26 марта 2010 г. |
23 марта в Москве состоялась пресс-конференция Группы компаний АСКОН, посвященная итогам 2009 года и планам на будущее.
На вопросы журналистов ответили генеральный директор АСКОН Максим Богданов, директор по маркетингу Дмитрий Оснач и директор по стратегическому развитию Евгений Бахин.
Елена Гореткина (PC Week): Как вы оцениваете объем рынка САПР? |
Евгений Бахин: Можно взять данные IDC за 2007-2008 год и умножить на коэффициент падения 0,6- 0,7. В среднем это будет правда. В данный момент у нас нет задачи увеличить долю на растущем рынке. Есть задача сохранить боеспособную компанию с возможностью дальнейшего развития в условиях падающего рынка. Приоритетность измерения объемов рынка сейчас гораздо ниже, чем в периоды бурного роста. Если кто-то из вендоров или поставщиков САПР говорит, что вырос в разы за 2009 год и кризис на нем нисколько не сказался, то попросите показать бухгалтерскую отчетность. Чудес не бывает. Год был тяжелый для всех. Кто-то раньше «поджимался», отказывался от рекламы и участия в дорогостоящих выставках, кто-то позже. Отказались в итоге все.
Александр Рябцев (PC Magazine): Связано ли снижение выручки с объективной границей роста компании? Возможно, вы достигли той планки, за которой нет потребности в ваших продуктах? |
Максим Богданов: Говоря о сокращении выручки, надо смотреть на её структуру. Решения, требующие долгосрочного внедрения, напрямую влияющие на эффективность предприятия, снизились гораздо меньше, чем коробочные решения. Если смотреть на структуру сокращения персонала, то оно в основном касалось сбытовых подразделений. Уменьшился платежеспособный спрос — сократился сбытовой персонал, его удовлетворяющий. При это мы продолжали набор в подразделения разработки, которые занимаются новыми версиями продуктов и решениями нового поколения. Потолок объективно не достигнут. При таком снижении промышленного производства падение могло бы быть гораздо больше, если бы перед нами не было свободного пространства. Какие факторы влияли на рынок САПР в 2007 году? Активная подготовка к вступлению в ВТО, внимание государства к лицензированию программного обеспечения, доступность дешевых заемных денег. Соответственно предприятия вкладывали в переоснащение зачастую на опережение. В начале 2009 года на первый план вышел фактор сохранения бизнеса. По мере привыкания к новым условиям факторы 2007 года возвращаются. Потолок не достигнут, это было объективное снижение вслед за рынком.
Евгений Бахин: Самая главная проблема российской промышленности, машиностроения — выручка на сотрудника 400 тыс. рублей в год. При таком показателе зарплата специалиста составляет 13-17 тыс. руб в месяц. Куда ведет этот путь? При сохранении прежней численности конкурентоспособный персонал удержать не удастся. Приличная выработка на человека должна быть в любом бизнесе — будь-то разработка САПР или их применение на машиностроительном заводе. Потолка для роста тут не видно. По-прежнему большое количество нелицензионного софта, недоавтоматизированных рабочих мест, масса предприятий, где поставлены самые простые задачи автоматизации — ни малейшего намека на коллективную работу или электронный архив. Резервы очень большие, но как ими воспользоваться? Собственники и руководители предприятий смотрят на бизнес-среду: «Нам в России вообще что-нибудь проектировать и производить нужно?». Если ответ утвердительный (бизнес-среда позволяет, издержки сравнительно низкие), то и рынок будет расти.
Людмила Изъюрова (Информационные технологии в строительстве): 30% продаж АСКОН пришлось на решения для промышленного и гражданского строительства. Какие перспективы вы видите в этой отрасли с точки зрения внедрения программного обеспечения, и как она будет развиваться? |
Дмитрий Оснач: Рынок решений для ПГС в том понимании, каком мы его рассматриваем, очень неоднороден. В прошлом году продажи АСКОН в нефтяной промышленности выросли, а в металлургии и строительстве резко упали. В этом году мы ожидаем ещё больший спрос на наши решения со стороны нефтяной и нефтехимической отрасли — тех, кто осваивает новые месторождения, проводит модернизацию перерабатывающих производств и транспортной инфраструктуры. Мы ожидаем восстановления металлургии и химии с точки зрения инвестиций в информационные технологии. В гражданском строительстве также видны усилия государства. В целом мы позитивно оцениваем рынок ПГС, продолжаем инвестировать в продвижение и разработку новых продуктов.
