ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
Время чтения: 10 мин.
9 ноября 2022
Превзойти самолет: как «Пегас#8209;Агро» создает сельхозтехнику по авиационным стандартам
Самарская компания «Пегас-Агро» входит в топ-10 производителей сельскохозяйственной техники в России и включена в список
системообразующих предприятий федерального уровня, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.
Завод производит самоходные машины для внесения удобрений и химической защиты растений. Технику линейки «Туман» используют как крупные агрохолдинги, так и небольшие фермерские хозяйства. Эти машины можно встретить и за пределами России: они работают в полях Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Беларуси и Монголии. Инженеры «Пегас-Агро» проектируют машины, руководствуясь авиационными нормами и стандартами, а помогает им программный комплекс АСКОН.
О том, почему техника должна быть легкой, зачем компания обращалась в студию Артемия Лебедева и как в производстве применяются аддитивные технологии, рассказывает Анатолий Шляхно, начальник конструкторского отдела «Пегас-Агро».
Сначала мы летали
К самоходным машинам (Прим.: техника, предназначенная для выполнения каких-либо операций, оснащенная двигателем, в противовес прицепным сельскохозяйственным машинам) мы пришли через авиацию. Костяком будущего предприятия стали выпускники Самарского государственного аэрокосмического университета (сегодня это Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева). Мы также занимались распылением удобрений, но опыляли поля с воздуха на дельталетах и самолетах. Это было сложно и временами рискованно. Поэтому мы решили спроектировать «наземную» машину, которая бы, тем не менее, сравнилась с авиационной техникой по скорости и качеству обработки или даже превзошла ее. Разработки вели по авиационным нормам, так как мы все были летчиками.

В результате этих изысканий в 2001 году сделали нашу первую машину. Уже тогда она с большой скоростью обрабатывала поля и была очень легкой.
Покорение рынка
Постепенно начали наращивать производство машин, вышли на серийный уровень. Но потребности рынка первая модель закрывала не полностью. Тогда мы взялись за разработку более грузоподъемной техники. С самого начала старались оснащать машины «Пегас-Агро» комплектующими от российских производителей. В той модели «родными» были уже даже двигатель и трансмиссия. Эта машина выпускается до сих пор и с успехом работает в полях.
Однако законы рынка требуют все новых модификаций: машина должна быть не только грузоподъемной и легкой, но и комфортной в работе. Она не может уступать по качеству зарубежным аналогам. Так результатом наших последних разработок стала модель «Туман-3», которая уже получила признание в отрасли и является одной из самых популярных машин в России в своем классе.
Как «Туман» появляется из «цифры»
Всего в компании работают около 400 человек, в конструкторском отделе нас восемь. Каждый ведет свое направление: проектирование агрегатных узлов, разработка общих схем или создание каталогов. Мы справляемся даже в таком ограниченном составе благодаря тому, что уже давно имеем дело с ИТ- инструментами и постепенно подключаем к «цифре» все больше технических отделов, в том числе производство.

Так, с 2009 года мы работаем с системой проектирования КОМПАС-3D, до этого использовали разные программы. Но как только близко познакомились с этой САПР, другие больше не применяли, а КОМПАС теперь обновляем, как только выходят свежие версии. И сами стараемся участвовать в развитии системы, отправляем заявки в ServiceDESK.
Например, мы очень ждали расширения возможностей для работы с поверхностями и обрадовались, когда в последних версиях эта функциональность получила развитие. Используя ее, мы можем выходить на новый уровень в разработке нашей продукции. То же самое касается проектирования трубопроводов, шлангов, тормозной и гидравлической систем — в последних версиях эти задачи решаются практически без каких-либо ограничений. Так что наши конструкторы пристально следят за любыми обновлениями в программе и сразу применяют их в работе.
Мы используем смешанный подход к проектированию. Например, кабина разрабатывается «сверху-вниз»: сначала формируем техническое задание, а уже после переходим к деталировке. Трансмиссия наоборот проектируется «снизу-вверх», потому что в узле мы используем покупные изделия и адаптируем под них изделие.
Несколько лет назад началась работа в системе управления инженерными данными ЛОЦМАН:PLM. Впервые познакомились с ней в 2016 году, но тогда успешного внедрения не случилось: с одной стороны, конструкторские и технологические подразделения не были готовы к единой базе инженерных данных, а с другой – сама программа еще была довольно молодой.
Тем не менее продолжать работать в сетевых папках, а всю документацию и дальше хранить на бумажных носителях было невозможно. У нас возникали проблемы с актуальностью и защищенностью версий. Так что со второй попытки нам удалось организовать внедрение ЛОЦМАН:PLM. В результате это позволило нам полностью исключить ошибки при передаче информации из конструкторского бюро в производство, добиться получения оперативной обратной связи в контуре системы. Статус документа полностью отслеживается, и коллеги могут проверять версионность в соответствии с их правами доступа к файлам. Мы работаем в очень напряженном режиме, но благодаря PLM-системе всегда сохраняем порядок в документации и во всех наших разработках.
«АСКОН-Самара разработал для нас несколько приложений, упрощающих работу в PLM-системе и интеграцию с другими продуктами. Например, был доработан модуль управления конструкторской работой. Теперь, после составления плана работ исполнитель "в одно касание" получает подробно описанные задачи и всю необходимую информацию для их выполнения.

Кроме того, был создан модуль загрузки сборок в ЛОЦМАН:PLM, что помогло интегрировать нашу базу данных в систему. Мы используем также модуль маркировки, но ждем его доработки.

