ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
Время чтения: 15 мин.
25 марта 2025
Как организовать сквозное проектирование на производстве полного цикла. Опыт НПО «Агростройсервис»
Высокая загрузка сотрудников, смена программных продуктов в поисках подходящего, отсутствие единого универсального решения — компания «Агростройсервис» преодолела не один барьер, чтобы выстроить сквозную систему проектирования с применением BIM и CAD-инструментов. Как это удалось и какие результаты принесло, рассказывает Сергей Галкин, начальник проектно-конструкторского отдела ООО «НПО «Агростройсервис».

Наша компания — это производство полного цикла, начиная работу от проектирования и заканчивая вводом в эксплуатацию. Мы производим вентиляторные секционные градирни для различных отраслей промышленности: тепловых, атомных и электрических станций, металлургических и химических производств, а также других предприятий, где используется теплообменное оборудование. Второе направление деятельности — производство очистных сооружений для промышленного и хозяйственно-бытового стока. Это широкий спектр оборудования от крупных сооружений надземного расположения до компактных сооружений в контейнерном исполнении. Применение также широкое — от небольших вахтовых поселков до крупных городов. В очистных сооружениях используется запатентованная технология биологической очистки сточных вод собственной разработки.

Очистные сооружения
Как производственное объединение, мы нацелены на выпуск оборудования, а для успешного выпуска необходимо сложить воедино три параметра: время разработки нового оборудования, технологичность изготавливаемого оборудования и качество как в процессе изготовления, так и в процессе эксплуатации. Наибольшее влияние на эти три составляющие оказывает применение систем проектирования (САПР) в ходе конструкторской разработки и подготовки запуска изделия в производство. Вместе с тем, чтобы наше оборудование имело больше конкурентных преимуществ, нам необходимо разработать полный комплект проектно-сметной документации для прохождения государственной экспертизы и рабочей конструкторской документации для строительства. Потому что заказчик зачастую покупает объект целиком, а не его часть.

В стратегии нашей компании цифровизация производства определена одной из приоритетных задач, которая с успехом решается в течение последних лет. Мы внедрили полный цикл трехмерного проектирования всего изготавливаемого оборудования. Более того, изделия моделируются с наивысшим уровнем детализации LOD500, что позволяет сокращать сроки изготовления, монтажа и наглядно демонстрировать заказчикам финальный продукт. Но все это получилось не сразу.

Переход к 3D-проектированию после 30 лет с чертежами
Внедрение трехмерного моделирования, как этапа проектирования, проходило непросто. Первый барьер заключался в наличии высокой текущей загрузки. Не было возможности отложить проекты и начать новый объект с нуля в новой среде, потихоньку разгоняясь. Приходилось внедрять с колес.

Вторым барьером стало отсутствие универсального решения, позволяющего в одном программном комплексе проектировать стадии П и Р от строительных сооружений до электрических шкафов. В первую очередь, мы производство и нам важно выпускать рабочую документацию на изготавливаемые изделия, которая впоследствии идет на реализацию, и только затем — проектную документацию. Несомненно, в КОМПАС-3D можно решать многие наши задачи, но не все.

Третий барьер – внутренние требования к детализации моделей на уровне LOD500, чтобы не тратить время на разработку сначала проектной модели, потом рабочей. Львиная доля наших объектов на первом этапе проходит государственную или негосударственную экспертизу. Необходимо сразу делать рабочую модель, увеличивая ее детализацию. Модель должна быть единой от рождения до реализации и никак иначе.

Мы решили «встраивать» кусочками различные программные продукты в проектную деятельность компании, одновременно не нарушая сложившегося процесса, а развивая его.

