Аналитика – часть моей жизни
Анна Костикова, ведущий системный аналитик по направлению «Технический документооборот»
Время чтения: 12 мин.
22 января 2025
Анна Костикова – ведущий системный аналитик по направлению «Технический документооборот» в команде разработки ЛОЦМАН:PLM, занимается развитием модулей и приложений для систем управления данными об изделии.
В интервью Анна рассказала:
  • с кем дружат аналитики
  • чему научит ИТ-специалиста заводская школа жизни
  • о корпоративной культуре без постоянного контроля
Анна, расскажите, как вы стали инженером.

Я окончила Рязанский государственный радиотехнический университет по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств в промышленности и бизнесе», то есть по образованию я инженер. Это довольно широкая область, я могла бы работать кем и где угодно: могла стать технологом, конструктором, работать с базами данных и даже программировать микроконтроллеры. Но диплом у меня был именно по технологической подготовке производства.

И вы выбрали для себя технологическую «стезю»?

Не сразу. После университета я пришла на завод «Тяжпрессмаш»: мой дедушка, папа и бабушка уже работали там. Мне хотелось поднимать наше тяжелое машиностроение, как бы громко это ни звучало, в юности мы же все максималисты: горы по колено и море по плечу. Поэтому у меня не было сомнений, куда идти.

Сначала я работала в отделе главного экономиста, где одной из моих должностных обязанностей был анализ и контроль цен, по которым происходила закупка материалов и комплектующих: насколько они соответствуют рыночным и нет ли среди них завышенных. Через полгода меня пригласили в отдел главного технолога, где передо мной стояла задача внедрить в бюро механической обработки САПР и решение для технологической подготовки производства. Мне нужно было самостоятельно изучить возможности и функционал продуктов, а затем научить работать в них своих коллег. Наряду с этой задачей я также занималась разработкой технологических процессов и автоматизацией этого процесса, проводила аудиты производственных подразделений по контролю качества технологической подготовки производства, была дипломным руководителем выпускников своего родного вуза.
Когда я работала на заводе, меня пригласили в Рязанский станкостроительный колледж проводить курс повышения квалификации по архивному делопроизводству. А мне когда-то хотелось преподавать, и вот я получила такую возможность. Уже позже в отдел разработки АСКОН я попала именно в разработку модуля ЛОЦМАН:PLM Архив.
Параллельно у меня появлялись и другие задачи, например, консультировать конструкторов в отделе главного технолога по вопросам обновления лицензий и настройки КОМПАС-3D. Если вдруг у коллег возникали ошибки, мы вместе с ними разбирались. Так я познакомилась с ПО АСКОН чуть раньше, чем попала в компанию.

Я бы даже рекомендовала техническим специалистам, которые хотят устроиться в АСКОН, проходить «заводскую» школу жизни. Может быть, это и не самая творческая работа, но она позволяет получить огромный профессиональный опыт и точно дальше пригодится в общении с заказчиками, тогда вы будете понимать, как устроены процессы на предприятии, и разговаривать с ними на одном языке.

А как вы пришли в АСКОН?

Шесть лет я отработала на заводе, а потом решила искать новое место. Разместила резюме, и в один прекрасный момент мне позвонил руководитель АСКОН-Рязань с предложением перейти сюда. Я с удовольствием согласилась и после двух собеседований получила официальное приглашение на работу.

С чего вы начали работу в компании?

Первым делом мне передали задачи по сопровождению проекта внедрения САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ на Государственном Рязанском приборном заводе. Проект вели коллеги из АСКОН-Ярославль, а я помогала, чтобы им не приходилось часто ездить в командировки, решала задачи на самом предприятии, в том числе настраивала технологические карты, отвечала на вопросы пользователей. Потом я аналогичным образом участвовала во внедрении ЛОЦМАН:PLM на Рязанском радиозаводе, для которого писала технические задания по дополнительной функциональности в системе.

Впоследствии я стала руководителем проектов. Разбиралась в процессах предприятий-заказчиков, разрабатывала схемы «как есть», потом адаптировала их под процессы нашей методологии и проектировала схемы «как должно быть», на основании которых строились работы в проектах. Здесь мне помогло мое образование, потому что в университете в рамках учебного курса аналогичные задачи я уже выполняла.
Наконец, известный PLM-проект на станкостроительном заводе «Саста», в котором я была руководителем. Мы делали все, что можно было закрыть силами рязанского офиса: аналитика, написание сопроводительной документации, обучение, техническая поддержка, разворачивание PLM-решения АСКОН. Но лично я как руководитель не довела этот проект до конца: меня позвали в разработку на должность системного аналитика по направлению «технический документооборот».

И вы перешли в разработку.

Да, это было в 2019 году. Проект на «Састе» в то время уже находился на завершающей стадии, но его и коллег я не бросила: подготовила себе замену и продолжила его сопровождение, но уже в качестве консультанта.

