11 октября 2013 г. |
Репортаж с церемонии награждения Конкурса «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования»
Откуда взять вдохновение для 3D-моделирования? Почему создавать модель мотоцикла или трехмерную балерину одинаково сложно? Из чего состоит троллейбусное депо? Для чего нужна отвага при разработке чертежей для вагона? 3 октября в Санкт-Петербурге, на торжественной церемонии награждения, победители и призеры XI Конкурса «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования» раскрыли секреты своих проектов.
Из 191 проекта 2013 года Экспертная комиссия выбрала 29 самых интересных, творческих и профессиональных работ, выполненных школьниками, студентами и их преподавателями. Но прежде чем разобрать дипломы, сверкающие кубки и сорвать аплодисменты зала, участники Конкурса смогли многое узнать об инженерном деле из уст профессионалов.
Перед ребятами выступил Антон Шуроховецкий, главный специалист отдела молодежных проектов Союза машиностроителей России — партнера Конкурса. Он рассказал, какие перспективы открывают инженерные состязания и почему участвовать в них, не только интересно, но и полезно для будущей карьеры. «Участие в конкурсах, которые проводит АСКОН и Союз машиностроителей России, дает шанс попробовать свои профессиональные силы, посоревноваться, получить новые знания, обменяться опытом, получить творческий заряд, поставить новые цели, — отметил он. — Сейчас мы часто слышим от работодателей «Дайте нам студентов 3 курса, мы их будем обучать тому, что нужна на предприятиях сегодня». Так что, конечно, чем раньше вовлекать молодые кадры в инженерную сферу — даже со школы! — тем лучше».
Взгляд работодателя на подготовку будущих инженеров представил начальник отдела перспективных проектов ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» Андрей Кострыгин, который рассказал о требованиях современного производства и о том, какие задачи доверяют молодым специалистам. Затем свою историю успеха поведал как раз молодой специалист, преподаватель АСКОН-Северо-Запад, инженер-технолог Иван Кудряшов. Иван поделился собственным опытом и посоветовал, что нужно знать и уметь студенту, чтобы полученная специальность была не строчкой в дипломе, а стала ключом к действительно интересной работе.
Посмотрев, с чего начинается карьера инженера и как можно распорядиться своим багажом знаний на практике, конкурсанты с помощью маркетинг-менеджера машиностроительного направления АСКОН Дмитрия Гинды и продакт-менеджера по направлению «Промышленное и гражданское строительство» Елены Завразиной совершили экскурсию в мир возможностей всемогущего КОМПАС-3D, познакомились с технологиями разумного проектирования.
Но, конечно, участников церемонии волновал главный вопрос: кто же попал в число победителей Конкурса? Под звуки фанфар руководитель образовательной программы АСКОН «Будь инженером!» Анна Иващенко пригласила на сцену героев дня — Будущих АСов КОМПьютерного 3D-моделирования. «За 11 лет проведения Конкурса школьники и студенты прислали нам более 1000 проектов, участие в состязании почти 500 учебных заведений, — отметила она. — Это фантастические цифры! А мы не удивляемся, мы рады каждый год встречаться с вами и поздравлять с победой. Нам приятно видеть воплощение наших разработок в ваших проектах!».
Принимая заслуженные награды, школьники и студенты поделились эмоциями от победы и раскрыли некоторые секреты создания своих проектов.
Главный приз в номинации «Школьный проект в КОМПАС-3D LT» Экспертная комиссия присудила проекту «Музыкальная шкатулка с балериной» ученицы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б. Ольбинского Анастасии Барыбиной. Оказалось, КОМПАС в гимназии используют с 1994 года! «Еще в то время я попал на конференцию в город Троицк, там выступал заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор Александр Абрамович Богуславский (инициатор образовательной программы АСКОН — прим. ред). Он представлял КОМПАС. В 1994 году у нас как раз открылось новое учебное заведение, и директор дал добро на то, чтобы вести черчение с использованием КОМПАСа, — рассказал учитель информатики, руководитель проекта Игорь Свиридкин. — Затем появился КОМПАС-График V4.5 с методичками, потом — трехмерная легкая версия КОМПАС-3D LT. Сегодня, когда черчение выпало из школьной программы, мы работаем в КОМПАС-3D на информатике и уроке технологии. Начинаем с изучения азов, с плоскостей, потом переходим в трехмерное пространство, а уже после этого ребята берутся за выполнение своих творческих проектов». Несмотря на такую долгую историю взаимоотношений с КОМПАС-3D, гимназия участвовала в Конкурсе впервые — и сразу одержала победу!
