В моей работе тоже есть общение, но его значительно меньше, чем в процессном офисе, и меня это полностью устраивает.
Есть мнение, что у программистов гораздо больше времени уходит на подготовку «сценариев» работы, чем непосредственно на написание кода.
Степан: В большинстве случаев так и происходит. Конечно, есть задачи, где все уже разложено по полочкам, и остается их только реализовать. Но чаще бывают и такие, когда нужно еще хорошенько подумать, плюс накладываются различные ограничения. Обход этих ограничений – всегда интересный квест.
Что вы делаете, если какая-то задача не идет?
Степан: Я обращаюсь за помощью. Когда долго смотришь на задачу, у тебя замыливается глаз и ты уже не видишь решения. Или видишь пять штук и начинаешь перебирать их по кругу, а решение на самом деле будет шестым, и тебе его подскажут коллеги. Поэтому важно советоваться, вместе подходить к вопросу с новой стороны.
Даша: Когда у нас возникает какая-то нестандартная и очень важная ситуация, то мы не ждем утреннего совещания, а собираемся обсудить ее «здесь и сейчас». Так что и здесь коммуникации снова выходят на первый план.
Например, бывает, что в техническую поддержку приходят запросы, связанные не только с проблемами, но и с развитием внутренних систем, тогда мы подключаемся к анализу и разработке итогового решения.
Как проявить себя молодым специалистам, которые только устраиваются на работу?
Даша: Нужно верить в себя и не стесняться. Молодым специалистам часто кажется, что их идеи и предложения ошибочны и что более опытные коллеги точно знают, как лучше. Но очень важно предлагать свои идеи, рассказывать, что можно сделать по-другому.
Но самое главное – не нужно бояться задавать вопросы. Я знаю, что часто они кажутся вчерашним студентам глупыми. Но ведь если человек задает вопрос, значит, ответ важен для его работы.
Степан: К тому же, вопросы помогают заметить моменты, которые даже более опытный специалист может не учитывать со своей точки зрения. Ты думаешь, что четко поставил задачу, что в ней все понятно, но тут тебе задают вопросы и ты видишь, что есть пробелы или несостыковки. Так что вопросы полезны и тем, кто их задает, и тем, кто на них отвечает. Они помогают доработать и правильно выполнить задание.