24 апреля 2017 г. |
Репортаж с московской премьеры КОМПАС-3D v17
19 апреля в Москве стартовал большой промотур «КОМПАС-3D v17. Зарядись обоновлением!», в ходе которого систему в её новом облике увидят в 30 городах трех стран. Первый официальный показ вместил в себя двухчасовой сеанс проектирования, встречу с разработчиками, награждение лидеров Конкурса асов 3D-моделирования, мастер-класс по инженерным расчетам и рассказ о частных космических проектах эпохи New Space, к которым КОМПАС-3D имеет самое непосредственное отношение.
Как сказал директор по стратегическом развитию АСКОН Евгений Бахин, открывая презентацию КОМПАС-3D v17, это первая в своей истории версия, над которой трудилась такая большая команда со столь разноплановым профессиональным и жизненным опытом. В нем сошлись знания инженеров-аналитиков, много лет проработавших на производстве, и современный взгляд молодых программистов, родившихся после выхода первых версий КОМПАСа и выросших в дивном новом цифровом мире.
Что дал сплав поколений, зрители наблюдали в течение двух часов живого показа КОМПАС-3D v17 — как изменилась логика работы системы по сравнению с предыдущими версиями и какие новые возможности в ней появились.
Вопросы были неминуемы, а дать ответы на них предстояло самим разработчикам КОМПАС-3D v17. Замысел новой версии раскрыли менеджер продукта КОМПАС-3D Игорь Волокитин, инженер-аналитик Виталий Булгаков, дизайнер пользовательских интерфейсов Сергей Швецов, руководитель дивизиона Приложения Владимир Панченко и директор АСКОН-Системы проектирования Сергей Евсиков.
Почему главным приоритетом при работе над новой версией стал интерфейс?
Игорь Волокитин: «Мы посчитали, что с тем багажом архитектурных решений, который сложился за 14 лет у КОМПАС-3D (предыдущая его реинкарнация была в 2003-2004 годах, когда произошел переход с версии 5.11 со статичным интерфейсом на V6), наращивать ударными темпами функциональность невозможно. Потребовалась коренная переделка интерфейса и юзабилити, приведение всех элементов интерфейса к единым стандартам, чистка и рефакторинг программного кода. Нам был важен баланс между функциональностью, удобством работы с продуктом, архитектурой программных решений и применяемыми технологиями разработки. С теми изменениями, которые сделаны в 17-й версии, мы сможем быстрее развивать наш продукт».
Сергей Евсиков: «Интерфейс — это такая штука, которую нужно сделать за одну версию. Невозможно выйти с перекошенным, обновленным наполовину интерфейсом. КОМПАС-3D v17 дает старт новой системе, которую мы будем наполнять функционалом и быстродействием».
Почему интерфейс серый?
Сергей Швецов: «Первое — это операционная система, она приучила нас к определенным действиям. Мы постарались подстроиться под операционную систему, чтобы пользователь, освоивший приемы работы в Windows, так же свободно работал в КОМПАС-3D. Посмотрите, что происходит с интерфейсом в операционных системах. В Windows 10 он стал серым. В недавнем обновлении Windows появились темная тема и ночной режим. Все как в КОМПАС-3D v17.
Второе и более значимое — интерфейс никому не нужен. Если бы инженеру предложили продукт без интерфейса, он с удовольствием бы занимался своим делом, не обращая внимания на продукт. Моя задача как дизайнера интерфейсов парадоксальна — убрать интерфейс, и серый цвет этому способствует. В 17-й версии модель и чертеж стали лучше видны за счет того, что интерфейс ушел на второй план, его стало намного меньше. Работайте над изделием, а не с интерфейсом КОМПАС-3D.
Третье — это воздействие на глаза как общий эргономический показатель. Мы сделали различные варианты оформления, чтобы пользователь мог подстроить систему под себя как по эргономике, так и по настроению».
Сергей Евсиков: «Интерфейс — не фруктовый салат. Он должен не возбуждать аппетит, а работать. Пестрые иконки хороши в своем разноцветьи, если смотреть на них не более 3-4 часов. Но пользователи работают в КОМПАС-3D по 10-15 часов в день, и мы стараемся снизить нагрузку, не отвлекать их, чтобы они находились в состоянии рабочего потока».
Что нового ждать от приложений?
Владимир Панченко: «В Валах и механических передачах уже сделано несколько десятков улучшений. Новая для нас тема — часовые механизмы, специальный расчет и построение моделей для маленьких шестеренок, которые применяются в часах и других высокоточных приборах и приборах для измерения времени. В Металлоконструкциях появилось автоматическое создание чертежей. И конечно КОМПАС-Эксперт, позволяющий конструктору найти ошибки до того, как их увидят все остальные. К примеру, на 8-ядерном процессоре приложение проверит 200 документов за 3-5 минут».
Как повлияло тестирование на конечный облик продукта?
