ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
Время чтения: 14 мин.
18 ноября 2022
САПР в театре
«Он властитель столярки, декорационной мастерской и складов. Ему художник отдает эскизы: <...> сделай как-нибудь из досок и крашеного полотна. Легко сказать! На бумаге-то нарисовать можно что угодно, а вот чтобы оно держалось – это не так просто»

Карел Чапек «Как ставится пьеса»
Нередко театр ассоциируется только лишь с актерской труппой во главе с худруком или режиссером, по численности не превышающей 60-70 человек. В действительности даже в небольшом театре могут работать до 300 сотрудников: бутафоров, осветителей, костюмеров, реквизиторов, механиков сцены, а также инженеров-конструкторов. Их труд, как писал Карел Чапек, остается «за сценой, под сценой и над сценой», и «хотя они выполняют свою миссию весьма прозаически, в обыкновенных пиджаках или синих спецовках, — они играют немаловажную роль в создании спектакля».

Конечно, за почти сто лет, прошедшие со времени публикации очерка «Как ставится пьеса», многое изменилось: от жанров и актерской техники до инструментов, которыми создается театр. Неизменной остается роль театрального инженера, ответственного за зрелищность, технологичность и безопасность декораций.

Мы поговорили с инженерами-конструкторами трех театров: Сергеем Накаряковым из Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина, Алексеем Исаенко из Самарского театра юного зрителя «СамАрт» и Алексеем Калининым из Орловского театра кукол. Оказалось, что театр можно назвать «заводом по выпуску жестких и мягких декораций», системы автоматизированного проектирования (САПР) используются не менее активно, чем на производстве, а один инженер одновременно «разрабатывает» несколько изделий спектаклей.
Зачем театру САПР
Сергей Накаряков: То, что мы создаем для сцены, чаще всего называется павильоном: это объем стальных стенок, обшиваемых фанерой или тканью, высотой до 6 метров и длиной — до 14 м. Бывают и двухэтажные сооружения. 3D-моделирование упрощает и ускоряет создание конструкций с учетом всех требований к их монтажу, транспортировке, условиям хранения.
Алексей Исаенко: Наглядным примером необходимости САПР в нашем театре может служить готовящаяся постановка «Алиса». Для нее художник самостоятельно подготовил макет декорации, которая состоит из пяти равносторонних треугольников, расположенных в ряд. Была разработана модель, и на приемке с участием художника, режиссера, начальников постановочного и осветительного цехов мы получили новые предложения по «взаимодействию» актеров с конструкциями. Так мы заложили прорези для осветительных лент, добавили лестницу и поручень для безопасности.
Благодаря САПР мы можем проверить и отработать многие подобные изменения еще на этапе проектирования, и в некотором роде это будет бесплатно. Например, поставим ростовую фигуру человека и поймем, проходит ли он по высоте, сможет ли подняться на декорацию. Это не только ускоряет проработку конструкций, но и позволяет делать более качественный продукт.
КОМПАС-3D для решения театральных задач
Сергей Накаряков: Потребность в инструменте для проектирования была всегда, а я непрерывно работаю в театре больше 20 лет. Когда только устроился сюда, моя специальность называлась художник-конструктор и проектировал я на кульмане.

С усложнением задач перешел на КОМПАС, еще двухмерный. На тот момент и эта система устраивала. Сейчас в конструкторском отделе мы используем версию v17, а также приложение Стандартные изделия. Этого нам вполне хватает для решения поставленных задач.
Алексей Исаенко: Когда я пришел в театр, здесь уже был установлен КОМПАС-3D, поэтому в выборе САПР я не принимал участия. Но сейчас могу выделить несколько преимуществ системы.

Во-первых, мы имеем дело с отечественным производителем, отсюда вытекает, например, доступность поддержки, которая будет «жить» вместе с продуктом. У нас нет привязки ни к зарубежным серверам, ни к интернету в целом.

Кроме того, у вторичных пользователей не возникает проблем с языковым барьером при работе с системой. Хотя у нас приобретена и используется только одна лицензия КОМПАС-3D, вторичными пользователями становятся еще около 10 человек. У них установлен бесплатный Viewer для просмотра моделей и упрощения взаимодействия между службами. В их число входит, например, отдел маркетинга, которому нужно увидеть рассадку зала и понять, как разворачивается взаимодействие во время спектакля. Это важно для представлений, которые проходят в пространстве зала, когда актеры играют прямо вокруг зрителей.
Другой плюс — имеющаяся школа инженеров-конструкторов. Работе в КОМПАС-3D обучают в Самарском государственном техническом университете, поэтому теоретически мы можем рассчитывать на подготовленные кадры. Наличие обучающих материалов в сети тоже дает возможность самостоятельно изучать ПО, улучшая свои навыки работы с продуктом.

И наконец, я бы выделил качество системы. Особенно серьезный прогресс я заметил после перехода с V16 на v17, сейчас работаю в v21 и тоже могу сказать, что для решения ряда специфических задач КОМПАС стал для нас самым оптимальным выбором.