«Я много рисую и долго думала, что бы этакого изобразить, используя КОМПАС. Животных и пейзажи с применением этой программы смоделировать достаточно сложно, а балерина показалась мне наиболее удачным решением — она красивая, элегантная, легкая. Шкатулка стала логичным дополнением, — говорит о своем проекте Настя. — Сложнее всего оказалось достигнуть пропорций. Балерина была сделана методом сечения. Хоть это всего одна деталь, но при ее создании было построено более полусотни плоскостей, расстояние между которыми всего 0,4 мм, а пропорции максимально схожи с пропорциями человека. На работу над моделью у меня ушло около трех месяцев».
Награду за «Лучшую прикладную разработку к КОМПАС-3D» получил проект «Виртуальный испытательный стенд» выпускницы Витебского государственного технологического университет Елены Щербак, теперь уже конструктора Витебского завода электроизмерительных приборов. Виртуальный стенд позволяет визуализировать испытания полимеров по методу Шарпи. «Сейчас очень развиваются виртуальные лаборатории. Если мы хотим начать обучать каким-то методам испытаний, то студентам неплохо было бы сначала поработать на виртуальном тренажере, ничего не сломав, поняв методику испытаний. Чтобы потом, подойдя к реальной установке, молодой специалист мог хорошо ориентироваться и знать, что и как делать. Мы попробуем этот образовательный стенд внедрять в учебный процесс, — рассказал руководитель проекта, старший преподаватель кафедры МТВПО Алексей Голубев. — С помощью КОМПАС-3D нам удалось «оживить» 3D-сборку самого маятникового копра, благодаря чему его можно рассмотреть со всех сторон (и не сломать!), обработать полученные результаты». Интересно, что для автора проекта, Елены Щербак, создание прикладной разработки стало совершенно новым опытом. «Сфера программирования была для меня совершенно новой. И мне повезло с руководителем — он помогал мне по мере сил. Так что результатом я довольна. Было здорово работать над проектом. Отдельное удовольствие доставляло то, что его будут применять на практике», — отметила Елена.
«Бронзовым» призером в «Тяжелой» весовой категории — свыше 1000 деталей в сборке стал проект «Мини карт-кросс» целой команды студентов Тульского государственного технологического колледжа. «Трудностью было выбрать тематику проекта. Но свою роль сыграло то, что я лет 20 был тренером (даже играющим тренером!) картинга. Мы решили, что сначала соорудим двигатель, а потом будем делать «тюнинг». Я сейчас работаю методистом в спецдисциплине, и мне приходится разрабатывать учебные программы, в том числе я разработал программу «тюнинг автомобилей». И вот под эту программу мы сделали такой проект — тюнинг двигателя. А раз смоделировали двигатель — нужно было придумать, куда его поставить. И вот что получилось. Я своими ребятами доволен!» — поведал историю проекта его руководитель, преподаватель-методист Константин Мирза.
Не менее интересная судьба у проекта, занявшего второе место в «Тяжелой» весовой категории. Для создания модели четырехосного полувагона модели 12-132 его автору, Андрею Трунову — студенту Иркутского государственного университета путей сообщения, пришлось «проникнуть» на предприятие и тайком замерить настоящий вагон рулеткой! «На создание данной модели ушло семь месяцев. Основная сложность заключалась в том, что я не мог найти чертежи на вагон. Мне приходилось ездить на реальное предприятие, бегать с рулеткой вокруг вагона, замерять, записывать на бумагу и дома воспроизводить в программе. Теперь мою модель студенты смогут изучать на лабораторных работах, — рассказал Андрей. — Кстати, за эти семь месяцев мне пришлось освоить КОМПАС-3D, так как до этого я в нем никогда не работал. Навыки, которые я приобрел, создавая модель вагона, не пропадут даром, в дальнейшем для решения стратегических задач на железнодорожном транспорте я буду часто их использовать. Я учусь по целевому направлению от ремонтного депо «РЖД», так что буду работать с такими же вагонами. Хотя работа над проектом еще не окончена, диплом предполагает разработку расчетов и рекомендаций вагоностроителям».
