан с большим объемом конструкторской и технологической проработки, расчетами, изготовлением оснастки, которую предприятие также проектирует и производит собственными силами.

Значимость инженерной составляющей в производстве еще в 2008 году побудила руководство завода взять курс на автоматизацию. Первым делом кульманы у конструкторов были заменены на систему проектирования КОМПАС-3D. Затем цифровые технологии пришли в технологическую подготовку производства. Началось внедрение программного комплекса АСКОН, включающего систему управления инженерными данными ЛОЦМАН:PLM, технологическую САПР ВЕРТИКАЛЬ и систему управления нормативно-справочной информацией ПОЛИНОМ:MDM. О ходе проекта рассказывают главный технолог АО «Завод Узбекхиммаш» Виталий Загвойский и менеджер АСКОН-Казахстан Дмитрий Чернов.
Виталий Загвойский
Дмитрий Чернов
13 лет КОМПАСа
Виталий Загвойский: Переход к КОМПАС-3D 13 лет назад был обусловлен увеличением доли нестандартного оборудования до 80-90%. Как следствие, тогда возросла нагрузка на конструкторские и технологические отделы. Это и стало основными предпосылками для запуска автоматизированной разработки инженерной документации. В САПР от АСКОН нас привлекли соответствие нормам ЕСКД, библиотека стандартных изделий и материалов по ГОСТ, а также доступная ценовая политика компании. К настоящему моменту мы уже больше 10 лет эксплуатируем КОМПАС, который помогает успешно закрывать задачи по разработке конструкторской документации. Следующим логичным шагом было развитие имеющегося у нас опыта автоматизации.

Больше времени на инженерные решения
Виталий Загвойский: Основной предпосылкой к комплексной автоматизации инженерных служб послужило желание избежать ошибок, вызванных человеческим фактором при выполнении ручной обработки большого объема данных: будь то вычерчивание линий на кульмане, подсчет нормы трудозатрат и расхода материалов или ведение журналов. Развитие информационных технологий, удобство расчетов позволяет больше времени уделять не «вычерчиванию» или оформлению технологии, а принятию принципиальных инженерных решений.

Дмитрий Чернов: Главной предпосылкой было желание сократить время разработки и согласования совместно прорабатываемых ведомостей и спецификаций, например ведомости-спецификации. Другой предпосылкой стала сложность разработки ведомости специфицированных норм расхода материалов, которая выполнялась в специальной DOS-программе, куда повторно забивалась информация из ведомости-спецификации и конструкторско-технологической документации. Кроме того, на каждом этапе разработки КТД при передаче от специалиста к специалисту информация многократно дублировалась.
Гибкое и индивидуальное решение
Виталий Загвойский: В этом проекте автоматизации нам требовалось обеспечить максимально гибкое и индивидуальное решение именно для нашего предприятия. Поэтому систему ЛОЦМАН:PLM адаптировали под наши задачи — были разработаны модули, которые облегчают работу, настроен архив конструкторской и технологической информации.

Дмитрий Чернов: Мы разработали несколько приложений для ЛОЦМАН:PLM и одно для ВЕРТИКАЛЬ — модуль разработки технологических карт для технологов, на предприятии его называют «мини-ВЕРТИКАЛЬ».

Вместе с ЛОЦМАН:PLM работают следующие приложения:
1. Ведомость-спецификация.
Помогает оперативно наполнить изделие технологическими данными, произвести расцеховку, выполнить несколько видов нормирования калькуляторами.

2. Специфицированная норма расхода материала.
Требуется для нормирования вспомогательных материалов для основного изделия. Позволяет создавать / редактировать шаблоны материалов для оперативного нормирования в один клик, просматривать состояние всего изделия и результат работы модуля «Ведомость-спецификация», где отражаются все неточности. По итогам работы с приложением специалист формирует в ЛОЦМАН:PLM отчет по шаблону предприятия.

3. Разработка технологии кузнечных и заготовительных работ.
В этом приложении автоматически заполняются номер заказа, шифр чертежа, наименование детали, данные заготовки, фамилия разработчика техкарты. Технологу остается выбрать коды работ из выпадающего списка. После этого формируется комплект технологических карт. Шаблоны помогают пользователям разрабатывать технологию в один клик. Кроме того, инженер может переносить единичный технологический процесс (ЕТП) на другие детали, если они будут создаваться по одной технологии. Было разработано специальное «дерево», где компактно отображается все изделие с перечнем готовых ЕТП по цехам.

4. Нормирование сварочных материалов.
Используется при разработке сводной ведомости сварочных материалов на сборочную единицу с подсчетом расхода на изделие. Приложение взаимодействует с системой ПОЛИНОМ:MDM для предварительного сбора данных о применяемых материалах, задействованных цехах и др. Полученная информация сохраняется в ЛОЦМАН:PLM и становится входными данными для модуля «Специфицированная норма расхода материала».

5. Пакетная печать.
Помогает быстро напечатать комплект конструкторско-технологической документации из вторичного представления в один клик.
Виталий Загвойский: Одной из важнейших задач для нас стало дополнение ПОЛИНОМ:MDM собственными справочниками. Потребовалось время, чтобы понять, как устроена система и что нужно учитывать при работе с новыми материалами и стандартными изделиями.