Алексей Калинин: Нас на использование КОМПАСа вдохновили театральные коллеги из Липецка. Мы изучили их опыт и решили применить его у себя. Так в 2022 году у нас появился КОМПАС-3D v21, а также 3D-принтер для печати элементов кукол.

В первую очередь нас привлек русскоязычный и интуитивно понятный интерфейс. А также наличие техподдержки и обучающих материалов.

Постепенно мы интегрируем новые технологии в театральную работу, хотя многие и привыкли работать с деревом и другими более знакомыми материалами, а к пластику пока относятся с осторожностью. Но мы активно продвигаем применение аддитивных технологий.
Руки театральной куклы, изготовленные на 3D-принтере
От «веселых картинок» до выпуска спектакля
Сергей Накаряков: Работа над конструкцией начинается с техсовета. Еще до него режиссер и художник спектакля решают, каким будет оформление сцены, а дальше в лучшем случае художник показывает макет будущих декораций, эскизы в различных электронных версиях, но часто это бывают просто «веселые картинки» в самых разных форматах. Обычно я могу конвертировать изображения в КОМПАСе и продолжить с ними работу в привычном режиме, внося необходимые изменения после согласований с художником. Бывает такое, что некоторые пожелания выполнить просто невозможно, тогда начинается поиск компромисса. Но в целом концепцию художника мы всегда стараемся сохранить.
Спектакль «Без названия»
Изображение: Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина
Далее продолжаем работать над самим объектом декораций. Сначала я набрасываю эскизные варианты, а затем приступаю к 3D-моделированию деталей и сборок. Имея 3D-модель, можно легко составить рабочую документацию и передать ее в производство. Как раз на модели всегда хорошо видно, какие могут возникнуть неточности и где не соотносятся между собой части декораций. Эти ошибки гораздо проще и дешевле исправить в системе проектирования, чем «допиливать» конструкцию в производстве.

За годы работы в театре у нас сформировался архив с техническими данными по всем спектаклям, которые идут на сцене или уже списаны. Для многих постановок принцип проектирования декораций будет одним и тем же, поэтому временами цехам удается использовать уже существующие наработки. Однако так как технологии постоянно меняются, вместе с ними совершенствуются и методы работы над конструкциями.
Алексей Исаенко: Мне сложно выделить какую-либо одну особенность в работе театрального инженера-конструктора. По своей сути, театр — это производство с высокими требованиями, где используются любые доступные инструменты. Если на привычном заводе годами оттачивается и применяется какой-либо техпроцесс, то в театре такое организовать не получится. Часто наши задачи просто не повторяются: мы режем лазером, точим на токарно-винторезном станке, изготавливаем литейные формы и отливаем в них изделия, гнем металл и делаем многое другое. Поэтому конструктору нужно понимать, как именно и из чего будет произведена та или иная деталь.

Сергей Накаряков: Здесь работают творческие люди, поэтому многое придумывается на ходу. Бывает и такое, что некоторые уже готовые элементы декораций не появляются на сцене, так как не вписываются в итоговое видение режиссера. А зачастую наоборот добавляются новые конструкции.

Алексей Исаенко: Мы несем ответственность за наши конструкции. К примеру, видим на макете балкон, уточняем, сколько человек на него будет подниматься, получаем ответ, что не больше двух. Проектируем, строим, монтируем на сцене. И на репетиции выясняется, что на этом балконе буквально отплясывают пятеро актеров — у режиссера поменялась концепция. Конечно, в таком случае конструкция потребует значительных доработок.
Алексей Исаенко: Проектирование сцены под разные спектакли — одна из основных наших задач. И ее решение зависит от множества факторов. Самый первый вопрос: есть ли вообще для сцены исходные планы или чертежи. Если их нет, то процесс значительно усложняется: нам приходится самостоятельно измерять всю сцену, учитывая габариты будущих декораций. Но если есть хотя бы какие-то заметки, пусть даже на бумаге, работать становится значительно проще.

