ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
Время чтения: 12 мин.
10 апреля 2025
«Нефтегазкомплекс-ЭХЗ» наладил сквозной цикл проектирования и перешел на безбумажное производство с помощью PLM-решения АСКОН
Благодаря цифровизации всего цикла проектирования «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ»:
  • сократил сроки проектирования на 15–20%;
  • снизил затраты на покупные изделия и материалы за счет упорядочивания заказов;
  • исключил ошибки, связанные с человеческим фактором, которые могли приводить к увеличению сроков производства и необходимости доработки.
О внедрении PLM-решения АСКОН в связке с производственной системой и выстраивании сквозного цикла проектирования электрооборудования рассказал технический директор ООО «НПО «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ» (г. Энгельс) Антон Ижов.

Совсем скоро вы сможете познакомиться с проектами предприятия ближе! Продукция «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ», спроектированная в PLM-решении АСКОН, будет представлена на нашем стенде на выставке «ЭКСПОЭЛЕКТРОНИКА 2025», которая пройдет в Москве с 15 по 17 апреля. Бесплатный билет можно получить по промокоду ее25eNCSC по ссылке.
Также в рамках выставки мы проведем семинар, посвященный внедрению PLM-решения для проектирования РЭА. На нем выступит сам Антон Ижов. Программа и регистрация на семинар доступны здесь.
Наша компания работает с 1997 года и специализируется на электрохимической защите. Мы разрабатываем материалы для приварок к трубопроводам, станции катодной защиты, оборудование для защиты труб и станции мониторинга.

В основном наша деятельность сосредоточена в нефтегазовой отрасли, однако предприятие также выполняет разработки для сторонних заказчиков. Кроме того, у нас «под боком» есть собственное производство, что позволяет не только разрабатывать и сопровождать проект, но и осваивать его в производственном процессе. Мы обеспечиваем полный цикл — от идеи до готового изделия.

Селективная пайка печатных плат на производстве ООО «НПО «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ»
Фото: ООО «НПО «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ»
Готовим инженеров под требования отрасли
На предприятии нет строгого разделения между подразделениями, занимающимися разработкой и сопровождением серийных изделий. Эти задачи выполняют специалисты конструкторского и инженерного отделов.

Конструкторский отдел проектирует изделия. Инженерный отдел объединяет специалистов нескольких направлений:
  • Инженеры-электронщики разрабатывают печатные платы и рассчитывают электрические схемы.
  • Программисты создают программное обеспечение для микроконтроллеров, установленных на платах.
  • Разработчики ПО работают с операционными системами, такими как Astra Linux, обеспечивают сбор и передачу данных с оборудования.
Изделие ООО «НПО «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ» Комплекс модульного оборудования. Предназначено для электрохимической защиты подземных стальных сооружений от почвенной коррозии, сбора и обработки информации о коррозионных процессах и противокоррозионной защите и передачи этой информации в системы телемеханики
Фото: ООО «НПО «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ»

Найти подготовленного специалиста, заточенного под требования нефтегазовой промышленности, не всегда возможно. Мы находимся в регионе, не в Москве, что накладывает некоторые ограничения. Поэтому ведем подготовку в формате наставничества. Старший «коллега по цеху» помогает новому человеку на производстве, обучает навыкам, принципам, отраслевым стандартам. Поработав несколько лет и «впитав нормативку», сотрудник уже понимает особенности рынка оборудования для газовой и нефтяной промышленности.

Сквозной цикл проектирования начинается с единого справочника

В работе мы придерживаемся принципов сквозного проектирования, изученные на семинарах АСКОН. Согласно этим принципам, изделие с момента разработки должно содержать корректные данные для всех этапов жизненного цикла: проектирования, производства и эксплуатации. Поэтому первым шагом мы создали единый справочник, собрали всю информацию по применяемым материалам и покупным изделиям и провели выверку.

Справочник покупных изделий в ПОЛИНОМ:MDM
Фото: ООО «НПО «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ»
В процессе проектирования изделие разрабатывают в нескольких направлениях: конструкторском, электрическом и программном. Конструкторы работают в CAD-системе КОМПАС-3D, используя справочники ПОЛИНОМ:MDM, а параллельно инженеры-электронщики занимаются созданием схем и разводкой печатных плат.

