– Может ли современное судостроение в ближайшее время полностью перейти от проектирования на бумаге к работе в цифровом пространстве?– В принципе судостроение недалеко от этого момента, но большие сборки, такие как корпус, без чертежа делать просто неудобно. Поэтому я не думаю, что в судостроении когда-нибудь полностью перейдут на бесчертежное производство. Но при этом для деталировки токарных изделий, например, как у нас в отделе, вполне возможно это сделать. Функциональность КОМПАС-3D позволяет. Соответственно, мы для себя планируем такое, но это зависит от оснащения верфи.
– Можно ли проводить испытания судов при помощи IT-решений?– Мы делаем цифровые испытания, но параллельно привлекаем сторонние организации, которые нам делают испытания реальные. Чтобы высчитать буксировочное сопротивление, мы отдаем 3D-модель судна, его изготавливают в уменьшенном виде, а затем производится тестирование в ледовом бассейне. То есть мы комбинируем два вида испытаний. Это делается для подстраховки, чтобы убедиться в верности своих расчетов, быть уверенными в безопасности судна.
– Чего, на ваш взгляд, не хватает КОМПАС-3D с точки зрения проектирования?– Хочется развития инструментов прямого моделирования, а также возможности проектирования в «облаке, потому что без него тяжело работать в больших сборках. Эта функция должна появиться в следующих версия программы, как и возможность редактировать уже импортированные поверхности.
– Как в целом вы можете оценить роль IT в разрезе вашей работы?– Они делают работу проектировщиков менее трудоемкой и в целом ускоряют процесс производства судов, снижают их себестоимость. Все мы хотим, чтобы суда выпускались быстрее, а их качество только росло. Программное обеспечение, в том числе система КОМПАС-3D очень нам в этом помогают.
– Ваши специалисты настолько хорошо освоили КОМПАС-3D, что в 2023 году принимали участие в конкурсе мастеров 3D-моделирования, который организовывал разработчик этой системы, компания АСКОН. Каких результатов добились?– Мы участвовали в этом конкурсе с нашим проектом «Экобас» и победили в номинации «Лучший отраслевой проект в судостроении». Воссоздали в модели все составляющие судна до последнего винтика. А в этом
проекте более 57 тысяч различных компонентов.