Top.Mail.Ru

ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
Время чтения: 13 мин.
19 декабря 2023
Как техническому заказчику работать в среде общих данных BIM-проектов: разбор от ОГКУ «Челябоблинвестстрой»
Областное государственное казённое учреждение «Челябоблинвестстрой» (далее — ОГКУ) - подведомственное учреждение Министерства строительства Челябинской области, технический заказчик при проектировании и строительстве крупных, социально значимых объектов региона. В 2022 году, следуя требованиям Постановления Правительства №331 об обязательном применении информационного моделирования для объектов госзаказа, в ОГКУ протестировали и внедрили среду общих данных Pilot-BIM.

Первый год её эксплуатации сразу принес результаты:
  • 170 коллизий было выявлено при проверке проектов, каждая коллизия — потенциальная проблема на этапе строительства
  • проверка цифровых информационных моделей и документации выполняется быстрее за счет работы в единой СОД с подрядными проектными организациями
  • качество проектов возросло после перехода подрядчиков на BIM-проектирование
Как сегодня организована работа технического заказчика в среде общих данных, в деталях узнали у начальника отдела развития строительного комплекса ОГКУ «Челябоблинвестстрой» Александра Федяева.
Цифра — обязательна
В текущий момент мы ведём 55 моделей проектируемых объектов и взаимодействуем с контрагентами из четырёх регионов страны. Сегодня на всех крупных объектах Челябинской области в обязательном порядке используются цифровые информационные модели (ЦИМ). Динамика ведения информационных моделей нарастает, предстоит значительный объём работ, и его необходимо чётко структурировать. Поскольку мы - государственный заказчик и можем работать только с форматом ifc, то мы не ограничиваем проектировщиков: они работают в любых программных продуктах.
Примеры проектов ОГКУ «Челябоблинвестстрой»:

  • Строительство здания для трёх мировых судей (г. Копейск)
  • Здание детской филармонии, вторая очередь (г. Челябинск)
  • Реконструкция здания общежития, учебного корпуса для колледжа (г. Миасс)
  • Проектирование поликлиники на 1500 мест в микрорайоне Чурилово (г. Челябинск)
  • Проектирование поликлиники им. Маврицкого (г. Миасс)
  • Реконструкция 6-го корпуса Челябинской областной клинической больницы, Реконструкция перехода ЧОКБ (г. Челябинск)
  • Фельдшерско-акушерские пункты (40 шт.), офисы врачей общей практики (3 шт.)
Как тестировали СОД
Я пришёл работать в компанию, когда тестирование Pilot-BIM подходило к концу, но успел принять в нём участие. Пилотным проектом занималась небольшая группа инициативных сотрудников по заданию руководства. Прежде всего тестировали функционал проверки 3D-моделей. Мне был интересен именно он, а также удобство системы в целом: есть ли какие-то принципиальные для нас недостатки?

Что оценивали:
  • качество проверки на коллизии
  • видимость атрибутивной информации
  • возможности инструментов измерения
  • адекватность отображения модели из различных систем, позволяющих конвертировать модель в формат ifc: Revit, Tekla.
Отображение модели из Revit в Pilot-BIM
Отображение модели из Renga в Pilot-BIM. Модель учебного корпуса Колледжа искусств в Миассе. Проект выполнен с применением BIM-системы Renga специалистами Проектной группы «УРАЛ».
Подробнее об этом и других проектах читайте в статье «От ТЭО до стройки: где проявляется эффект от применения BIM. Опыт Проектной группы «УРАЛ».
Нас интересовало, как открыть, изучить, проверить 3D-модель и вытащить из неё необходимую информацию.

Теперь благодаря среде общих данных мы можем автоматически выявлять коллизии, сохранять точки обзора, чтобы писать пожелания для проектировщиков, сопоставлять геометрические размеры, работать с секущей плоскостью, проставлять замечания, отслеживать динамику моделирования при помощи версионности, подписывать документы электронной цифровой подписью и многое другое.
Проверка геометрических размеров и сохранение точек обзора
«Чем позже обнаружить ошибки в проекте, тем более значительные корректировки придётся вносить в модель проектировщику и тем больше времени потребуется на принятие новых проектных решений и их согласование. Если проводить проверки постоянно в процессе проектирования и сразу вносить корректировки, можно выиграть в качестве проекта, сократить сроки работы над ним и избежать расходов на устранение недочётов. Пользователи Pilot-BIM проводят автоматизированные проверки на коллизии с момента появления первой версии модели. Они проверяют разные части модели и разные типы элементов, управляют допустимыми габаритами пересечений. По итогам каждой проверки формируется список коллизий, а тело пересечения элементов подсвечивается на модели, чтобы с коллизией было удобнее работать».
менеджер по маркетингу продуктов Pilot:
Юлия Захарова,
Структура ЦИМ
В целях унификации и облегчения поиска нужной информации на этапе проектирования мы ведём все информационные модели по одинаковой структуре. Программный продукт позволяет сохранять не только все версии документации, но и промежуточные процессы её согласования и утверждения.
Отображение версионности модели
Изначально в Pilot-BIM я столкнулся с тем, что создавал пустую папку проекта и искал способы её наполнения. Когда параллельно идёт до сотни проектов, нужно типовое решение, чтобы упростить навигацию. Поэтому мы создали исходную структуру, которая видоизменяется и дополняется в ходе работы.

