- Первоначально идея у нас была другая – создание «цифрового двойника», – продолжает Иван Привалов. – Взяв за основу BIM-модель и подвязав к ней действующие системы автоматизированного управления технологическими процессами, мы хотели получить «живую» копию производственной линии, чтобы можно было отслеживать в виртуальном формате, что на ней происходит. Например, спроектированный в компьютере двигатель конвейерной линии работал бы и виртуально. Двигатель вышел из строя, и конвейер встал – всё это отражается. Электрод в печи обломился, и это видно. Можно было бы загрузить все данные вплоть до основных причин простоев. Дошёл параметр до критической точки, и система выдаёт, что, возможно, скоро будет авария. Параметр нужно оптимизировать. Это может сделать человек, а в перспективе всей системой будет управлять машина. Помимо этого, к модели можно подвязать сроки планового ремонта. К примеру, электродвигатель на модели «замигал», пора ставить оборудование на ремонт. Очень удобно, не надо отслеживать информацию по записям в «талмудах». Идея была в этом. Но удалось не всё. Реализация проекта «Цифровой двойник» требует подключения многих заинтересованных служб и подразделений. Кроме того, это полная перестройка систем АСУТП и, как следствие, внушительные капитальные вложения.
На данном этапе модель будет выполнять исключительно информационную функцию. В ней всё визуализировано, есть все площадки, всё перед глазами. К примеру, ту же балку под потолком никто не полезет смотреть, её можно подробно изучить в модели. Тем не менее, за BIM-моделированием будущее, и этот опыт, безусловно, полезен. Тем более что это уже обязательная модель, а не новая.
Группа Магнезит активно движется в сторону цифровизации. На Саткинской площадке построены новые автоматизированные комплексы, где всё оцифровано. Например, в новом комплексе по производству плавленого периклаза из операторской управляется весь цех; стоят 20 основных мониторов и 8 дублирующих, на экранах видно, как блоки перемещаются, охлаждаются, по итоговым данным после дробления имеем выход годного продукта с блока. Глобальная цифровизация уже работает. За новыми технологиями – не только будущее, они уже в настоящем.