Сейчас для большей части постановок у нас уже спроектировано все оборудование сцены, включающее световые и игровые галереи, монтажную площадку, колосники (Прим.: решётчатый настил над сценой, оборудованный блочными устройствами для смены декораций, подъёма и спуска осветительной арматуры и занавеса) и пр. И конечно, для каждого нового спектакля подготавливается свой комплект документации. Ведь, как говорится, «плохая бумажка лучше хорошей памяти», а если уж есть наглядная 3D-модель, которая не потеряется и которую можно легко размножить, это и вовсе замечательно.
Алексей Калинин: Задачи по проектированию частей кукол мы получаем от плотников и бутафоров, именно они создают спектакль по рисункам художника. Когда появляется чертеж куклы и список реквизита, мы как конструкторы обращаемся к плотникам и бутафорам и уточняем, какую часть работ могли бы взять на себя. Что-то быстрее получается сделать из дерева, что-то — из папье-маше. За наиболее трудозатратные элементы беремся мы: сначала проектируем их, а затем распечатываем на 3D-принтере.
Например, для готовящегося к премьере спектакля «Буратино» мы уже подготовили руки кукол и пряжки на обувь. Если во время показов представлений что-то выйдет из строя, то мы быстро сможем повторить элементы на 3D-принтере, не напрягая цеха, так как у нас уже есть необходимая модель. Это особенно радует плотников, с которых мы частично снимаем нагрузку, и они больше не беспокоятся о работе над мелкими деталями. К тому же, мы можем распечатывать полностью одинаковые элементы, что так важно для тех же рук и что невозможно повторить даже при очень большом желании, вырезая их из дерева. Поэтому КОМПАС и 3D-принтер в этих вопросах нам очень помогают. После выпуска детали мы передаем ее бутафорам, которые «окультуривают» элементы: красят, одевают куклу, придают ей завершенный вид.
Алексей Исаенко: В «СамАрт» 3D-модель сцены или декораций нужна не только производственным площадкам или бутафорам, она облегчает жизнь многим другим цехам. Например, мы работаем со световым цехом, чтобы у них было понимание, где расположить световые приборы, заложить кабели питания и управление к ним так, чтобы этого не было видно зрителю. Или монтажники уже по модели видят, как будет транспортироваться, храниться, собираться и демонтироваться декорация.
Когда режиссер тот еще фантазер и другие требования к декорациям
Сергей Накаряков: Даже несмотря на двадцатилетний опыт работы и наличие архивов, абсолютно одинаковых работ не бывает. В каждой постановке будут поджидать свои нюансы и сложности, с которыми мы справляемся каждый раз заново. Например, в «Капитанской дочке» актеры кружились на огромных канатах, свисающих сверху. Для них нужно было соорудить надежную «карусель», которая бы обеспечивала удержание действующих лиц. В спектакле «Остров герцога Просперо» режиссер поставил перед нами задачу соорудить вращающуюся башню, чтобы она еще и размахивала крыльями, как ветряная мельница. Режиссер Александр Бельский — тот еще фантазер, поэтому конструкция была грандиозной.
В работе театрального инженера-конструктора есть своя специфика, к которой нужно привыкнуть. Конструкторы, которые приходят из других сфер, не сразу это осознают и могут допустить серьезные ляпы. Чаще всего они связаны с габаритами и весом конструкций. Элементы декораций могут получиться совершенно неподъемными. А это крайне важно при монтаже декораций, и при их транспортировке во время гастролей.

Другое ключевое требование к нашим изделиям — безопасность. И там где у художника, к примеру, не было ограждений, после нашей работы они обязаны появиться
Сроки и новые инженерные находки
Алексей Исаенко: В зависимости от технического задания, деталей и объема работа над декорациями для нового спектакля может занимать от нескольких дней до нескольких недель. Готовая модель с деталировкой, как уже было сказано, сильно упрощает жизнь, особенно если часть работ по производству мы отдаем подрядчикам.

Тем не менее, всегда нужно иметь в виду вероятные итерации исправлений или создания с нуля каких-либо элементов. Художник и режиссер не всегда точно представляют, что хотят увидеть в результате, и бывает, что меняются нюансы, а от некоторых вещей приходится отказываться.
Проект декорации к спектаклю «Дом волшебника»
Сергей Накаряков: Сейчас мы работаем над очень объемным спектаклем, начали в августе, а премьера назначена на ноябрь. Но обычно так много времени нам не дают и в среднем над спектаклем мы трудимся около двух месяцев: столько времени уходит на моделирование, изготовление и монтаж жестких конструкций. И еще над двумя другими постановками работа может вестись параллельно.

Конечно, бывает, что какие-то конструкции в спектаклях могут совпадать. Но, к сожалению, мы не можем рассчитывать на их использование в разных постановках, так как, если один из спектаклей отправится на гастроли, тогда мы останемся без декораций. Скорее, возможно организовать повторное использование подходящих конструкций, оставшихся от постановок, уже снятых со сцены.

Алексей Калинин: Для нас вопрос сроков стоит не так остро, поскольку небольшие элементы кукол проектируются довольно быстро. Нам важнее понять, насколько долговечным будет пластик и изготовление каких еще частей мы можем взять на себя.
Сейчас мы обсуждаем с плотниками работу над гапитом (Прим.: механизм, позволяющий вращать головой куклы и управлять ее руками при помощи пальцев одной руки, спрятанной под кукольным телом-костюмом). Возможно, он будет комбинированным: из пластика и дерева. Каждый гапит изготавливается под руку определенного актера-кукловода, это, можно сказать, индивидуальный заказ. Также его размеры зависят от размеров самой куклы. Поэтому работа нам предстоит творческая и достаточно сложная.

Благодарим театры за предоставленные изображения.
Поделиться в социальных сетях
Читайте также
Подпишитесь на наши новости
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.