16 декабря 2019 г. |
В конце ноября в Москве прошла церемония награждения призеров Конкурса асов 3D-моделирования 2019. Пожалуй, главным её словом стала «высота». Во-первых, в этом году мы получили рекордное количество проектов, и среди них — невероятная сборка в 3,5 миллиона компонентов! Во-вторых, участники заявили очень достойные работы — жюри пришлось нелегко в выборе, когда на одно призовое место претендовали несколько равных по мастерству проектов. Ну и главные герои церемонии — инженеры, авторы проектов, которые ежедневно решают сложные задачи, чтобы в итоге взять новую профессиональную высоту.
«В этом году награждение Конкурса асов — больше, чем просто церемония, ведь АСКОН и КОМПАС отмечают 30-летие. Это День рождения в кругу своих друзей, пользователей КОМПАС. Мы провели соревнование мастеров 3D-моделирования в семнадцатый раз, и за это время сформировался клуб его постоянных участников. Радует, что в этом году он пополнился новыми именами, и Конкурс установил новый рекорд: 48 предприятий из 32 городов России и ближнего зарубежья с более чем 100 проектами», — сказал генеральный директор АСКОН Максим Богданов, открывая церемонию.
Максим Богданов представил участникам конкурса стратегию развития решений АСКОН в машиностроении до 2025 года, рассказал о новых технологиях, которые будут реализованы в новом КОМПАС-3D v19 — его выход намечен на весну следующего года, и последующих версиях.
Следом на сцену вышел Константин Корюкин, директор новосибирской компании «ОКБ», с докладом о новых технологиях в машиностроении. Он рассказал о том, что вдохновляет его и коллег, и практиках, которые помогают компании находить нестандартные решения сложных задач. Кажется, что секрет успеха ОКБ кроется в их позиции: «недостаточно доводить “до блеска” изделия, с которыми к нам обращаются заказчики, нужно еще и постоянно совершенствовать методы работы». Например, конструкторы «ОКБ» ездят на другие предприятия для обмена опытом. Эти визиты помогают специалистам разобраться с некоторыми важными особенностями производства спроектированных ими изделий. Стараются влиять на внедрение бесчертежных технологий и технологии сквозного документооборота у заказчиков — когда при внесении изменений в модель их видят все заинтересованные сотрудники. А еще конструкторы новосибирской компании по максимуму автоматизируют типовые, то есть повторяющиеся задачи. И один из инструментов автоматизации от ОКБ, библиотека элементов для построения систем линейного перемещения, победил в номинации «Лучшая прикладная разработка».
В этом году жюри решило присудить победу в этой номинации сразу двум предприятиям. Компанию «ОКБ» составил воронежский «Рудгормаш». Его сотрудники Александр Борзенко и Сергей Назаров разработали приложение к КОМПАС-3D v18.1, предназначенное для построения 3D-модели сетки рабицы.
В этом году команда «ОКБ» отправила на конкурс более 20 проектов — это еще один рекорд за 17 лет истории «асов». И это дебютанты Конкурса! Шесть из 20 заявленных проектов стали призовыми: перфорационный комплекс «Роман-1» взял «серебро» в номинации «Машиностроение. До 999 деталей», сразу два вторых места в категории «Машиностроение. От 1000 до 4999 деталей» — толкатель ТЭММ-7500 «Иван Коломысов» и линия профилирования ЛСТК профиля. Параметрическая модель билборда от ОКБ разделила первое место в номинации «Электронная модель изделия» с проектом Расходномерно сопла казанского предприятия «НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа». Самое сильное впечатление на экспертов жюри и гостей церемонии произвела сборка, состоящая из более чем 3,5 миллионов компонентов(!). Для этой работы была открыта спецноминация «Самая большая сборка».
Многолетний участник соревнования компания «Пожарные системы» стала третьей в самой тяжелой (по количеству деталей в сборке) номинации — «Машиностроение. От 5000 деталей». И это десятая победа предприятия в Конкурсе асов! На этот раз компания представила проект автолестницы, предназначенной для тушения пожаров в домах повышенной этажности. Высота лестницы — 52 метра, или 17 этажей!