КОМПАС-3D v22 встроился кусочком в несколько задач: проектирование технологических обвязок оборудования, проектирование изделий из композитных материалов. Большим подспорьем стало то, что многие из проектировщиков в группе «Механика» уже были знакомы с системой. Со временем номенклатура задач, закрываемых в CAD-системе, выросла. Не скрою, мы не сразу пришли к КОМПАСу, обвязки пытались моделировать в Autodesk Inventor и прочих САПР, но решили остановиться на КОМПАС-3D по нескольким причинам:
  • инструмент создания трубопроводов многофункционален и удобен при тиражировании проектов: достаточно развитая функциональность приложения «Оборудование: Трубопроводы» позволяет без проблем обвязать оборудование;
  • высокая степень детализации в программе;
  • приложение «Стандартные изделия» имеет широкую номенклатуру элементов по отечественным стандартам.
Насосная станция водооборотного цикла производительностью 6000 м3/час с циклом боковой фильтрации

Одна их наиболее распространенных задач, которую мы решаем в КОМПАС-3D, это обвязка трубопроводами оборудования очистных сооружений. Конечно, не обходится и без стандартных конструкторских разработок валов, различных передач, динамически нагруженных узлов изготавливаемых на обрабатывающих центрах нашего предприятия, которые мы создаем, используя базовую функциональность КОМПАС-3D.

Для автоматизации проектирования валов и механических передач АСКОН рекомендует использовать приложение «Валы и механические передачи 3D», которое в разы ускоряет работу.

В связи с тем, что мы производим оборудование, документация на которое проходит различные экспертизы, наш подход к проектированию — смешанный. Это проявляется в том, что отдельные элементы, узлы, детали могут быть спроектированы в своем, отдельном программном обеспечении. Сначала мы крупными мазками создаем примерный объект. Накидываем низкодетализированными телами оборудование, строительные конструкции и прочие элементы для определения габаритов будущего сооружения и других важных технологических параметров. Затем каждую единицу оборудования мы восходящим проектированием «докручиваем». В конечном итоге общий скелет объекта, который в начале состоял из примерных тел, начинает обрастать «мясом», детализироваться.

КОМПАС-3D также применяется для создания сложных композитных изделий, изготовляемых методом литья. Тут нам в помощь и поверхностное моделирование, и расчетные приложения APM FEM и KompasFlow.

Реверс-инжиниринг для модернизации и импортозамещения оборудования
Одной из востребованных задач на многих производствах и у нас в том числе является доработка изделий, изготовленных из композитных материалов и имеющих сложную
криволинейную поверхность. К примеру, сейчас идёт процесс модернизации рабочего колеса РК-70, состоящего из ступицы и четырех или шести лопастей в зависимости от потребностей технологического процесса. Диаметр рабочего колеса — семь метров.

Ранее, еще с 2000-х годов, такого рода изделия проектировались буквально «вручную», геометрия поверхности задавалась крайне сложно. Сейчас же благодаря новым технологиям мы имеем возможность автоматизировать процесс доработки. Доработка нужна для перехода на новый тип изготовления изделий. Для повышения различных технических характеристик конечного изделий и сокращения временных затрат на изготовление необходимо перейти от метода ручного, к машинному: на нашем предприятии внедрена технология изготовления методом инфузии. Следовательно, создание цифрового двойника необходимо как для доработки изделий, так и для создания формы и мастер-модели для нового метода изготовления.

Для этого обращаемся к реверс-инжинирингу. С помощью 3D-сканера отсканировали наши лопасти, которые необходимо доработать. Через облако точек в КОМПАС-3D обработали и получили существующую поверхность. Далее доработали геометрическую поверхность рабочей зоны лопасти и принципиально изменили тип хвостовика.

Переход на новый тип хвостовика обусловлен разработкой нового, более технологичного вида ступицы. В этом случае нам на помощь приходят аддитивные технологии: распечатали в масштабе 1:25 на 3D-принтере новую ступицу и часть хвостовика от лопасти, покрутили, обсудили с производством, внесли правки и запустили в изготовление.

Ступица, напечатанная на 3D-принтере
Модель рабочего колеса в сборе в КОМПАС-3D

Ещё одним примером успешного применения реверс-инжиниринга можно считать разработку корпуса нового вентилятора КВ70/18, в нашем номенклатурном ряде подобного изделия ранее не было. История до банальности проста. С уходом части поставщиков с рынка мы, отвечая на запрос потребителей, запустили в производство новый продукт. Один из заказчиков поделился изделием зарубежного производства, мы в свою очередь отсканировали, доработали в КОМПАС-3D, изготовили форму и запустили на поток.

Модель корпуса в КОМПАС-3D
Корпус вентилятора из стеклопластика

Ждем модуль «КОМПАС-3D:Композиты», который еще больше автоматизирует процессы проектирования подобных изделий.