Следующий этап — интеграция разработанной платы в конструкторскую сборку. Электронщик передает данные в обменном формате, после чего конструктор добавляет электронные компоненты в свою модель и передает полный состав в систему ЛОЦМАН:PLM. В ней же происходит согласование, утверждение документации и передача данных в архив.
Печатный узел силового модуля в КОМПАС-3D
Фото: ООО «НПО «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ»
За ведение справочника отвечают выделенные сотрудники. Если инженерным службам требуется добавить новое покупное или стандартное изделие, которого нет в базе, они подают электронную заявку.

Ранее этот процесс осуществлялся через ЛОЦМАН:PLM, теперь он реализован в ПОЛИНОМ:MDM. Создается заявка на изменение или добавление новой номенклатуры, после чего ответственные специалисты вносят данные, привязывают их в соответствии с установленными правилами и заполняют атрибутивную информацию. При необходимости они запрашивают дополнительные сведения.

К каждому объекту справочника мы привязали 3D-модель. Это помогает избежать хаоса с дублирующимися версиями, которые могут храниться на локальных дисках пользователей или в сети. Единый справочник также дает возможность оперативно обновлять модели для всех сотрудников или ограничивать применение определенных элементов без веерной рассылки — достаточно переключить разрешение к применению.

Изменение применяемости в ПОЛИНОМ:MDM
Фото: ООО «НПО «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ»
PLM-решение связывает этапы проектирования и производства
В настоящее время мы проводим технологическую подготовку производства с помощью отечественной ERP-системы. Наши технологи разрабатывают техпроцессы непосредственно в ней. На ее основе осуществляется производство: формируются задания, происходит выпуск продукции, учет получения материалов со склада, а также выгрузка произведенных комплектующих, деталей и использованных ресурсов в инструментах для бухгалтерского учета.

Важно, что при работе с производственной системой нам уже не требуется контроль ввода корректных данных, благодаря использованию выверенной информации о номенклатуре из централизованных справочников ПОЛИНОМ:MDM, а также выгрузки конструкторских составов из ЛОЦМАН:PLM.

Шли к внедрению PLM-решения четыре года, но путь выбрали правильный
Понимание необходимости перехода от бумажного документооборота к единой системе хранения инженерных данных пришло ко мне еще давно. В 2016 году мы приобрели ЛОЦМАН:PLM и ПОЛИНОМ:MDM.

Однако у высшего руководства вопрос внедрения именно PLM-системы стал актуален позже, в 2019 году. Программа, с которой мы работали, начала морально устаревать, ее поддержка прекращена. При этом внедрение PLM-системы для инженерных данных позволяет использовать практически любое решение для производства, главное — обеспечить возможность дальнейшей выгрузки в ERP-систему. Именно отталкиваясь от интеграции с ERP мы и начали поиск программного продукта на рынке.

Рассматривали зарубежную PLM-систему, но я со своей стороны был против. Изначально мы проектировали в КОМПАС-3D, затем приобрели ЛОЦМАН:PLM, и для создания полноценной PDM-системы поставщиком данных вполне мог стать именно ЛОЦМАН:PLM.

Тогда мне удалось отстоять свою точку зрения. Впоследствии уход зарубежных вендоров из России только подтвердил, что путь выбрали правильный. С зарубежным решением у нас были бы сейчас проблемы с переездом на другой софт, включая изменение бизнес-процессов и соответствие требованиям ЕСКД.
Мы словно поднимались от корней дерева к его вершине
Главное при внедрении — правильно понимать структуру выстраивания процессов. Одно дело, когда стартуете с нуля, создаете что-то новое в продукте, и совсем другое — когда нужно интегрировать в систему накопленный за 10 лет багаж, не останавливая текущие процессы производства. Для нас было важно запустить всё так, чтобы новая система работала параллельно с существующей, а затем постепенно её заменила.

У многих предприятий случается такая проблема, когда процесс внедрения начинается «сверху». Скажем, от бухгалтерии пытаются спуститься вниз — конструкторам предлагают справочник 1С, ведь там ведется вся работа. Мы же пошли другим путем: начиная с ПОЛИНОМ:MDM, мы «проросли» вверх до ERP-системы. Это сделало внедрение намного проще.

Процесс был, конечно, тернистый. Мы неоднократно начинали, сталкивались с новыми проблемами, решали их и запускали систему поэтапно. Сначала оцифровали документы, которые уже имели сканированные версии, перенесли их в ЛОЦМАН:PLM, где они приобрели статус бумажных документов в терминологии АСКОН. В результате инвентарные книги и учетные карточки стали частью новой системы.

Когда у нас был бумажный архив, мы планировали принимать второго архивариуса, потому что бумага налагала очень много действий. А как только внедрили безбумажный документооборот, одного архивариуса стало даже много. Человек сидит за компьютером и кликая мышью, по сути, выполняет только приемку документов, которые автоматически формируются в системе.