Олег Бесов, ведущий инженер «Пожарных систем» (Тверь): «Как только изделие будет выпущено, мы перейдем в высшую лигу производителей автоподъемников. В нее попадают компании, производящие подъемную технику выше 50 метров».
Конструкторы завода «Оптим-Кран» (Калининград) впервые участвовали в Конкурсе, и жюри отметило оба заявленных ими проекта. Мостовой кран занял II место в номинации «Машиностроение: от 5000 деталей». Также авторы проекта получили дополнительный приз от партнера конкурса НТЦ «АПМ» за лучшее использование приложения APM FEM при разработке козлового электрического крана.
Александр Кузьмин, инженер-конструктор завода «Оптим-Кран», один из авторов проекта:«По сути каждое изделие “Оптим-Крана” уникально, оно разрабатывается под нужды конкретного заказчика. Мы работаем с компаниями со всей России, а с недавнего времени у нас появились зарубежные заказчики. При этом у нас небольшое предприятие и маленький коллектив конструкторов, а объем работ напротив — большой, и мы стараемся автоматизировать всё, что можно. Поэтому используем возможности КОМПАС на 120%, работаем с приложениями Оборудование: Трубопроводы и Механика: Пружины, прочностные расчеты делали в APM FEM.
В проекте мостового крана, который, кстати уже отгружен заказчику, сделана довольно хитрая с инженерной точки зрения люлька для подъема и транспортировки людей. Проект козлового крана уже воплощен в железе (сейчас изделие находится на этапе сборки). Это тоже очень непростая конструкция, и за такие проекты мало кто берется. Кран предназначен для регулирования положения затвора шлюза гидроэлектростанции. Предприятие-заказчик находится в Узбекистане, и при проектировании кабины мы должны были учитывать непростые климатические условия, в которых будет эксплуатироваться этот кран: высокие температура и влажность».
Победителем номинации «Машиностроение: от 5000 деталей» стал Проект реконструкции самолета «САМ-5-2бис» новосибирской компании «Научно-технологическая инициатива». А еще эта работа получила Приз зрительских симпатий по итогам голосования профессионального САПР-сообщества. Конечная цель проекта — создание действующего образца самолета. Узнали у автора, зачем выпускать реплику самолета, построенного в 1936 году.
Михаил Мамыкин (OOO «Научно-технологическая инициатива»):«САМ-5-2бис — это несправедливо забытый сегодня транспортный пятиместный самолет конструктора Александра Москалева, машина с выдающимися для своего времени летно-техническими характеристиками. Именно на нем советские летчики установили несколько рекордов дальности беспосадочного полета, в том числе международных.
Наша команда определяла размеры геометрии основных элементов самолета и его летно-технические характеристики по информации, которую смогла найти в открытом доступе: эскизам Москалева, отчетам об испытаниях и другим описаниям в архивах и книгах. Чертежей не сохранилось. То есть мы конструировали самолет с нуля, принимая во внимание исторический контекст, в котором проектировался оригинальный “САМ-5-2бис”.
Сейчас на рынке легкой авиации — засилье иностранных самолетов. Многие, например, хвалят американские Цессны. И молодежь, глядя на это, думает, что наша авиация умерла. А ведь у нас за плечами великая советская школа авиаконструирования! Для популяризации истории советской и российской авиации руководство аэродрома “Мочище” в 2018 году приняло решение начать работы по воссозданию действующего образца самолета “САМ-5-2бис”. Этот проект интересен еще и тем, что с самых ранних этапов — с компоновки, с технических решений по основным конструктивным узлам — в работе участвуют студенты факультета летательных аппаратов Новосибирского государственного технического университета. В будущем, когда начнется изготовление самолета по нашей документации, мы обязательно будем привлекать ребят, чтобы они знакомились с технологиями производства. Это дополнительная профориентация для студентов.