Чем вы занимаетесь сейчас в роли доменного аналитика ?

Мой любимый модуль – «Архив», я отвечаю за его развитие, постоянно нахожусь на связи с отделами внедрений, иногда подключаюсь к работе и с представителями заказчиков.

А как вы пришли в АСКОН?

Шесть лет я отработала на заводе, а потом решила искать новое место. Разместила резюме, и в один прекрасный момент мне позвонил руководитель АСКОН-Рязань с предложением перейти сюда. Я с удовольствием согласилась и после двух собеседований получила официальное приглашение на работу.

С чего вы начали работу в компании?

Первым делом мне передали задачи по сопровождению проекта внедрения САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ на Государственном Рязанском приборном заводе. Проект вели коллеги из АСКОН-Ярославль, а я помогала, чтобы им не приходилось часто ездить в командировки, решала задачи на самом предприятии, в том числе настраивала технологические карты, отвечала на вопросы пользователей. Потом я аналогичным образом участвовала во внедрении ЛОЦМАН:PLM на Рязанском радиозаводе, для которого писала технические задания по дополнительной функциональности в системе.
Впоследствии я стала руководителем проектов. Разбиралась в процессах предприятий-заказчиков, разрабатывала схемы «как есть», потом адаптировала их под процессы нашей методологии и проектировала схемы «как должно быть», на основании которых строились работы в проектах. Здесь мне помогло мое образование, потому что в университете в рамках учебного курса аналогичные задачи я уже выполняла.

Наконец, известный PLM-проект на станкостроительном заводе «Саста», в котором я была руководителем. Мы делали все, что можно было закрыть силами рязанского офиса: аналитика, написание сопроводительной документации, обучение, техническая поддержка, разворачивание PLM-решения АСКОН. Но лично я как руководитель не довела этот проект до конца: меня позвали в разработку на должность системного аналитика по направлению «технический документооборот».

И вы перешли в разработку.

Да, это было в 2019 году. Проект на «Састе» в то время уже находился на завершающей стадии, но его и коллег я не бросила: подготовила себе замену и продолжила его сопровождение, но уже в качестве консультанта.

Чем вы занимаетесь сейчас в роли доменного аналитика ?

Мой любимый модуль – «Архив», я отвечаю за его развитие, постоянно нахожусь на связи с отделами внедрений, иногда подключаюсь к работе и с представителями заказчиков.
Модуль «Архив»
Если «Архив» я получила уже на этапе его развития, то модуль «Пакетная печать» стал моей первой, если можно так сказать, самостоятельной работой в аналитике, для него я полностью писала техническое задание, согласовывала и передавала программистам.
Модуль «Пакетная печать»
А сейчас у меня в разработке приложение «Проверка корректности данных», которое обеспечит автоматизированное выполнение различных проверок документов и данных, а также анализ результатов проверок документов и данных в ЛОЦМАН:PLM. Модуль поможет исключить различного рода ошибки, как, например, пустое значение в обязательном атрибуте, и в результате – быстрее и качественнее отрабатывать замечания.

В версии PLM-решения 23.1 появился модуль «Импорта данных из табличных документов», его аналитикой также занималась я. Модуль применяется в качестве инструмента первичной миграции данных и позволяет из табличных документов создавать документы ЛОЦМАН:PLM, где строкам табличных документов сопоставляются документы ЛОЦМАН:PLM.
Модуль «Импорта данных из табличных документов»
С кем вы больше всего общаетесь по работе?

В первую очередь, конечно же, с руководителями :)

Много взаимодействую с командой разработки, которая ведет «мои» модули, с отделами тестирования и документирования, с коллегами «по цеху».

С командой разработки обсуждаются текущие работы по развитию функционала существующих модулей, по устранению ошибок. С тимлидом определяются приоритетные задачи на реализацию по существующим модулям, решаются текущие вопросы по привлечению специалистов команды к диагностике инцидентов, выявленных в запросах sd или в процессе тестирования, обсуждается функционал новых модулей, которые находятся на стадии аналитики. Команда разработки всегда подскажет, возможно ли реализовать то или иное функциональное решение.

Отделы тестирования и документирования – это лучшие друзья аналитика, мы всегда на связи. Отдел тестирования не только проверяет заявленный функционал, но и моделирует самые разнообразные пользовательские сценарии, о которых я как аналитик могу даже не догадываться. Коллеги-тестировщики в свою очередь помогают взглянуть на работу с модулями глазами наших пользователей. А отдел документирования не только описывает функционал простым и понятным языком и контролирует стиль оформления. Технические писатели лучше всех знают про дружественный интерфейс, когда все просто и понятно. Коллеги по цеху приходят на помощь на этапах согласования ТЗ, ТП, взгляд со стороны всегда важен, тем более, что одна голова хороша, а работа в команде намного лучше!

Поэтому работа аналитика для меня – это однозначно командная работа и никак иначе :) А команда – это большая семья с географией в десятки городов!

