ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЗАДАТЬ
ВОПРОС
 
Время чтения: 10 мин.
27 февраля 2024
Pilot-BIM вместо BIM 360 и Navisworks: как ТПО «Прайд» перешел на российскую среду общих данных
Новый кампус МГТУ им. Баумана, учебно-образовательный кластер «Ломоносов», дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой, центральный стадион «Динамо» им. Льва Яшина — в создании этих знаковых для российской столицы проектов принимали участие архитекторы и инженеры ТПО «Прайд». Два года назад в компании приняли решение переходить на российское программное обеспечение. Вместо продуктов Autodesk BIM 360 и Navisworks выбрали среду общих данных Pilot-BIM от АСКОН.
Отказ от зарубежных систем был связан как с импортозамещением, так и с поиском эффективных цифровых инструментов для организации процессов проектирования. «Качество — главный результат, который был нам необходим», — говорит Олег Иванов, директор по развитию компании ТПО «Прайд». Подробнее о переходе на отечественный софт — в его рассказе.
Картографический фонд в Pilot-ICE: первый опыт применения системы
В сфере промышленного и гражданского строительства я работаю 20 лет, из которых 12 лет занимался архитектурным проектированием. Когда мой проект жилого дома по ул. Бакалинской г. Уфы занял I место в номинации «Жилые комплексы» всероссийского конкурса Green Awards-2015, я решил, что пора менять направление.

Так я перебрался из Уфы в Воронеж и приступил к работе в бюджетном учреждении Воронежской области «Нормативно-проектный центр» в качестве заместителя директора. БУВО «НПЦ» - это подведомственное учреждение Министерства архитектуры и градостроительства Воронежской области. У министерства был архив материалов по геодезическим и геологическим изысканиям — топосъёмки на фанерных планшетах 60х60 см, накопившиеся с 1950-60-х годов. В архив, состоящий из 45 000 планшетов, обращались геодезисты со всей области.

В архиве трудились только два сотрудника, и порой геодезисты преодолевали сотни километров, чтобы приехать в Воронеж и узнать, что планшетов на искомую территорию нет или архив закрыт. Чтобы облегчить их труд и сократить временные и финансовые затраты, Министерство решило создать картографический фонд на сайте БУВО «НПЦ». За год мы отсканировали весь архив. Когда встал вопрос, где хранить сканы, я вспомнил систему Pilot-ICE, с которой познакомился ещё в Уфе. Мы разработали целую программу по классификации планшетов и обращению с ними, чтобы любой геодезист из области мог взять интересующий материал в работу через Pilot-ICE, а архивариус благодаря сравнению версий понимал, какие изменения и уточнения по территории были внесены и какой компанией. Картфонд работает до сих пор.
Выбор новой СОД: импортозамещение и ценность прошлого опыта
Московская компания ТПО «Прайд», в которой я работаю сейчас, создана в 2013 году. У нас 145 сотрудников, из которых 55 — архитекторы. В нашем листе контрагентов более 200 заказчиков и более 500 подрядных организаций. Преимущественно мы работаем с коммерческими заказчиками, а для государственных проектируем крупные объекты из сферы спорта и образования.

Мы выступаем в роли генпроектировщика, но в проектах делаем акцент на архитектурный облик объектов: уделяем большое внимание как средовому дизайну, так и интерьерам.
Проект комплекса зданий МГТУ им. Баумана.
Генеральный проектировщик, технический заказчик: ТПО «Прайд».
Фото: ТПО «Прайд»
Большую часть каждого проекта мы выполняем своими силами. Но в зависимости от специфики объекта дополняем команду профильными специалистами, привлекая подрядные организации. Например, к проектированию ледовой арены хоккейной академии Александра Овечкина привлекали технологов по ледовому оборудованию.

Изначально мы работали в таких СОД (среда общих данных) как Navisworks и BIM 360. Но в связи с уходом с рынка зарубежных вендоров стало очевидно, что нужно искать отечественных разработчиков или из дружественных стран. Важную роль в выборе сыграло то, что у меня уже был опыт работы с Pilot-ICE. К тому же, в ТПО «Прайд» ещё до моего прихода использовали эту систему. Обновить ее до Pilot-BIM было дешевле, чем покупать новую.
«В 2017 году компания ТПО «Прайд» начала использовать Pilot-ICE в качестве электронного архива документации и для ведения электронного документооборота. Мы провели небольшое обследование, установили систему, настроили справочники, обучили сотрудников работе в продукте и модуле планирования. После — сопровождали в течение года. Тогда в Pilot-ICE загружалась только проектно-сметная документация, а для работы с консолидированными BIM-моделями в компании использовали BIM 360.

После выпуска новой системы Pilot-BIM, самой функциональной из редакций Pilot, компания стала рассматривать замену Navisworks и BIM 360. В конце 2022 года состоялся полноценный переход и оснащение дополнительных рабочих мест».

руководитель отдела BIM-решений РЦ АСКОН-Волга:
Дарья Ермакова,
Главная задача СОД: облегчить процесс проектирования
К моменту подбора отечественной СОД мы столкнулись с информационным шумом: на серверах хранилось много файлов, вопросы по проектам обсуждались в разных мессенджерах и по почте. Наши проектировщики, работавшие над кампусом МГТУ им. Баумана, уставали от огромного количества чатов по разным корпусам.

В делопроизводстве не было номенклатуры и порядка ведения дел. Бизнес-процессы и регламенты не описаны, многие проектировщики не понимали, как выстроены внутренние бизнес-процессы и с кем согласовывать готовую работу. Отсутствие нормоконтроля сказывалось на качестве выпускаемых проектов.

