ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
 

Где учат технологов космического машиностроения. Балтийский федеральный университет о подготовке кадров для ОКБ «Факел»

Рассказывает Галина Дьяченко, заслуженный учитель России, преподаватель отделения среднего профессионального образования Инженерно-технического института Балтийского федерального университета имени И. Канта.
Сотрудничество с ОКБ «Факел»
ОКБ «Факел» – одно из самых значительных производственных предприятий Калининградской области, входит в структуру Роскосмоса, разрабатывает и выпускает двигатели для космических аппаратов. Наш институт активно сотрудничает с «Факелом», отправляет студентов на практику, в технологическом отделе предприятия в основном работают наши выпускники. Представители предприятия присутствуют на защитах дипломов, поскольку они формулируют задачи для части выпускных работ.

Несколько лет назад совместно с ОКБ «Факел» был открыт целевой набор по специальности «Технология металлообрабатывающего производства». Ребята поступают к нам после девятого класса и учатся 4 года и 10 месяцев. Технология металлообрабатывающего производства объединяет в себе самые прогрессивные технологии: программирование станков с ЧПУ, работу с аддитивными установками, проектирование технологических процессов, в том числе и автоматизированного производства.
Без автоматизации никуда
Наша специальность существует с 1968 года, и в 90-ее годы к классическим предметам прибавилось автоматизированное проектирование графических документов и технологической документации. Тогда работали в ОС MS-DOS, с графическими пакетами Арбат от НИИ «ОРГСТАНКИНПРОМ» и Базис-Центра.

С переходом на Windows мы начали искать подходящие программные продукты, тем более, что нас интересовала работа в нескольких модулях одновременно: графический пакет сам по себе и проектирование операционных эскизов на основе 3D-моделей при подготовке технологической документации.

Параллельно мы изучали решения АСКОН и Autodesk. AutoCAD при выполнении курсовых и дипломных проектов требует выполнения дополнительных действий, лишней работы с базами данных. Всё-таки это решение не машиностроительного профиля.

Мы интересовались опытом в нашем регионе. Оказалось, что коллеги из Гусевского политехнического техникума использовали программный комплекс АСКОН. Мы обратились в АСКОН и в августе 2014 года нам презентовали системы КОМПАС-3D, ВЕРТИКАЛЬ и ЛОЦМАН:PLM, в октябре мы уже внедряли их в учебный процесс.
К слову, мы почти одновременно с ОКБ «Факел» приступили к внедрению программ АСКОН.

В первую очередь нам было необходимо подготовить базу для САПР технологических процессов ВЕРТИКАЛЬ. Специфика такова, что предприятию нужна более узкая база данных, нежели учебному заведению: они наполняют базу оборудованием, инструментами и материалами, которые используются в работе. Наши же дипломные и курсовые проекты опираются на опыт различных производственных предприятий Калининградской области – массовых, серийных и индивидуальных производств. А это огромное количество материалов, конфигураций деталей и прочего. Наша база данных должна быть очень широкой. Материалы, грубо говоря, – все, металлорежущие станки – всех групп. Это стало основной трудностью в момент внедрения нового программного обеспечения. Мы обсудили это с сотрудниками АСКОН: изначальные справочники ВЕРТИКАЛЬ были неплохими, но было необходимо расширять базу данных, что мы и сделали.

КОМПАС-3D довольно мягко вошел в наш учебный процесс. Отдельный плюс – это его «заточенность» под машиностроение. В нем студенты выполняют чертежи режущего и контрольно-измерительного инструмента, деталей и прочее. При этом мы обязательно знакомим учеников и с AutoCAD, потому что многие предприятия в свое время закупили эту САПР и продолжают в ней проектировать по сей день. Когда есть такая возможность, мы показываем машиностроителям, что удобнее и быстрее работать в КОМПАС.
С применением всех этих программ время работы над курсовыми и дипломными проектами значительно сократилось. Также у нас есть два австрийских станка с ЧПУ EMCO и программа для написания управляющих программ. Таким образом, мы покрываем автоматизированными системами проектирования всю производственную цепочку. Кроме сокращения сроков мы получаем наглядность проверки, в какой-то степени даже красоту оформления документов.
С программными продуктами АСКОН – ВЕРТИКАЛЬ, КОМПАС-3D, ЛОЦМАН:PLM – студенты начинают работать на третьем курсе, на занятиях, где воспроизводятся реальные производственные процессы машиностроительного предприятия. Это предметы «Технология машиностроения», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Системы автоматизированного проектирования и программирования», «Основы экономики в машиностроении».

При этом мы учитываем разные сценарии: окончив институт, студенты могут работать только в конструкторском отделе и тогда им пригодится знание КОМПАС-3D, или в технологическом подразделении – здесь уже связка КОМПАС и ВЕРТИКАЛЬ. Могут работать в отделе труда и заработной платы или заниматься расчетами режимов резания и нормирования в технологическом отделе. Также в ВЕРТИКАЛЬ есть раздел для подготовки производства новой продукции, поэтому студенты смогут работать в инструментальном и производственном отделах. Особенность нашей специальности заключается в очень широком практическом применении полученных знаний и навыков.
Дистанционное обучение, или написать диплом удаленно
В апреле-мае 2020 года мы, конечно, попали в сложное положение – из-за перехода на дистанционное обучение. Часть работ по дипломам уже была выполнена в ВЕРТИКАЛЬ, но после перехода на «удаленку» студентов не подпускали к компьютерам в учебных классах, а ведь это узловая часть проекта. Нужно было выходить из этого положения. Мы обратились в АСКОН – и нам помогли установить на компьютеры студентов ВЕРТИКАЛЬ. Преподаватели передали им проделанные ранее работы, таким образом проблема была решена. Студенты защищали дипломы в удаленном режиме.
Поделиться в социальных сетях