Игорь Волокитин: «По пожеланиям тестировщиков мы изменили очертания иконки «Сохранить как», вернули обратно большую кнопку режима, которая появляется в правом углу экрана, сделали цветные иконки, клавиатурные комбинации клавиш. Все эти элементы интерфейса были частично задуманы по-другому, но по результатам испытаний вернулись в том виде, каком были привычны пользователям».
Блиц-опрос: что вам нравится в новом КОМПАС-3D?
Владимир Панченко: Поиск по командам, автопереключение активного вида при простановке размеров, подсвечивание красным при редактировании потерянных объектов в параметрах команд.
Сергей Швецов: Новые деревья в 3D.
Виталий Булгаков: Операция Выдавливание — достаточно простая функция, но краеугольная в твердотельном моделировании. На ней можно ощутить большую часть эргономических нововведений КОМПАС-3D v17. Мощная функциональная штука — операция По сечениям, введение направляющих кривых.
Сергей Евсиков: Цветные иконки и приложения, работающие по единым принципам с базовым функционалом КОМПАС-3D.
Игорь Волокитин: Мне нравится КОМПАС в целом, а в частности — объединение команд в процессах в одну группу и умное создание.
На то, чтобы привыкнуть к новому интерфейсу требуется время, особенно, если работаешь в КОМПАС-3D не один десяток лет. Зато пользователям других CAD-систем КОМПАС теперь кажется ближе и дружелюбнее. Своими впечатлениями после показа поделились и те, и другие.
Победитель первого Конкурса асов 3D-моделирования, состоявшегося в 2003 году, Курмин Сергей Владимирович, НПП «Проект-техника»: «Сейчас мы работаем в версии 15.2, а начинали с 5.9. Проект для первого Конкурса асов готовили в 5.11. К 17-й версии я пока никак не привыкну, многое непонятно. Во время бета-тестирования скачал ее, день посмотрел и закрыл. Нужно досконально изучать, крутить, пробовать».
Владимир и Александр, конструкторы: «Новую версию увидели впервые. По первому впечатлению интерфейс стал более дружелюбным, цветовая гамма понравилась. На работе мы используем другую систему, но с КОМПАСом знакомы со студенчества, с 2003 года. Очень удобная программа для черчения, хочется освоить ее в 3D-моделировании».
Денисова Любовь Федоровна, ведущий конструктор: «В нашем КБ 50 человек, часть сотрудников работает в КОМПАСе, часть — в другой CAD-системе. Сюда мы направили команду молодых специалистов, которые стоят перед выбором — в чем работать. Они частично попробовали обе системы и сейчас определяют для себя приоритеты. Я ежегодно приезжаю на мероприятия АСКОН, слежу за развитием КОМПАСа. Станочная база, импортное оборудование заточены под зарубежные CAD-системы — против этого не пойдешь. Но оборонные разработки стоит делать в КОМПАСе. Контакты с военными лучше происходят на базе отечественной САПР».
Илья, конструктор, Московский прожекторный завод: «На работе мы используем версию 16.1, сегодня первый раз сел за компьютер с 17-й версией. Понравилось, что доработали, упростили какие-то моменты. Конечно, надо привыкать, но это произойдет быстро — день покрутил и привык. Удобно, что интерфейс ушел на задний план, а деталь и чертеж выделяются и все внимание сосредоточено на них».
Ирина, конструктор, Московский прожекторный завод: «Тяжеловато, появилось много вкладок, к новому интерфейсу надо привыкать, заново перестраивать мозг. В старых версиях руки сами интуитивно знали, где что находится. Что касается цвета, то мне нравится голубой экран, а серый вгоняет в тоску».
Спор между сторонниками обновления и консерваторами «v17 vs V16» состоялся во время антракта — в какой версии быстрее и за меньшее количество построений получится смоделировать шатун и листовой кронштейн. В ходе экспресс-конкурса три участника выбрали новую версию, а один выполнял задание в предыдущей. За смелость и инициативу наградили всех.
Что еще происходило на премьере КОМПАС-3D v17?
Вместе с КОМПАС-3D значительные изменения произошли и в работающем в ее среде приложении APM FEM, системе прочностного анализа, которую разрабатывает НТЦ «АПМ». Как проводить экспресс-расчеты в новой версии CAE-приложения, рассказал ведущий специалист НТЦ «АПМ» Александр Замрий.
Наконец дождался своего обладателя бронзовый кубок Конкурса асов 3D-моделирования 2016. Награда за третье место в категории свыше 5000 деталей в сборке вручена специалистам ЦЭНКИ-КБ Мотор, спроектировавшим в КОМПАС-3D трансбордер для космодрома «Восточный». Его модель содержит почти 19 000 компонентов.
Ну а специальным гостем стал тоже человек космоса Николай Дзись-Войнаровский, основатель команды «Селеноход», участвовавшей в конкурсе Google Lunar XPRIZE, и генеральный конструктор «НСТР Ракетные Технологии». Компании удалось создать первый в России работающий частный жидкостный ракетный двигатель, а в будущем она надеется стать первой частной российской компанией, ракета которой пересечет границу космоса.
Благодарим компанию ARBYTE за техническое обеспечение промотура КОМПАС-3D v17 в Москве мощными графстанциями.