I место в Средней весовой категории — от 200 до 1000 деталей в сборке занял проект «Модель мотоцикла ИЖ-350» выпускника Национального минерально-сырьевого университета «Горный» (Санкт-Петербург), а теперь специалиста-энергетика ОАО «Апатит» Сергея Тесаловского. Первоначально перед Сергеем стояла цель добиться максимальной детализации, а уж все остальное — по возможности. «Я начал собирать мотоцикл по фотографиям, но работа уперлась в отсутствие чертежей. Я отложил проект, а потом, спустя какое-то время, наткнулся на чертежи другого мотоцикла, они, конечно, были не полные, но основные сборочные узлы были на месте. Так родился мотоцикл ИЖ-350, — поясняет Сергей. — Модель нужно еще шлифовать и шлифовать, но в целом я доволен. А моделировать я люблю и для себя. Например, приходилось делать модель кухни для дома — сейчас ждем, когда заказ будет готов!».
Второй год подряд победу в «Тяжелой» весовой категории одерживает Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия (Зерноград). На этот раз триумфатором стал проект студента Александра Коваленко «Зерноуборочный комбайн Вектор». «Так как вуз у нас сельскохозяйственный, мы и не рассматривали другую тематику. Комбайн у нас был выставлен на конкурс и в 2012 году. Мы понимали, что работа сильная, но переживали: вдруг воспримут, мол, то же самое, только сбоку. Поэтому мы создали совершенно другой комбайн. Он выпускается на нашем заводе «Ростсельмаш». Так что мы выполнили модель настоящего символа нашего края, — рассказал руководитель проекта Игорь Пономаренко, доцент кафедры теоретической и прикладной механики. — В этой работе мы использовали исполнения в КОМПАС-3D. Комбайн имеет четыре исполнения — на гусеницах, без гусениц, с измельчителем сзади или соломонабивателем».
Признание экспертов получил проект «Реконструкция троллейбусного депо № 3 г. Харькова» Харьковского национального университета городского хозяйства им. А.Н. Бекетова, который занял первое место в категории «Строительство». В модели более чем из 17000 деталей была воссоздана обстановка реального троллейбусного депо вместе с троллейбусами и ремонтным цехом. «Тема городского электрического транспорта мне знакома с самого детства, — рассказывает историю проекта Александр Кульбашный, заведующий лабораториями ЭТ. — Проект троллейбусного депо — это фантазия на тему обслуживания и ремонта городского электротранспорта, который сейчас переживает не лучшие времена. Но мы не только фантазировали: у нас есть свободный доступ к депо, и его руководство предоставило нам с ребятами всю документацию. При работе над проектом были выделены две части — техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также альтернативный источник электроэнергии на крыше депо. Внутри мы пытались выполнить элементы технического обслуживания — смотровую вышку, комнату мастера, были импортированы объекты из других систем. И без удобного КОМПАС-3D, конечно, мы бы не смогли все это воплотить!».
Впервые в рамках Конкурса была объявлена номинация «За комплексное применение программных продуктов АСКОН в подготовке инженерных кадров». Одно из призовых мест в ней занял доцент Самарского государственного технического университета Андрей Черепашков со статьей «Исследуем технологии инженерного анализа в учебном виртуальном предприятии». В СамГУ на платформе ЛОЦМАН:PLM было создано учебное виртуальное предприятие, моделирующее интегрированную информационную среду реального производства. С его помощью студенты и действующие специалисты приобретают опыт практической работы в PLM-системе. «Недавно к нам пришел выпускник, который устроился на одно из ведущих самарских предприятий — в ЦСКБ «Прогресс». И сказал, что его взяли на работу, потому что он трижды ответил «да» на вопросы: умеет ли он работать в КОМПАС-3D, в ВЕРТИКАЛЬ и в ЛОЦМАН:PLM!».
Все участники торжественной церемонии могли испытать себя в инженерой викторине, призами в которой были фирменные подарки от АСКОН для тех, кто мыслит творчески.
После завершения церемонии награждения и окончания деловой программы конкурсанты и их наставники отправились на экскурсию по уникальным экспозициям музейного комплекса «Вселенная Воды» Подземный Мир Петербурга и Мир Воды Санкт-Петербурга.