Обязательный BIM
Основными заказчиками на очистные сооружения выступают муниципалитеты, а это государственные деньги и прохождение государственных экспертиз. Поскольку есть госзаказ, мы попадаем под действие Постановления №331 и должны применять технологию информационного моделирования (BIM) — это было внешней предпосылкой к внедрению. Внутренними предпосылками стали стремление уменьшить сроки проектирования как в целом, так и по каждому разделу, повысить технологичность изготавливаемого оборудования, минимизировать инженерные просчеты.

В конце 2023 года мы начали изучать Renga и в феврале 2024-го приступили к созданию BIM-модели пилотного объекта — водооборотного цикла, состоящего из градирни и насосной станции. Собрали рабочую модель из разных программных сред и оформили чертежи.

Модель градирни «Вента-2000» и насосной станции
Renga стала нашим инструментом архитектурно-строительного проектирования, разработки несущих конструкций, внутренних инженерных сетей и технологической части зданий и сооружений (разделы АС, АР, ВО).

Оценить результат от внедрения BIM-технологии можно на примере градирни. На ее проектирование отводится короткий срок, так как у заказчика есть всего полгода, чтобы построить объект. Если раньше в 2D мы проектировали градирню 3-4 месяца силами трех сотрудников, то сейчас, с выпуском полной рабочей документации, это занимает 3-4 недели с таким же количеством людей. Если необходимо выпустить проектную документацию по Постановлению №87, то добавляем еще две недели.

Модель градирни в Renga
В поисках BIM-среды для моделей LOD500
Предыстория тут короткая: нам нужна была программная среда для консолидации моделей. Другой цели не преследовали. Пытались формировать общие сборки то в одной программе, то в другой. Проблема заключалась в высокой степени детализации наших моделей. Бывало, что сооружение размером 20х20 метров содержало более 300 000 элементов первого уровня. Программные продукты с трудом «переваривали» такие объемы. А процессы консолидации модели так и вовсе занимали недели за счет сложного процесса экспорта из четырех разных программ в одну.

В 2024 году меня пригласили выступить с докладом об использовании Renga на форуме «Белые ночи САПР». Здесь я и познакомился с Pilot-BIM, и менее чем за полгода мы его интегрировали в наши процессы. В итоге получили намного больше, чем просто просмотрщик и сборщик моделей. За счет консолидации моделей быстрее принимаются основные проектные решения. Ускорилась доработка моделей благодаря удобной функциональности по выдаче замечаний к моделям. И конечно мы используем систему как среду общих данных для работы с документацией.

Модель вентиляторной градирни в Pilot-BIM
На первом этапе внедрения Pilot-BIM работа была организована так, что один человек собирал у всех модели, экспортировал в IFC и консолидировал модель, проверял на пересечения. Постепенно мы подключили и других коллег к системе, теперь каждый ответственный за свой «кусок» проектант обновляет модель, смотрит сопряжения своей работы с другими разделами. На сегодняшний день у нас в штате 15 проектировщиков и еще 30 внешних.

Включение каждого внутреннего проектанта в новый программный продукт был оперативным — спасибо интуитивному меню и активной поддержке со стороны АСКОН. Раньше проекты в бумаге собирал ГИП, искал неувязки и расхождения в разных разделах. Теперь пересечения находит Pilot-BIM.

Водооборотный цикл в Pilot-BIM

В нашем случае узкое место – недоиспользование возможностей Pilot-BIM, так как мы более десяти лет успешно используем «Битрикс24» как ERP-систему, в которой управляем проектами, в том числе задачами для каждого конкретного проектанта. Следовательно, перенести все процессы из одного программного продукта, плотно внедренного, в другой на текущий момент скорее невозможно. В этом и заключается головная боль, ведь возможности по управлению проектами в Pilot на порядок выше. Дублировать процессы в двух системах пока не видим смысла, но это вопрос времени. Задача перевести всю работу в Pilot есть.

Сквозное проектирование в «цифре»
Работа над объектом начинается с предпроектной подготовки: мы приехали на место, померили, посмотрели, запустили геологов и геодезистов. Если они делают изыскания в программе КРЕДО, мы загружаем рельеф местности. Если нет, то сами его отрисовываем на основании замера, т. е. формируем рельеф. Далее начинаем выстраивать на рельефе предварительную компоновку в Renga. Накидываем примерное сооружение — это может быть градирня и часть насосной станции. Далее передаем модели в единую среду Pilot-BIM.