Далее мы создали справочники и приступили к работе с составами изделий. В них добавлялись документы, ранее сохраненные в ЛОЦМАН:PLM. Начали с модулей, которые используем в составе большинства изделий. Это своеобразные «кубики», именно из них формируется большая часть продукции. Инвентарные книги и учетные карточки стали частью новой системы.

Состав изделия в ЛОЦМАН:PLM
Фото: ООО «НПО «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ»
После оцифровки модулей перешли к внесению изделий, начиная с самых простых. Постепенно, двигаясь от базовых элементов к более сложным, мы словно поднимались от корней дерева к его вершине. С каждым этапом процесс становился всё легче: если в начале приходилось заносить данные с нуля, то затем для изделий, содержащих уже загруженные модули, требовалось добавить лишь недостающую часть информации.

Затем мы вносили в систему составы, которые совсем редко могут понадобиться. Но для работы в едином цифровом контуре важно, чтобы всё было оцифровано.

Если конструктору требовалось внести изменения в изделие, он создавал извещение в ЛОЦМАН:PLM и в этот момент дополнял систему. Он мог либо просто заменить бумажный документ ЛОЦМАН:PLM на исходный файл из КОМПАС-3D без создания структуры, либо сразу формировать структуру дерева. Гибкость системы это позволяет.

В процессе освоения решения пришли к порядку
Поначалу процесс освоения был непростым — ежедневно возникали вопросы по настройке, интерфейсу и оптимизации. Мы постоянно работали с конфигуратором ЛОЦМАН:PLM, адаптируя систему под нашу организацию. Постепенно сформировалась четкая структура, что сократило количество ошибок.

Работа с извещениями подтолкнула нас к внедрению бизнес-процессов. Сейчас все заявки на регистрацию документов в архив и изменения оформляются в электронном виде через бизнес-процессы ЛОЦМАН:PLM.

Проведение извещений в ЛОЦМАН:PLM
Фото: НПО «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ»
Постепенно мы вышли на этап, когда составы изделий полностью заполнены, извещения проводятся в электронном виде, а маркировка документов выполняется автоматически. Архив принимает и хранит всю документацию в цифровом формате с электронной подписью.
Маркированный документ в системе ЛОЦМАН:PLM
Фото: НПО «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ»

На основании составов и внесенных документов автоматически формируются отчеты, в том числе данные архивного учета. Ранее, согласно ГОСТ, основным документом была спецификация, сейчас спецификация стала скорее отчетом. Главный источник информации теперь состав изделия, спецификация — лишь его вторичное представление в системе.

В результате внедрения получили: прирост в скорости разработки, отсутствие ошибок при работе с номенклатурой и отказ от бумаги
После внедрения PLM-решения ощутили прирост эффективности с точки зрения времени и затрат. В частности, срок проектирования сократился на 15–20%.
Создание единого справочника позволило эффективнее использовать складские запасы. Снабженцы стали чувствовать себя увереннее, так как теперь видят номенклатуру и уверены, что она точно соответствует нашим требованиям. Теперь закупщик просто раз в день заходит в производственную систему управления складом. Получает данные о новых заказах, проводит перерасчет потребности в комплектующих и при необходимости просто делает заказ на комплектующие. Выверка справочника помогла избежать множества проблем в случаях, когда не был указан производитель и вместо нужного привозили товары от другого производителя, что могло приводить к увеличению сроков производства или к необходимости доработки.

Благодаря возможности отслеживания можно найти любой документ, исключить создание дублей, выгрузить отчет по измененным документам и посмотреть статистику по сотрудникам. Всё стало прозрачно и доступно в виде настроенных отчетов.

Пример отчета в ЛОЦМАН:PLM
Фото: НПО «Нефтегазкомплекс-ЭХЗ»

Благодаря отказу от бумаги мы сократили время и ресурсы на покупку техники, ее обслуживание, содержание помещений под архив, слежение за копиями чертежей. При этом все рабочие места на производстве оборудованы ПК, сотрудники взаимодействуют с КД только в электронном виде. Также мы исключили «бегание за подписями», когда конструктор сначала относил документ на проверку, потом шел к технологу и на нормоконтроль, потом в архив. Это львиная доля времени, которое человек может использовать на проектирование, не тратя время на рутину, не требующую его квалификации.

Поделиться в социальных сетях
Читайте также
Подпишитесь на наши новости
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.