Структуру ЦИМ мы формируем самостоятельно в техническом задании, исходя из своих предпочтений и пожеланий по проверке модели. Она может быть организована по разделам, по уровням, по захваткам, по осям, но это всё должно быть чётко прописано, чтобы в дальнейшем не возникало сложностей.
Структура ЦИМ
Требования к ЦИМ
Требования к ЦИМ, исходя из нашего опыта, мы можем разделить на две категории. Первая - регламентируемые требования. Для нас есть ограничения в виде Сводов Правил, форматов, атрибутивного наполнения и детальности проработки. Вторая - нерегламентируемые, так называемые персонализированные требования: структура ЦИМ, дополнительное атрибутивное наполнение и график промежуточных загрузок.

В требованиях по наполнению модели мы руководствуемся прежде всего удобством. Например, разбивка модели по разделам, уровням, захваткам или осям для навигации — она нигде не регламентируется, но разные сотрудники предпочитают разные способы. Поэтому способ разбивки - не аксиома, при обнаружении новых удобных способов навигации его можно изменить.

Есть критерии к требованиям по наполнению модели, которые обозначены в СП 303.1325800.2017, но они отчасти избыточны и усложняют процесс проектирования. На данном этапе развития технологий информационного моделирования нам эта информация не нужна. Проще сказать, что у любого элемента должны быть, например, наименование, производитель, цвет и материал. Этого достаточно для того, чтобы сузить задачу, и проектирование шло быстрее.

Коллизии: критичные и допустимые
Атрибутивное наполнение также регламентируется, но мы вправе дополнять требования. Не все коллизии в модели для нас принципиальны. Например, какие-то пересечения кабельной продукции могут не иметь значения, поэтому необходимо создать внутренний регламент проверки модели с описанием видов коллизий:
  • критичные, которые необходимо устранить
  • некритичные или допускаемые, которые возникают в связи с особенностями моделирования.
Допускаемые коллизии
Критичность коллизий каждый заказчик определяет самостоятельно. Кому-то критично пересечение двух проводов в одном месте. А электрик на объекте может сказать, что спокойно подогнёт или перенесёт эти провода.
Атрибутивное наполнение модели: чек-листы
Созданные нами чек-листы детализации элементов - это общая концепция. Но у каждого элемента должно быть своё атрибутивное наполнение. Сейчас мы делаем это усреднённо. Постепенно работаем над тем, чтобы в разных разделах, например, АР и КР, были разные атрибуты. Чек-лист — это своеобразный регламент работы организации с ЦИМ-моделью. Сотрудники могут открыть его в любой момент и посмотреть, какие атрибуты должны быть, например, у элемента «окно» из раздела АР. Должны ли у него быть указаны фурнитура и оснастка? Да, должны, но в проекте нет. Тогда выставляем замечания и обращаем внимание на то, что эти требования должны быть в техническом задании к проработке модели.
Атрибутивное наполнение модели
Поскольку мы являемся техническим заказчиком и ведём работы на момент постройки здания, то после с этим объектом никаких взаимодействий не осуществляем. В целом наше влияние на жизненный цикл всего здания очень мало. Поэтому мы начали проработку и создание подобных чек-листов детализации элементов раздела АР и проговариваем со службами эксплуатации, для которых мы эти здания строим, чтобы они уже сейчас понимали, что получат в итоге, и вносили свои дополнения.
Советы по работе с ЦИМ:
  1. Правильно составленное техническое задание помогает заказчику использовать все преимущества и весь потенциал ЦИМ.
  2. Формирование требований к ЦИМ упростит проверку и навигацию в модели для заказчика, так как он несёт ответственность за конечный результат.
  3. Необходимо регламентировать процедуру обновления информационной модели в СОД. В случае одновременного ведения большого количества объектов необходимо чётко понимать, кто, что и когда загрузит, чтобы знать, какую модель проверять, с кем и когда работать.
  4. Определение механизма проверки ЦИМ сэкономит трудозатраты заказчика без потери качества.
  5. Для перехода на следующую стадию использования ЦИМ необходимо включать в техническое задание требования от эксплуатации.
Перспектива — интеграция СОД с ИСУП
Обычно у меня параллельно идут двадцать проектов, стартовавших в разное время, с разной степенью готовности и разными сроками выдачи. Чтобы не создавать путаницы хаотично вносимыми изменениями, я установил определённый интервал обновления модели. Это помогает отслеживать динамику и регламентировать, что, например, раз в две недели во вторник подрядчик направляет мне свою обновлённую информационную модель, я открываю её и сравниваю с предыдущей версией. Пока что я проверяю модели единолично: их публикуют, мне приходит уведомление, я проверяю и выставляю замечания.