Простейший вариант, когда добавляется похожий или аналогичный материал с использованием кнопки «+Добавить», мы освоили достаточно быстро. А вот на создание нового материала со своими сортаментами и экземплярами таким образом, чтобы ссылки и наименования работали штатно, чтобы были прикреплены документы и набор свойств, ушло много неудачных попыток, включая непреднамеренное удаление данных с последующим их восстановлением через импорт.

Для рядового пользователя, не знающего языков программирования, добавление стандартных изделий вообще не представляется возможным. Например, нам удалось создать полную структуру с типовой деталью и даже подключить 3D-модель, но оказалось, что 2D из справочника — это скрипт, а не файл КОМПАС-3D. Поэтому данный вопрос был решен за рамками ПОЛИНОМ:MDM простым выкладыванием нужных файлов в общий доступ на сервере.

Пока мы сделали для себя вывод, что для работы с системой в части ее наполнения многоуровневыми элементами со ссылками требуется отдельный обученный специалист.
Слышать переживания людей
Виталий Загвойский: Пандемия не сильно отразилась на процессе внедрения, так как современные технологии позволили организовать его удаленно. Результаты обучения сотрудников новой версии КОМПАС-3D можно считать приемлемыми.
Сложнее было с восприятием новых для нас систем для работы с НСИ, электронным архивом, технологическими процессами и документацией. Реакция сотрудников — это основополагающий фактор успеха (или неуспеха) проекта. Возникали вполне ожидаемые вопросы. А зачем это нужно? Это дополнительная работа, ведь и раньше все работало. Или молчаливый отказ от обсуждения и нежелание разбираться. А почему именно эта программа, я хочу работать в другой. Да классно, здорово, но запишите меня самым последним в списке, когда все освоят, я научусь. Мы попробуем (обычно так говорят всего пара человек).

Так как кругозор даже такого квалифицированного специалиста, как конструктор, не всегда выходит за рамки своего рабочего места, нужны усилия, чтобы покинуть привычную колею работы «по старинке» и увидеть все преимущества, которые дает предприятию единая база инженерных данных.

Считается, что внедрение новых ИТ-систем нужно проводить твердо, порой в ультимативной форме, но никто не отменяет того факта, что оно происходит во время работы предприятия над реальными заказами, у которых есть сроки. С одной стороны, у каждого инженера в силу профессии и склада ума должно быть желание что-то исследовать (в нашем случае — обучаться и осваивать новые ИТ-системы), а с другой — он должен выполнять свои обязанности, от этого часто зависит размер оплаты труда. Поэтому важно уметь слышать переживания людей, так как мы пытаемся «перевернуть» привычные им методы работы.
Помочь с преодолением этого этапа, на наш взгляд, могут следующие мероприятия:

1. Адаптация системы, ее настройка, разработка дополнительных модулей, интегрированных с основной системой, логика прохождения документов по системе должны быть проработаны куратором на предприятии совместно с компанией-поставщиком таким образом, чтобы все было интуитивно понятно и, по возможности, имело привычные формы (интерфейс системы, бизнес процессы, отчеты).

2. Общение и разъяснение сотрудникам интересующих их вопросов, как технических (куда нажать, как ввести данные и т.д.), так и принципиальных (что такое база данных, зачем это нужно предприятию в целом). Важно учитывать, что степень владения компьютерными технологиями у каждого сотрудника разная.
Наше предприятие находится сейчас внутри этого процесса. Когда продукт действительно удобен и работает, когда сотрудник получил ответы на свои вопросы, в конечном счете к нему приходит понимание, что это не так «страшно и непонятно», как могло показаться в самом начале, и он начинает работать в системе. Осознание, зачем это все было нужно, появляется только после продолжительного периода работы, когда все снова становится привычным.
Планы автоматизации
Виталий Загвойский: У нас уже сформирован ряд задач на ближайшие 2-3 года. Так, в первую очередь, необходимо будет завершить подключение всех специалистов к программному комплексу, обеспечив каждого самостоятельной работой в IT-контуре. Кроме того, мы планируем добавить к взаимодействию с цифровой инфраструктурой отдел маркетинга для ввода заявок и отдел экономики для передачи им весовых данных для просчета заявок.
«Введенные из конструкторской документации в систему данные об изделии: чертежи, материалы, состав и обозначение, — не требуют повторных вводов и используются при дальнейшем прохождении заказов, например, в специфицированной норме расхода материала и при разработке технологических карт, в которых происходит автозаполнение указанных данных.

Хотелось бы отметить нацеленность специалистов АСКОН-Казахстан на получение качественного программного продукта и их готовность адаптировать систему к неизбежно возникающим в процессе разработки вводным для удовлетворения потребностей заказчика».
Ильдар Абаев
Заместитель Председателя Правления по экономике
и финансам,
АО «Завод Узбекхиммаш»
На состоявшейся в апреле Международной промышленной выставке «Иннопром» между АСКОН-Казахстан и АО «Завод Узбекхиммаш» было подписано соглашение о сотрудничестве в области автоматизации производства.
Поделиться в социальных сетях