21 сентября 2011 г. |
Уважаемые коллеги!
Давайте задумаемся, что же такое для нас сегодня отечественное машиностроение? Да, это огромные масштабы производства, сотни крупных и средних предприятий, важнейшая отрасль экономики. Но в первую очередь, это удивительный процесс создания уникальных машин и механизмов, это миллионы работников, талантливые конструкторы и инженеры, это высокие профессиональные стандарты!
И пусть машиностроению как самостоятельной отрасли производства не более 200 лет, российское машиностроение, а вместе с ним и имена русских изобретателей, инженеров-создателей, уже давно вошли в мировую историю...
Ученые относят истоки возникновения машиностроения еще к I веку до нашей эры, когда римлянами были изобретены первые водяные часы. А знаете ли вы, что талантливый механик-самоучка Иван Кулибин, имя которого сегодня стало нарицательным — в середине 18 века создал карманные часы, встроив в них механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками?
Известно ли вам, что менее 400 лет разделяет выдающегося русского пушечного мастера Андрея Чохова, руками которого были сделаны более 20 тяжёлых орудий, в том числе — знаменитая Царь-пушка, и советского конструктора, изобретателя автоматического гранатомета, Якова Таубина?
Оружие и транспортные средства, бытовые приборы и сельскохозяйственная техника, станки и ядерные реакторы, космические корабли и энергетическое оборудование. Чего только не создал наш инженер!
Русский физик Борис Якоби сконструировал первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат, замечательный механик Андрей Нартов, «личный токарь» Петра I — инструмент для сверления пушечных колес и лафетов. Сергей Королев — известный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия в СССР, а русский военный инженер Александр Саблуков — изобретатель центробежного вентилятора. Художник и фотограф XIX века Иван Александровский разработал первую в отечественном флоте подводную лодку с механическим приводом, а князь Борис Голицын — первый электромагнитный сейсмограф.
Машиностроение — это не просто отрасль. Это история, люди, интеллект, это самостоятельный сложный механизм, созданный человеком!