Евгений Бахин: В отличие от коллег у меня нет радостного прогноза относительно рынка строительного проектирования. Если посмотреть на динамику строительства и прогноз ввода в эксплуатацию объектов промышленного и гражданского назначения начиная с 80-х годов, то сразу виден объем проектных работ. Сколько нужно рабочих мест, чтобы спроектировать микрорайон с определенным количеством квадратных метров, включая генплан, прокладку коммуникаций, благоустройство территории? С этим справится небольшая проектная организация. Такое количество проектных институтов, которое есть сейчас, нам не нужно. А те, которые останутся, должны оптимизировать численность сотрудников, чтобы обеспечить нормальную производительность труда. Хорошая новость заключается в том, что автоматизация позволяет меньшим количеством людей выполнять больший объем работ. И строительство ещё больше недоавтоматизировано, чем машиностроение. Логика подталкивает к тому, что количество проектировщиков должно сократиться по сравнению с серединой 2000-х годов, а оснащены они должны быть гораздо лучше. И как раз здесь наши продукты — КОМПАС-СПДС, специализированные приложения к графической платформе — обязательно находят своё место.
Елена Гореткина (PC Week): Доминирующая роль государства в экономике — что это значит для АСКОН?
Евгений Бахин: Государство сегодня выступает в роли не инвестора, а реаниматора или анестезиолога. Оно не инвестирует, а сохраняет и консервирует ту структуру промышленности, которая была. И это будет происходить до тех пор, пока есть деньги. А сигналы о том, что денег больше нет, поступают достаточно регулярно, и этим подтверждают глобальный тренд на трансформацию промышленности. Не надо спасать «Уралвагонзавод» в том виде, в каком он был построен для производства 1200 танков в год: предприятие образца 30-годов, когда в одни ворота въезжает вагонетка с рудой, а из других выезжает готовый танк. Такая консервация губит потенциал десятков тысяч людей, работающих на предприятии, и не позволяет направить ресурсы на реальную трансформацию промышленности. Проблема находится вне области информационных технологий. Мы не являемся первым средством решения системных проблем.
Дмитрий Оснач: В практическом плане влияние государства на бизнес АСКОН выразилось в росте продаж наших решений в отрасли — бюджетополучатели: машиностроительные и приборостроительные предприятия оборонно-промышленного комплекса (на 9%), образовательные учреждения (на 71%).
Вячеслав Цыганков (Softline Direct): Расскажите подробнее о проекте CAD@ONLINE. Сколько пользователей к нему подключилось, как он развивается и какие у него перспективы? |
Дмитрий Оснач: Портал CAD@ONLINE запущен в 2008 году. На нем в web-доступе размещены основные наши продукты — система трехмерного моделирования КОМПАС-3D и Справочник конструктора. Для АСКОН, как для вендора, проект направлен на обеспечение легкого доступа к нашим продуктам с целью ознакомления. На портале получено более 2000 регистраций. Проект реализован на базе технологий Citrix. Система КОМПАС-3D размещена на сервере, и пользователь получает визуализацию того, что происходит на сервере. У нас есть интересные планы по развитию проекта. Мы анонсируем их чуть позже.
Максим Богданов: Хорошим ответом на Ваш вопрос будет размещение новой версии КОМПАС-3D V12 на CAD@ONLINE. Если будет всплеск интереса, значит ресурс нашел своё место и востребован. Если динамика сохранится, то проект выполнил свою миссию и его необходимо трансформировать.
Вячеслав Цыганков (Softline Direct): Можно ли рассматривать CAD@ONLINE шагом на пути к SAAS (software as a service – софт как услуга)?
Дмитрий Оснач: Пока мы изучаем, готов ли рынок использовать САПР как SAAS. Сама бизнес-модель АСКОН отчасти конкурирует с SAAS: мы выпускаем продукты, доступные по цене пользователям. Ведь что такое SAAS? Обеспечение доступа к дорогостоящему ПО за разумные деньги. Да, CAD@ONLINE — это шаг в сторону SAAS, но будет ли он сделан полноценный, посмотрим.
Евгений Бахин: SAAS в текущей условно-рыночной ситуации — это скорее грамотное управление лицензиями. Один из наших заказчиков ставит вопрос об организации работы таким образом, чтобы утром 2 часа использовать московские лицензии в Перми, а вечером наоборот. Это востребовано, потому что заказчик хочет получить решение за меньшие деньги.
Анастасия Жигалова (Softkey.info): Полгода назад был открыт интернет-магазин АСКОН. Можете подвести промежуточные итоги его работы? |
Дмитрий Оснач: Я хочу поблагодарить компанию Softkey, с которой мы ведем оба проекта — CAD@ONLINE и интернет-магазин, за настоящее технологическое сотрудничество. Для чего мы открыли интернет-магазин? Процесс покупки простых продуктов (обновление базовых систем, дополнительный приложений) удобно совершать минимальным количеством действий. Посмотрел, выбрал, купил, скачал, установил. В силу специфики нашего рынка, когда покупателями выступают организации, интернет-покупки не так развиты. Сейчас доля продаж через интернет-магазин незначительна, но она выше, чем мы ожидали. Большой популярностью пользуется КОМПАС-СПДС — понятный, простой продукт, по доступной цене, созданный специально для малых предприятий, проектных бюро. В будущем покупка обновлений через интернет-магазин будет стандартной операцией.