4 мая 2022 г. |
13 апреля в Москве состоялся седьмой форум «РазвИТие. Российские технологии для инженеров». В мероприятии приняли участие 350 специалистов промышленных предприятий, к его онлайн-трансляции присоединились более 1000 человек. Консорциум разработчиков инженерного ПО «РазвИТие» представил обновленный PLM-комплекс для проектирования и управления жизненным циклом сложных машиностроительных изделий, работающий на российских СУБД и операционных системах на базе Linux, и обсудил с представителями «тяжелых» отраслей промышленности, как должно развиваться инженерное ПО в новых условиях.
Председатель совета директоров АСКОН Александр Голиков рассказал о подходах к разработке решений консорциума до уровня «тяжелого» PLM. А также представил обзор функциональности для проектирования сложнейших изделий (что уже сделано) и обозначил направления дальнейшего развития.
Александр Голиков: «Консорциум старается делать свою работу открытой, в 2019 году мы опубликовали дорожную карту движения к “тяжелому” PLM-комплексу. Каждый год на наших мероприятиях мы представляем достигнутые результаты: нам важно, чтобы потребители могли следить за развитием, сравнивать планы и реальные достижения. Сегодня мы располагаем решением, которое позволяет проектировать машиностроительные изделия высокой сложности. К 2025 году у нас будет PLM-комплекс для решения задач авиа- и судостроения».
Последние разработки, которые уже доступны пользователям PLM-комплекса «РазвИТие»: системная инженерия и управление требованиями, конфигурирование электронных структур, работа с большими сборками, новые типы конечных элементов для построения новых расчетных моделей, гармонический анализ, уникальные методики расчета обледенения крыла, моделирование приводнения спускаемого аппарата, FSI-анализ, алгоритмы для снижения износа инструментов при 5х-обработке, прямой импорт данных из зарубежных САПР электроники.
Сейчас консорциум уделяет большое внимание развитию функциональности для авиа- и судостроения, а также для микроэлектроники: сложное корпусное проектирование, новые расчетные модули кавитации гребных винтов, расчеты незакрепленного тела, гиперзвук, CAM для печатных плат, САПР интегральных микросхем. Продолжается расширение возможностей геометрического ядра и КОМПАС-3D в части сложнейшего поверхностного моделирования. Также обеспечивается возможность работы PLM-комплекса со множественной классификацией объектов, которая необходима для работы со сверхтяжелыми моделями, например, корабля: можно будет брать в работу любую часть проекта, отсек или кабельную сеть судна. Эта новая парадигма, без привычной иерархии, важна не только для судостроителей, но и для других отраслей.
«У нас с партнерами по консорциуму всегда была мечта — чтобы когда-то в нашем ПО проектировались самолеты и корабли. И сейчас мы близки к ее исполнению, как никогда: мы успешно продвигаемся по дорожной карте. И самое важное — не столкнулись пока ни с одной проблемой, которую наши специалисты не могли бы решить. Отечественный PLM-комплекс будет реализован», — отметил Александр Голиков.
Лейтмотивом мероприятия стал совместный с заказчиками выбор пути развития отечественного инженерного ПО в условиях, диктующих новые требования к программным продуктам. Что важнее: продолжить активно наращивать функциональность решений или обеспечить их импортонезависимость в части операционных систем и аппаратных средств.
Подробнее о «развилке», на которой оказались разработчики инженерного ПО, и вариантах реализации стратегии рассказал Павел Щербинин, руководитель специальных проектов АСКОН:
«В течение последних полутора месяцев мы в АСКОН проанализировали, что можно сделать для ускорения выпуска Linux-версий продуктов, как скорректировать озвученную ранее дорожную карту перехода.
Смотрели в двух разрезах: инструментальное ПО (САПР КОМПАС-3D, САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ) и корпоративные информационные системы (PDM-система ЛОЦМАН:PLM, система управления НСИ ПОЛИНОМ:MDM). Можно приблизить выход бета-версии КОМПАС-3D под Linux, готовой для передачи заказчикам, на полгода ( с декабря на июнь 2023 года) и web-версии ЛОЦМАН:PLM с приложениями (с декабря 2025 года и июнь). Однако это возможно только за счет переноса на год вперед выпуска ряда важнейших функциональных возможностей (прямое редактирование сложных поверхностей деталей, импортированных из других CAD-систем, моделирование элементов сложных обводообразующих поверхностей самолетов и кораблей, моделирование элементов сложных корпусных фрезерованных деталей для авиастроения и др.) Это то, что можно сделать собственными силами, без привлечения внешнего финансирования».
Выбору приоритета «функциональность или импортонезависимость» была посвящена дискуссия, участниками которой стали:
По мнению зампреда коллегии Военно-промышленной комиссии Олега Бочкарева, в стратегическом плане важна импортонезависимость, но все-таки первоочередная задача состоит в том, чтобы обеспечить ожидаемой функциональностью инженеров гражданских предприятий. Инженеру необходимо создавать продукцию сегодня, он не может ждать, когда мы обеспечим информационную безопасность.
Руководитель направления Департамента проектирования ОАК Роман Соболев:
«Если нужно выбирать, то однозначно функциональность. В качестве пожелания — обратить внимание на взаимодействие между собой решений от различных российских вендоров, а также текущий ИТ-ландшафт предприятий, где используются и зарубежные системы. Также, на мой взгляд, технологический суверенитет важен не только в контексте иностранных вендоров, обязательно должно быть разнообразие внутри страны».
Дмитрий Лебедев, директор по ИТ ОСК, тоже «проголосовал» за ускоренное развитие функциональности и подчеркнул важность консолидации требований от функциональных заказчиков: «Чтобы крупный разработчик мог корректировать сроки, он должен понимать объем задач. Например, внутри корпорации мы поняли, что нам нужен отечественный САПР. Когда дошло до требований, возникли первые сложности: непросто договориться даже внутри, что уж говорить об объединении запросов различных корпораций. Думаю, стоит создать площадку, где корпорации выдвигали бы свои требования к продукту, обсуждали, что именно каждый участник вкладывает в конкретную строчку техзадания. Чтобы в итоге будущее решение удовлетворяло требованиям большинства потребителей».
По мнению Дмитрия Елисеева, замдиректора по ИТ ОДК, разработчики должны задать вопрос, что нужно сделать, чтобы сделать всё быстро и качественно — себе, заказчикам, государству. Импортозамещение САПР и PLM — это вопрос государственного уровня, это безопасность страны, работоспособность ее промышленности. Нельзя жить сегодня вчерашними мыслями, мы все сегодня столкнулись с новыми условиями. «В ОДК мы устанавливаем Linux только на новые компьютеры. Ранее закупленные ПК продолжают работать под Windows. На полный переход потребуется несколько лет, поэтому время еще есть, и для нас сейчас важнее функциональность инженерного ПО», — отметил Дмитрий Елисеев.
«Сегодня я вижу качественно иную готовность разработчиков, предприятий, органов власти слышать друг друга, взаимодействовать. Понятно, что нужно делать: ускоренно развивать функциональность, проводить ее апробацию промышленными заказчиками, получать обратную связь и доводить ее до рабочего состояния, чтобы совместными усилиями добиться технологической безопасности страны, которая невозможна без российского инженерного ПО. Другого пути нет, и я уверен в нашем общем успехе!», — сказал Александр Голиков в завершении дискуссии.
Запись дискуссии и пленарной части форума доступна для просмотра.