Перед внедрением системы мы поставили себе задачу обеспечить безопасность данных компании, создать единое информационное пространство взаимодействия между участниками проекта, организовать обмен информацией и заданиями в СОД между нами и заказчиками, а также между нами и подрядчиками.
Спектр возможностей для проектировщиков в Pilot-BIM
Управление проектами в компании происходит в триумвирате информационных систем (все они — российской разработки):

1. Архитектура бизнеса, в которой мы описываем все внутренние бизнес-процессы компании.

2. Информационная система управления проектами, финансами и затратами. Мы внедрили её до появления Pilot-BIM. Систему можно назвать аналогом модуля TASQ.

3. СОД Pilot-BIM, в контуре которой хранятся файлы, разрабатываемые в САПР, и все прилагающиеся документы, выполняется нормоконтроль, файловый обмен и согласования. Система позволяет работать с консолидированными BIM-моделями, генерировать документы, обрабатывать их и в целом получать тот результат, который нам нужен.
Центр художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой в Лужниках
Фото: ТПО «Прайд»
Но прежде всего Pilot-BIM подарил нам широкий спектр возможностей как проектной организации:

  • Работать с едиными файлами в защищённом контуре и уйти от захламления сервера. Обеспечивать безопасность помогает управление правами доступа.
  • Работать с консолидированной моделью в отечественной СОД вместо Navisworks и BIM 360 в период активного импортозамещения.
  • Управлять заданиями и контролировать сроки: единое информационное пространство сокращает длительность процесса согласования и даёт возможность обращаться к истории развития проекта. Особенно удобно проводить сравнение изменившихся версий проектной документации в случае договорной работы.
  • Сокращать сроки выпуска документации.
  • Контролировать качество проектов, которые мы выпускаем.
  • Вовлекать в работу заказчиков и подрядчиков и согласовывать с ними проекты в единой среде: мы стремимся быть понятными для заказчиков и понимать подрядчиков, поэтому возможность подключения сторонних организаций стала ключевой в выборе СОД.
Офисный комплекс «Сбербанк-Сити»
Фото: ТПО «Прайд»
Настроить и научить
Pilot-BIM мы развернули на основе демо-базы, которая предоставляется при приобретении лицензии. На мой взгляд, коробочная версия системы не требует доработок. Единственное, что мне пришлось выполнить — структурировать систему делопроизводства. Я описал организационную структуру компании, ввёл пользователей с учётом их должностей, изменил настройки типов объектов и добавил новые типы согласно нашей внутренней системе идентификации. Чтобы интегрироваться было легче, мы отзеркалили свою структуру и структуру дел на файловом сервере Pilot-BIM. Соответственно, когда наши сотрудники заходят в Pilot-BIM, они понимают, какой каталог им нужно открыть, чтобы найти ту или иную информацию.
Настройка организационной структуры предприятия в Pilot-BIM
После мы ввели Положение о нормоконтроле, описали все алгоритмы работы в системе, настроили структуру проектов в соответствии с номенклатурой дел, организовали доступ участников проекта к документам и начали работу в программе. Также развернули CAD-ферму (CAD Farm), программу для автоматической конвертации файлов проекта в общеобменный формат ifc и автоматической публикации BIM-модели.
Положение о нормоконтроле
У любой компании при любом технологическом изменении возникают препятствия. Прежде всего, они связаны с сопротивлением коллектива. «Я могу держать всё под контролем и без ваших программ, нам некогда изучать новую систему, мы только успели разобраться с одной программой, а вы предлагаете следующую», — говорит нам коллектив. И я понимаю, как сотрудники, загруженные работой, устают от новшеств. Первые шаги всегда очень сложны.

Что необходимо для того, чтобы технология заработала? Прежде всего, чтобы руководитель начал требовать любую информацию строго из системы, в которой все должны работать. Ввести в обиход утверждения: «никаких распечатанных чертежей», «никаких отчётов в Еxcel и MS Project», «никаких штампиков для согласований». Таким образом сотрудники втягиваются быстрее, нарабатывают практику. Без практики не будут генерироваться данные, нужные руководителям для принятия решений.

Нам ещё многому предстоит научиться: прошёл только год, как мы внедрили Pilot-BIM. Сейчас мы стремимся создавать и сохранять всю документацию и связанную с ней информацию только в одной СОД Pilot-BIM. Настраиваем систему отчётов и шаблонов, чтобы избегать разных отчётов на бумаге и, например, в pdf. Подключаем к системе заказчиков, чтобы они наблюдали работу нашей команды, были уверены в результате и могли прогнозировать свои дальнейшие действия за пределами проектирования. Оцениваем, как работают наши подрядчики, и храним всю документацию от них и связанную с ней информацию на наших серверах.

Уже сейчас прозрачность бизнес-процессов даёт ощутимый положительный эффект: возможность наблюдать внутреннее продвижение проекта облегчает работу. Второй положительный эффект – обзор проекта в 3D-пространстве без использования дополнительных специальных программ. Это позволяет демонстрировать проект заказчику на ранних стадиях и в процессе проектирования согласовывать с ним принципиальные решения. Глобально любая новая технология приводит к тому, что способ проектирования компании становится ее конкурентным преимуществом, отличающим ее от других организаций, и лучшим для заказчика.
Поделиться в социальных сетях
Читайте также
Подпишитесь на наши новости
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.