Как устроен рабочий день аналитика?

Каждый раз я пытаюсь спланировать свой рабочий день заранее, и каждый раз он проходит по разным сценариям :) Я работаю, как и раньше, в Рязани, удаленно, мои коллеги — в Туле, Самаре, Кургане, Железногорске и это только часть городов. Из-за разницы во времени бывает, что я начинаю не в 10:00, а в 7:30, чтобы оперативно ответить на вопрос из разработки, обсудить как выполнить задачу или доработать функциональность. Если дальше идет другое срочное дело, то переключаюсь на него. Или, наоборот, к 9 утра появляется возможность позавтракать вместе с сыном и только потом продолжить решать рабочие задачи.
Мне удобно работать в постоянном тесном взаимодействии с командой разработки. Намного проще на начальном этапе проговорить задачу и обсудить ее реализацию, а может даже что-то и прорисовать, чем передавать ее без комментариев и бросать коллег в «открытое море», а потом исправлять неточности в описании или в реализации. Такой формат также удобен, когда мы совместно воспроизводим последовательность действий, которая приводит к ошибке, под средой разработки: я описываю последовательность действий, разработчик ее повторяет и при возникновении ошибки сразу понимает, в какой части кода необходимо внести корректировку. Правда порой этот процесс не такой быстрый, как хотелось бы.
Этот формат работы помогает и мне в аналитике. При подготовке технического задания после формирования требований, я приступаю к анализу функциональности, на этом этапе я приблизительно могу сказать, получится или нет реализовать задуманное, но последнее слово по варианту реализации всегда за командой разработки. Дальше мне просто нужно проконсультироваться с программистами, для оценки предложенного варианта и его корректировки. Следующим шагом я прорабатываю интерфейсное решение и обращаюсь к техническим писателям, чтобы еще на этапе его отрисовки сразу учесть все нюансы, и только потом приступаю к детальному описанию ТЗ.

У моего подхода есть очевидные плюсы, но есть и минусы. Думаю, из-за моей любви обсудить детали, моя скорость как аналитика падает. И вместо того чтобы, например, дописывать новое техническое задание, я отвлекаюсь на текущие задачи: ошибки, улучшения, доработки. Но я просто не могу сидеть спокойно, зная, что мои коллеги в одиночку пытаются разобраться с ошибкой, когда я могу в этом помочь.

Если бы у меня не было такого тесного профессионального контакта со всей командой, то я бы постоянно придумывала что-то неосуществимое, и мне бы приходилось много раз переделывать одну и ту же задачу.

Получается, вам всегда нужно быть в коммуникации?

Да, и для меня самое главное – это взаимопонимание с командой. Когда вы на одной волне работать интересно и легко. Именно поэтому я так высоко ценю именно коммуникацию, дорогого стоит, когда вы понимаете друг друга с полуслова.

Я заметила, что АСКОН может объединить специалистов с горящими глазами, которые любят, что делают, и работают с огромным энтузиазмом. Мне кажется, у нас все, по крайней мере, те, с кем я взаимодействую, фанаты своего дела.

А что для вас в целом значит работа в АСКОН?

Это большая часть моей жизни, АСКОН позволяет мне профессионально расти и развиваться. Когда я только устраивалась в компанию, первый вопрос, который мне задали на собеседовании, был: вам удобнее работать, когда вас периодически «дергают», постоянно дают какие-то задачи, или когда вы сами себе находите работу? Я ответила, что как раз сама могу себя отлично «озадачить» и мне не требуется постоянный контроль. Получается, я нашла, что искала.

Моя голова здесь постоянно работает, я даже не планировала и почти и не уходила в декрет. Для меня было важно не погружаться полностью в мамские будни и продолжать заниматься любимым делом.

Поделитесь вашим опытом работы из декретного отпуска.

Работать в декрете — это очень сложно, а без помощи родных и близких невозможно. Поэтому если бы не они, то опыта бы не было и делиться было бы нечем :)

Я никогда не представляла себя в мамских хлопотах 24/7 и не понимала, как смогу оставить работу и команду. Поскольку на первых порах декрета у меня было много свободного времени, я вышла на работу на четыре часа в день, а когда в компании начинали внедрять Битрикс24 и я убедилась, что работе смогу уделять время равное целому рабочему дню, я вышла на полный день. Сыну на тот момент было полтора года.

Первыми игрушками у него стали ноутбук и гарнитура. Вместе со мной сын иногда принимает участие в отрисовке интерфейсов, вносит свои правки и комментирует моменты рабочих совещаний с командой :) Мне бы очень хотелось, чтобы он видел перед собой постоянно развивающуюся маму, у которой горят глаза от ее дела и которая с интересом о нем рассказывает, так как аналитика — это часть меня и моей жизни. Мои родные с понимаем относятся к моей увлеченности работой, поддерживают и всегда помогают!
Читайте также
Подпишитесь на наши новости
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.