21 июня 2019 г. |
В 2004 году «Тольяттинский Трансформатор» — отечественный разработчик и производитель электротехнического оборудования — запустил масштабную цифровизацию предприятия. Здесь был внедрен комплекс программ ЛОЦМАН:PLM в связке с КОМПАС-График и КОМПАС-3D. Но долгое время решение работало по принципу «электронный кульман»: 3D-проектирование на предприятии использовалось эпизодически и не позволяло в полной мере получать эффект от внедрения такой системы. Выходом стало комплексное внедрение КОМПАС-3D и его использование для обхода узких мест при подготовке производства.
В рамках очередных ежегодных работ по повышению качества продукции «Тольяттинского Трансформатора» было выявлено одно из узких мест, ограничивающее производительность всей цепочки — разработка конструкторской документации на остов трансформатора. Были определены следующие негативные факторы:
Кроме того, с использованием инструментов 2D-проектирования разработка конструкторской документации выполнялась только последовательно, одним сотрудником. Отсутствие регламентов приводило к тому, что компоновка обычно сохранялась на персональном компьютере конструктора и, в случае необходимости, оперативно найти ее было бы проблематично. Если же компоновка менялась, высокой была вероятность потерять какие-либо ее элементы. Все это негативно влияло на чистоту «исполнения» эскизов.
Определив факторы, воздействующие на качество и продолжительность разработки КД, специалисты «Тольяттинского Трансформатора» начали поиск возможностей для изменения сложившейся ситуации. В качестве альтернативы было предложено следующее решение: создание компоновки как прежде одним инженером, а затем — параллельное ведение всех остальных работ по разработке и оформлению рабочей конструкторской документации. Было принято решение о комплексном переходе на трехмерное проектирование с помощью КОМПАС-3D.
Так, параметризация библиотеки позволяет ускорить процесс разработки КД. На предприятии используется «Виртуальная сборка» объекта. Она помогает исключить ошибки по причине человеческого фактора. В «Тольяттинском Трансформаторе» нашли и еще одно преимущество 3D-проектирования — возможность привлекать к работе начинающих специалистов и стажеров без обширного опыта в разработке, но способных по 3D-модели сделать качественный чертеж.
Тем не менее полноценная работа в новом ИТ-решении была невозможна без организации комфортного использования конструкторским подразделением нового для них инструмента. В результате мозгового штурма руководство предприятия вместе с разработчиками выяснило, что ограничивает их в использовании КОМПАС-3D. После чего был принят ряд простых решений, среди них: определение конфигурации и замена персонального компьютера, обучение 3D-проектированию и совместной работе, подготовка инструкций. Специально под нужды предприятия была также разработана прикладная микро-САПР — программа, использующая API КОМПАС-3D.
Андрей Канивец, технический директор «Тольяттинского Трансформатора»:
Работы по проекту оценивались с точки зрения временных затрат. Исходный цикл проектирования узла с оформлением рабочей документации занимал 4 недели. Комплексное внедрение КОМПАС-3D позволило сократить цикл разработки конструкторской документации в четыре раза.
За счет применения методик проектирования были получены следующие результаты:
Предприятие планирует тиражировать инструмент 3D-моделирования на работу смежных подразделений, которые в качестве базы будут использовать 3D-модель остова и унифицировать решения по моделям для ускорения процесса проектирования. Наконец, в перспективах «Тольяттинского Трансформатора» — создание различных прикладных САПР с использованием КОМПАС-API для автоматизации рутинных операций построения геометрии.
«Особенностью проекта стала интеграция в процесс разработки прикладной САПР, облегчающей работу инженера-конструктора. К примеру, в прикладную САПР добавлена функция выгрузки данных в каркасную модель для быстрого ее перестроения. Помимо этого, к настоящему моменту создан специальный документ — методики проектирования новых моделей, где прописаны все этапы и порядок создания элементов модели и привязок; сформированы модели базовых деталей».