Для расчётов аппаратов используем комплекс ПАССАТ, строительные конструкции считаем в SCAD. Из SCAD конструктор бесшовно передает поверхностную модель в Tekla, где разрабатываются модели и разделы «Конструкции металлические» (КМ), «Конструкции железобетонные» (КЖ) и чертежи деталировочные (КМД). Мы производство, и нам необходим чертеж каждого отверстия и болта.

Программный продукт Tekla у нас 2020 года, обновить его мы не можем. Лет через пять он морально устареет и будет нерентабельным. Tekla ограничивает нас по подбору персонала, так как это очень специфичный продукт и в нашем городе в нем работают всего две компании. Конечно, мы хотим перейти на отечественное ПО, но прорабатывать металлоконструкции так, как в Tekla, пока ни в одном продукте нельзя, либо я о нем не знаю.
В Pilot-BIM собираем общую модель, добавляем в нее аппараты, разработанные в КОМПАС-3D. Смотрим на коллизии — собирается модель или не собирается.

В Tekla и в КОМПАС-3D оформляем рабочую и проектную документацию. У нас модель рабочая, финальная для изготовления, то есть мы не делаем несколько вариантов моделей. После этого начинаем насыщать нашу модель другими важными узлами, например, проектируем трубопроводы в приложении «Оборудование: Трубопроводы» КОМПАС-3D.

А в Renga начинаем делать архитектурные решения, обшиваем сэндвич-панелями, вставляем стекла, двери, проемы. Подключается специалист по электрике, который раскидывает кабельные несущие системы, насыщает модель оборудованием.

Таким образом, в Pilot-BIM у нас получается полностью готовая модель с каждым разделом, файлы, которые обновляются в ходе проработки рабочей документации.

Как нам помогает в проектировании комплексный подход? Представьте себе 40-футовый морской контейнер с очистными сооружениями внутри. Контейнер запроектирован в Tekla, архитектура и электрика выполнены в Renga. Контейнер поделен пополам. Одна половина — это сложный стеклопластиковый аппарат, в котором проходят биологические процессы по очистке хозбытовых сточных вод. В другой половине находится технологическое помещение с насосами, щитовой, вентиляционным оборудованием, содержащее километр трубопроводов — оно спроектирована с помощью приложения «Оборудование: Трубопроводы» в КОМПАС-3D.

Модель контейнера в Pilot-BIM

Наши следующие шаги в цифровизации – внедрить просмотр моделей с телефона на площадке для более быстрого решения вопросов во время монтажа, подключить VR-технологию для проработки эксплуатации сооружения с заказчиком.

«В 2023 году, когда компания «Агростройсервис» начала внедрять BIM-технологию, мы взяли в проработку вопрос приемки-передачи модели металлоконструкций из Tekla для проектирования других разделов и оформления чертежей. Изучили особенности формата IFC, продемонстрировали, как именно работать с принятой геометрией в Renga и КОМПАС-3D. Инженеры ПКО проверили предложенную механику работы, для этого мы предоставили пробные версии программных продуктов для опытной эксплуатации. Через несколько месяцев состоялась поставка лицензий Renga и КОМПАС-3D.

Следующим техническим вызовом стала высокая степень детализации оборудования. Модели, загружаемые в Renga в формате .step, сильно ухудшали производительность. Ольга Зайцева, наш BIM-эксперт, разработала рекомендации по сохранению твердотельных моделей .jt из КОМПАС-3D. Это вновь принесло результат.

Далее встал вопрос, как объединять информационные модели и отслеживать актуальность. Решение — Pilot-BIM.

Стремление инженеров НПО «Агростройсервис» повысить степень автоматизации своего труда приводит к множеству технических вопросов в адрес АСКОН. Поиск ответов — интересная инженерная задача, нерешенных вопросов тоже хватает, они становятся нашими планами. Не переставайте задавать вопросы!».
ведущий специалист отдела BIM-решений Регионального центра АСКОН-Волга (Нижний Новгород):
Олег Васильев,
Поделиться в социальных сетях
Читайте также
Подпишитесь на наши новости
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.