ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
Время чтения: 10 мин.
15 июня 2022
Виктор Русанов, ОКБ «Факел»: «Изделие должно быть безупречным, чтобы его признали лучшим на конкурсе».
Интервью к 20#8209;летию Конкурса асов 3D#8209;моделирования
Мы продолжаем серию интервью с героями Конкурса асов 3D-моделирования, посвященную 20-летию состязания. На этот раз знакомим вас с Виктором Русановым, конструктором ОКБ «Факел». В 2021 году Виктор вместе с коллегой победил в конкурсе в номинации «Электронная модель изделия» с моделью анодного блока стационарного плазменного двигателя FaberG-34. Экспертная комиссия также отметила высокую степень проработки этой модели.
Из разговора вы узнаете, как любовь к космосу может привести в новую профессию, чем хорош и плох перфекционизм и какие черты приобретает профдеформация у инженера.
Как вы пришли в профессию инженера-конструктора?

Я никогда не мечтал становиться инженером-конструктором, в петербургском ИТМО я изучал техническую физику со специализацией в нефтехимии и нефтехимическом оборудовании. Уже успел начать работать по специальности и примерно в это же время заинтересовался космосом. Читал книги про ракетную технику, прошел несколько вводных онлайн-курсов. Думаю, большую роль в моем профессиональном самоопределении сыграло петербургское отделение «Федерации космонавтики России». Честно говоря, я еще не встречал людей, которые были бы больше увлечены космосом, чем там.

Углубившись в космическую тематику, я решил найти работу, где мог бы совмещать мой интерес и профессиональное образование. И хотя у меня не было конструкторской подготовки, техническая специальность помогла устроиться конструктором в калининградское ОКБ «Факел», где я работаю уже три с половиной года.

Как вы привыкали к новому городу, к новой работе?

Калининград мне сразу понравился, это очень красивый город. Работодатель на первые три месяца предоставил мне жилье в Светлогорске. А на самом предприятии поначалу со мной работал наставник, так что покинутым я себя не чувствовал.

Что привлекает в инженерном деле сейчас?

Для меня работа инженера — это одно из тех немногих занятий, которым я бы даже мог заниматься бесплатно. Мне нравится сама сущность конструирования: создавать модели и потом видеть, как по ним производят изделия. Постоянно нужно что-то придумывать и экспериментировать. Особенно когда ведется работа над новым изделием и процесс еще не обкатан. Тогда случается и сходить на производство, например, с образцами в сварочный участок. Или требуется подобрать нужный материал. В общем, всегда много разнообразных задач.

Конечно, в любой работе никуда не деться от бюрократии, решения каких-либо формальных вопросов. Это не так романтично, как конструирование, но тоже необходимо.

Виктор Русанов на альфа-тестировании КОМПАС-3D в Коломне
Расскажите о вашем опыте участия в конкурсах профессионального мастерства.

Мой первый конкурсный опыт пришелся на чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Сказать по правде, хотя я и готовился к соревнованию, выступил я там средне, потому что, пока выполнял задания, «ударился» в перфекционизм. И пока нужно было выполнять разные задания на скорость, сосредоточился на проработке деталей. Но одновременно я понял, что именно требуется от конкурсантов и оценил многообразие задач: от подготовки сборок и расчета моделей на прочность до их рендеринга.

Так что с радостью снова приму участие в WorldSkills: конкурс позволяет посмотреть на привычную работу под другим углом, отвлечься от изделий, к которым уже привык. Приходится покидать свою зону комфорта и изучать новые типы конструкций и операций над ними. Кроме того, хочется объективно оценить, насколько вырос мой профессионализм за время работы конструктором.

А как вы попали на Конкурс асов 3D-моделирования?

В конкурсе, после приглашения предприятия со стороны АСКОН, мне предложил принять участие генеральный конструктор. Я подумал, что, раз уж он в меня верит, стоит попробовать. Отправил модель под самый дедлайн.

При этом с моделью для конкурса определился не сразу. Нужно было выбрать изделие, у которого нет грифа секретности и которое руководство готово было бы передать для публикации. Так было решено номинироваться с нашим двигателем FaberG-34, который разрабатывался по результатам НИОКР из собственных средств. Он предназначен для создания тяги и использования в составе двигательной установки космического аппарата.
Сейчас снова планирую участвовать в конкурсе. Такие соревнования мотивируют постоянно совершенствовать свое мастерство. Твое изделие должно быть безупречным, чтобы его признали лучшим. Поэтому любые конкурсы хорошо подстегивают профессиональное развитие.

Эксперты Конкурса асов отметили высокую степень проработки модели плазменного двигатели. Сколько времени заняла работа над изделием?

Где-то полгода, или даже больше, ушло на то, чтобы научиться высокой проработке моделей и оформлению таким образом, чтобы их мог понять любой человек, в том числе далекий от конструкторской работы и от КОМПАС. Далее с конкурсной моделью было уже проще, так как требовалось только воспроизвести без потери информации и деталей подготовленные ранее моим коллегой чертежи. На это потребовалось около месяца.

В работе над ЭМИ (электронной моделью изделия) я довольно много времени потратил на трассировку проводов. Наши модели бывает непросто реализовывать из-за гибких проводов. Поэтому одновременно с подготовкой модели, я много экспериментировал с деталями, например через переменные «закрывал» трассировку.
Расскажите про создание электронных моделей изделия. Удалось ли вам полностью уйти от чертежей?