ЛОЦМАН:PLM нужен не только конструкторам и технологам, но также снабженцам, специалистам отделов качества и испытаний: для этого тоже совместно с АСКОН-Самара была настроена интеграция ЛОЦМАН:PLM и 1С. Постепенно пользователей решения становится все больше, но выстроенная ИТ-инфраструктура справляется».

ведущий инженер-конструктор «Пегас-Агро»:
Андрей Политахин,
Дополнительно мы приближаемся к полномасштабному использованию системы управления нормативно-справочной информацией ПОЛИНОМ:MDM. Базу продукта дополняем собственными каталогами. В зависимости от задач производства в ПОЛИНОМ формируется библиотека, куда заносятся почти все изделия: как покупные, так и стандартные.
«В ходе внедрения PLM-комплекса мы поняли, что для сквозной передачи информации между инженерными подразделениями нам также необходима интеграция между ЛОЦМАН, ПОЛИНОМ и 1С. Ее наши ИТ-специалисты настроили совместно с сотрудниками АСКОН-Самара».
ведущий инженер-конструктор «Пегас-Агро»:
Андрей Политахин,
Аддитивные технологии спешат на помощь
Для создания небольших комплектующих мы прибегаем к аддитивным технологиям. Создаем в КОМПАС-3D модель, затем переводим ее в машинные коды. Далее распечатываем изделие на 3D-принтере для проверки собираемости. Для этого используются изготовленные ранее мастер-модели. Как правило, мы подключаем аддитивные технологии, когда требуется изготовить детали, к которым не предъявляются высокие прочностные требования и они могут быть сделаны даже из пластика.

В результате использование аддитивных технологий помогает уйти от производства неоправданно дорогих деталей. Для их изготовления не требуются пресс-формы, и с задачей вполне справляется 3D-принтер.
Сегодня наши машины практически полностью создаются в ЛОЦМАНе и КОМПАСе. Изделие проектируется в САПР, вся документация о нем отражается в электронном архиве и с производством не возникает никаких проблем. Хотя интеграция с ИТ-системой на производстве у нас еще не настроена, и мы только собираемся «подружить» разные продукты.
Легкий на подъем
Наши машины работают в полях, а русские поля — это не «полированный стол», приходится преодолевать овраги и траншеи, при этом не травмируя сельхозкультуры и почву. На предприятии работает много инженеров из Самарского университета, поэтому мы все еще стараемся производить технику по авиационным нормам. Так нам удалось создать довольно легкую машину, но и в такой машине самое сложное — найти компромисс между ее весом и работоспособностью.

Другой немаловажный фактор, на который тоже нужно ориентироваться, — это расход топлива на единицу времени работы машины. И снова, чем легче машина, тем он меньше. На эти характеристики обращают пристальное внимание наши заказчики, поэтому закрывать глаза на них никак нельзя.
Дизайн от Артемия Лебедева
Разрабатывая последний «Туман-3», нам хотелось получить не просто функциональную и удобную машину. Хотелось, чтобы у нее было свое «лицо» и чтобы она стала узнаваемой. Поэтому мы сформировали техническое задание на дизайн и обратились вместе с ним в Студию Артемия Лебедева. Результатом нашего сотрудничества довольны как в компании, так и заказчики. Получилась красивая и качественная машина, на которой действительно хочется работать.
Изображение с сайта Студии Артемия Лебедева
«Машина едет прямо по растениям и обрабатывает их химпрепаратами. Из-за того, что колеса очень широкие и шины низкого давления распределяют нагрузку, растения совершенно не повреждаются!

Большинство корпусных деталей сделаны из формованных пластиковых панелей. Они гораздо легче металлических листов и снижают общий вес машины.

Все части опрыскивателя визуально едины — из-за этого "Туман" выглядит технологично и современно. Дополнительный съемный бак не мешает доступу к лестнице и горловине основного бака, а ветровое стекло максимальной площади дает водителю удобный обзор».

Информация с сайта Студии Артемия Лебедева.
Навигация и управление
Машина почти полностью производится у нас на заводе. Но мы, например, не специализируемся на выпуске двигателей или трансмиссии, поэтому эти агрегаты закупаем у поставщиков, с которыми работаем уже давно. Некоторые покупные изделия «внедрить» в технику бывает непросто, так случалось с импортными GPS-системами. Сейчас мы занимаемся разработкой собственной системы навигации и управления «Пегас-Навигатор», которая позволяет точно позиционировать машину в поле.

Самое главное в обработке почвы – пройти там, где машина еще не проходила и не оставить непокрытых мест, а также избежать «перекрытий» и двойной обработки одного участка. В карты заданий у нас закладываются переменные нормы, что, в свою очередь, помогает экономить ресурсы: минеральные удобрения, посевной материал и пр. В итоге заказчики стабильно поддерживают заданную форму внесения препарата и не тратят время на отладку и калибровку раздаточных дозирующих механизмов.
Изображение с сайта Студии Артемия Лебедева
Сейчас мы много работаем над совершенствованием наших актуальных моделей: повышаем их качество, долговечность эксплуатации. Кроме того, много внимания уделяем организационным вопросам, в том числе процессам цифровизации, организации труда в каждом цехе. С одной стороны, это рутина, а с другой – такая работа и приводит постепенно к видимым результатам.
Как делают современные сельхозмашины. Интервью с инженерами «Пегас-Агро»
В превью к статье использовано изображение с сайта Студии Артемия Лебедева.
Поделиться в социальных сетях
Читайте также
Подпишитесь на наши новости
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.