Самолет, 3D-модель, которого мы представили на Конкурс, после изготовления будет соответствовать нормам летной годности и получит соответствующий сертификат. Работы еще не окончены, я оцениваю готовность 3D-моделирования на 80-85%, уже выполнены аэродинамические и прочностные расчеты. При удачном стечении обстоятельств строительство самолета завершится через 1,5-2 года».
Лучшим проектом в номинации «Промышленное и гражданское строительство» стал «Монтаж каркаса котла» от «Трест Севзапэнергомонтаж». Предприятие участвует в Конкурсе с 2014 года и всегда занимает призовые места. Эксперты отметили сложность спроектированного объекта и его элементов, оптимальное использование системы КОМПАС-3D, приложения Оборудование: Металлоконструкции и системы прочностного анализа APM FEM.
Номинация «Молодой профессионал» для участников до 28 лет — и снова два первых места. «Первое» I место занял Денис Цыганков, инженер Ульяновского механического завода, с проектом «Блок сверхвысокочастотный». Интересно, что перед тем как попасть в лигу асов 3D-моделирования, он прошел школу «Будущих асов цифрового машиностроения». Так, в прошлом году его работе присудили «серебро» в категории «3D-проектирование. Студенческие проекты». «Второе» I место — у Руслана Халилова из компании «Инжиниринг Строительство Обслуживание» (Краснотурьинск). Его победу обеспечил проект гусеничного хода для бурового станка.
За победу в категории «Машиностроение. До 999 деталей» развернулась самая напряженная борьба — на призовые места претендовало больше 40 проектов. III место присудили Вячеславу Смоленкову и его «Трехосевому позиционеру L-типа». Лучшим в этой номинации стал проект от краснодарской компании «ИП Шевченко» — «Станок подготовки кромок труб»:
III место в номинации «Машиностроение. От 1000 до 4999 деталей» за ФНПЦ «Титан-Баррикады» (Волгоград). Юрий Слюсарев и Александр Клименко представили на Конкурс «Стенд для испытания домкратов», комплекс, состоящий из рамной металлоконструкции, оснащенный системами нагружения, гидравлики, привода, а также контрольно-измерительными устройствами. Волгоградцы разделили III место с петербургским предприятием «АРП-Комплект ТН», дебютантом Конкурса: бронзу получили Данил Бельцов и Никита Трофимов с проектом «Автоматизированного автономного модуля для разогрева и нижнего слива — МНСМ-1 “ВИХРЬ”». «Главное — это любить то, что ты делаешь. Потому что без любви к своему делу, любой программный продукт — только игрушка в руках инженера, не приносящая особой пользы», — отметил Данил Бельцов, получая награду.
Лучшим проектом в номинации «Машиностроение. От 1000 до 4999 деталей» признан «Блок разделителя» от «Курганхиммаша», известного производителя оборудования для нефтегазовой отрасли. Экспертная комиссия оценила сложность изделия и входящих в него деталей, полноту использования функциональных возможностей КОМПАС-3D и специализированных приложений Оборудование: Трубопроводы и Оборудование: Металлоконструкции.
Конструктор Брянского автомобильного завода (БАЗ) Алексей Картавенко победил в номинации «Лучшая анимация» с проектом, который демонстрирует работу рулевого управления и подвески шасси:
Церемония завершилась награждением победителя номинации «Приз зрительских симпатий от пользователей соцсетей». Наибольшее количество голосов собрал проект «Задвижка шиберная» от завода «КазАрматура» (Темиртау, Казахстан). Автор проекта Анастасия Чернова: «Победа стала для меня неожиданностью. Я совсем недавно начала работать в КОМПАСе, буквально пару месяцев назад. Постаралась максимально быстро обучиться работе с новым инструментом. Конкурс помог доказать, прежде всего самой себе, что даже выйдя из декрета, можно бросать новые вызовы и побеждать».