5 июня 2012 г. |
Выпускать самые простые детали или создавать совместные предприятия с иностранными партнерами для производства сложных узлов. Такой сценарий развития российской автокомпонентой отрасли был предложен на круглом столе в Тольятти, организованном АСКОН-Волга и Объединением производителей автомобильных компонентов Самарской области при поддержке мэрии Тольятти.
Встреча прошла 21 мая в бизнес-инкубаторе г. Тольятти. В обсуждении причин низкой эффективности российских поставщиков автокомпонентов принимали участие отечественные производители из Самарской и Ульяновской областей и представители зарубежных компаний, открывших производства в России. Инициатором и организатором отраслевой дискуссии выступил Региональный центр АСКОН-Волга, на базе которого действует Центр компетенций АСКОН по решениям для производства автокомпонентов.
С докладами, посвященными кадровой ситуации, инвестиционной политике и внедрению отраслевого стандарта качества ISO/TS 16949, выступили специалисты ОАО «Тольяттинский завод технологического оснащения», ЗАО «Управление малой механизации», ООО «Димитровградский завод радиаторов», ООО «Рулевые системы».
По общему мнению, одна из проблем отрасли кроется в ее историческом наследии: многие предприятия, выпускающие автокомпоненты, были созданы путем выноса старого оборудования с автозаводов и не имеют ни собственных разработок, ни компетенций в области постановки процессов управления качеством. Опыт приобретается только в реальных проектах, теоретического обучения здесь недостаточно.
Главную роль в преобразованиях должен играть менеджмент предприятий. Некомпетентность руководства делает весь процесс внедрения систем менеджмента качества формальным. Поэтому учить новым подходам к качеству и организации производства необходимо, в первую очередь, управленцев.
Представители зарубежных производителей подтвердили, что они заинтересованы в локализации производства и сотрудничестве с российскими партнерами в качестве субпоставщиков второго и третьего уровней. К примеру, крупнейшая шведско-американская компания Autoliv, выпускающая средства безопасности для автомобилей, уже открыла заводы во Всеволожске и Тольятти. Но пока у менеджмента российских предприятий, которые могли бы выступить потенциальными партнерами, нет понимания необходимости коренных изменений для выполнения современных требований к качеству продукции.
В текущей ситуации для отрасли видится два пути: делать самые примитивные комплектующие или налаживать партнерство с международным поставщиками для производства более сложных компонентов и узлов. Но для этого нужно быть привлекательным для иностранцев, опять же внедрять системы менеджмента качества и готовить управленцев.
В качестве одного из инструментов решения проблем, с которыми сталкиваются отечественные поставщики автокомпонентов, АСКОН-Волга предложил комплексное решение QiBox. Данный программный продукт позволяет автоматизировать подготовку производства, выпускать необходимые документы, управлять проектами и изменениями в соответствии с требованиями международного стандарта ISO/TS 16949 и процедурами OEM.
По итогам круглого стола НП «Объединение производителей автокомпонентов Самарской области» направит свои предложения в Министерство экономического развития Самарской области и мэрию городского округа Тольятти.