Сейчас для нас создание ЭМИ – это в большей степени эксперимент. С электронными моделями мы пока еще не дошли до производства, но их уже используют технологи, чтобы сделать техпроцессы более наглядными.

Конечно, хочется, чтобы эта цепочка с ЭМИ была пройдена полностью от разработки конструкторской документации до изготовления. Но и для этого требуются определенные условия. Для начала, нужно обучить сотрудников работе в КОМПАС.
Вся конструкторская документация должна быть так оформлена, чтобы ей мог пользоваться даже человек, не имеющий глубоких знаний САПР. К примеру, я старался оформлять модели таким образом, чтобы исполнитель, оперируя только несколькими командами, уже мог читать модель и работать с ней.
Конструкторским отделом этот процесс не ограничивается, также и технологи должны уметь работать в ВЕРТИКАЛЬ и в ЛОЦМАН:PLM, если речь идет о комплексном использовании программного обеспечения. Естественно, все рабочие места нужно оснащать подходящими компьютерами и программным обеспечением. Из ниоткуда электронные модели изделий точно не появятся.

Чем вас привлекает проектирование в КОМПАС-3D?

Мне нравится, что система уже выросла до такого уровня, когда помогает реализовать практически любые идеи. По сравнению с более ранними версиями возможностей стало намного больше. Я начинал работать с V16 и с тех пор замечаю, что каждый новый релиз прирастает той или иной функциональностью, которой не хватало до этого. Иногда даже кажется, что разработчики читают мысли конструкторов. Хотя я понимаю, что для этого есть обращения в Техническую поддержку АСКОН.
Кстати про обращения в разработку. Благодаря своей активности во время бета-тестирования КОМПАС-3D v20 вы попали на альфа-тестирование v21. Расскажите, что вы для этого делали.

В процессе работы я всегда делаю себе пометки об особенностях САПР или неточностях в проектировании. Какие-то вопросы решаю потом сам, другие направляю в ServiceDESK. У меня это уже вошло в привычку.

Когда началось бета-тестирование, я пошел дальше и решил «сломать» новый КОМПАС: загружал его командами, находил баги, критически оценивал новые функции. Всего на время бета-тестирования я зарегистрировал в ServiceDESK 36 запросов. Тут мой перфекционизм пригодился, и поэтому меня позвали на альфа-тестирование следующей версии (прим.: выход КОМПАС-3D v21 запланирован на лето этого года). И в целом я считаю, что участие в бета-тестировании в результате полезно для самих пользователей: еще до релиза разработчики узнают о пожеланиях конструкторов, могут их внести и сделать работу в САПР комфортнее.

Какие еще современные технологии кажутся вам перспективными?

В последнее время я увлекся 3D-печатью, даже купил небольшой 3D-принтер для домашнего пользования. Самостоятельно изучаю эту технологию, распечатываю для дома мелкие предметы, например вешалки или держатели. Для работы тоже были изделия.
Я думаю, что применение аддитивных технологий ограничивается только фантазией автора. Можно создавать все, что угодно. Тем более, сейчас появляются все более универсальные материалы для печати.
Кроме того, мне интересны расчетные программы CAE-класса. Как я уже упомянул, на WorldSkills я познакомился с расчетными системами. Позже мне стало любопытно и самому углубиться в эту тему, особенно меня заинтересовал раздел топологической оптимизации. Я решил разобраться в ней подробнее на примере нашего двигателя FaberG-34 в своей магистерской диссертации, которую я сейчас пишу в БФУ им. Иммануила Канта.

В одном из видео вы приветствовали участников форума «Белые ночи САПР» на байдарке. Расскажите об этом увлечении.

У нас на предприятии есть секция по водному спортивному туризму. Я в ней состою и хожу в походы на байдарках. Тот ролик записывали на реке Преголя в центре Калининграда, рядом с Музеем Мирового океана.

Наши походы, как правило, длятся около недели. Самый мой протяженный маршрут был в Калининградской области в 2019 году: тогда мы прошли 170 км за 8 дней. А в прошлом году в Карелии я участвовал в своем самом продолжительном байдарочном походе: 130 км за 9 дней, и заканчивался он выходом в Белое море. Этим летом мы с коллегами планируем вернуться в Карелию. На этот раз выбрали немного другой маршрут. Еще бы я хотел пройти по реке на Кавказе. Наша турсекция время от времени решается на такие походы.

Переход из науки в инженерию изменил ваш взгляд на мир?

Работа инженером сильно влияет на повседневность и, в целом, на взгляды на жизнь. Теперь, когда я смотрю на что-то, я понимаю, что над этим тоже работали конструкторы и технологи, что предмет изготавливался в цехах. От инженерной призмы уже никуда не деться.
Виктор Русанов на альфа-тестировании КОМПАС-3D в Коломне

Участвуйте в конкурсе, не бойтесь проявлять инициативу — и успех не заставит себя ждать!

Читайте также первое интервью из этой серии — разговор с Романом Самигулиным об инициативности, знании физических законов и перспективных инженерных технологиях.
Поделиться в социальных сетях
Подпишитесь на наши новости
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.