Конечной точкой формирования информационной модели объекта капитального строительства на этапе проектирования является полученная рабочая и проектная документация, сметы, ведомости объёмов работ и ЦИМ, которую мы в дальнейшем планируем передавать в информационную систему управления проектами (далее - ИСУП) Минстроя России. Интеграция с ИСУП - это самые грандиозные и масштабные планы на ближайший год.

Pilot-BIM занимает место информационной системы подрядчика, которая интегрируется с ИСУП. Мы хотим выстроить следующий рабочий процесс: на стадии проектирования используем Pilot-BIM, после нажимаем кнопку экспорта, и конечный результат работ по контракту на проектирование улетает в ИСУП. Вся информация хранится в Pilot-BIM, а в ИСУП начинается своя работа со стройкой.
Ресурсная помощь АСКОН-Урал
У нас сложилось прекрасное взаимодействие с челябинским офисом АСКОН, коллеги помогают до сих пор, если возникают вопросы. Чаще всего мы решаем организационные моменты: предоставить совместный доступ проектировщикам, обучить тех, кто подключается к системе впервые, техническое сопровождение Pilot-BIM. Даже если бы я смог разобраться в этих вопросах самостоятельно и обучать этому других, в том числе наших контрагентов, у меня всё равно не хватило бы ресурсов.
«Опытная эксплуатация Pilot-BIM в ОГКУ «Челябоблинвестстрой» началась с простых задач по переносу текущих проектов в систему без участия подрядных проектных организаций. В результате создали удобный архив и загрузили в состав разделов пилотного проекта цифровую информационную модель.

Опытная эксплуатация завершилась к весне 2022 года и плавно перетекла в областной пилотный проект. Появились вопросы взаимодействия между ведомствами, которые решались как на внутренних совещаниях, так и на встречах с нашим присутствием, где требовались консультации по настройкам распределения прав доступа и ролей пользователей системы. К лету 2022 года мы определили структуру взаимодействия: в среде общих данных появились не только ключевые службы технического заказчика области, но и частные подрядные проектные организации, территориально распределённые по всей стране.

На старте пилотного проекта силами нашего Регионального центра проводились инструктажи по работе в системе как для представителей служб технического заказчика, так и для проектных организаций. Благодаря этому нам удалось избежать большого количества проблемных ситуаций. Вопросы с подключением к системе помогала решать техническая поддержка Минцифры Челябинской области, а технические вопросы, связанные с работой в Pilot-BIM, мы решали самостоятельно.

В конечном итоге областной пилотный проект завершился успешно, а проекты, начатые ещё во время опытной эксплуатации, продолжаются в промышленной эксплуатации».

менеджер BIM РЦ АСКОН-Урал:
Игорь Шутов,
Приучить подрядчиков к BIM и получить дивиденды
Сейчас в Pilot-BIM работают 20-25% от общего числа запланированных специалистов. Настроено взаимодействие с подрядчиками, которые выкладывают в нашу СОД проектную документацию. Ввиду того, что проверяю модели только я, согласование пока не проводим. Но позже планируем делегировать проверку и настроить каждому права доступа. Сейчас с подрядчиками мы взаимодействуем в системе гораздо активнее, чем внутри своей организации.

Эффект перехода на BIM-моделирование выражается в том, что мы отбили у подрядчика желание работать в плоскости и поднимать модели с чертежей. Промежуточная загрузка заставляет их либо удваивать затраты, либо работать сразу в BIM. Мы сначала приучаем подрядчика работать в таком режиме, а потом получаем дивиденды в виде повышения качества проектов. Улучшению качества чертежей способствует уменьшение числа пространственных и межвидовых коллизий. За год при проверке проектов мы нашли около 170 коллизий, а каждая коллизия - это будущая ошибка на этапе строительства.
Автоматическая проверка на коллизии
Пока направление BIM только развивается, но это его естественный путь. Рано или поздно те, кто перешли на новую технологию, будут улучшать качество своей продукции, а кто остался в CAD-системах, будут вынуждены либо ускоренно переходить позже, либо не выдержат никакой конкуренции. Плюс, в перспективе BIM предполагает большую автоматизацию, когда введут классификатор строительной информации и начнут получать сметы из BIM-модели. И качество проектной документации и скорость её подготовки вырастут.
Оставьте заявку на бесплатную пробную версию Pilot и проверьте, как система поможет решить ваши задачи.
Поделиться в социальных сетях
Читайте также
Подпишитесь на наши новости
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.