8 ноября 2023 г. |
17 октября в Москве состоялся форум «Развитие», организованный одноименным консорциумом разработчиков инженерного программного обеспечения. В состав консорциума входят компании АСКОН, НТЦ «АПМ», ADEM, ТЕСИС, ЭРЕМЕКС и «Сигма Технология» — вместе они создают отечественный программный комплекс тяжелого класса для проектирования и управления жизненным циклом изделия.
Форум — это публичный отчет перед промышленным сообществом. Ежегодно консорциум «Развитие» показывает, насколько приросла функциональность систем, входящих в PLM-комплекс, какие новые интеграционные связи появились.
Мероприятие открыл генеральный директор АСКОН Максим Богданов докладом о ключевых новинках и планах развития PLM-комплекса в контексте цифрового суверенитета страны как части промышленного суверенитета.
«За последний год стартовали десятки проектов импортозамещения, пилотные проекты масштабируются и тиражируются на предприятиях и в корпорациях. Следующие несколько лет пройдут под флагом импортозамещения ПО, под флагом проектирования в отечественных программных продуктах самой сложной техники. Мы уверены, что у консорциума “Развитие” для этого есть все необходимые результаты», — отметил Максим Богданов.
Важнейшей задачей консорциум считает обеспечение поддержки доверенных операционных систем и СУБД в своих решениях. Без этого провести полноценное импортозамещение, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ), невозможно. «Мы не сужаем вопрос до поддержки Linux и Postgres. Нам надо перестроить процессы разработки, сделав их безопасными, сертифицировать компоненты наших решений для работы с чувствительными данными».
Компании консорциума «Развитие» участвуют в реализации особо значимых проектов, инициированных Индустриальными центрами компетенций по замещению зарубежного ПО. Первый год работы принес самый главный результат: общими усилиями промышленности и разработчиков определены функциональные требования к PLM-решениям. Есть твердый заказ, который позволяет сформировать планы работ на несколько лет вперед.
«От доработки PLM-продуктов совместно с заказчиками мы переходим на уровень цифровых платформ, позволяющих решать отраслевые задачи», — объявил Максим Богданов. Консорциум работает над тремя цифровыми платформами: для боеприпасной отрасли, судостроения и двигателестроения.
При этом в поле зрения разработчиков остаются и интересы традиционных заказчиков, благодаря которым более 30 лет продолжается развитие программных продуктов консорциума.
В знак доверия консорциуму «Развитие» на форуме выступили руководители цифровых блоков крупнейших промышленных корпораций.
Директор по цифровой трансформации Объединенной двигателестроительной корпорации Вячеслав Христолюбов рассказал о внедрении отечественных цифровых решений в рамках импортозамещения в двигателестроительной отрасли.
ОДК — лидер по производству газотурбинных двигателей, в состав корпорации входят конструкторские бюро и научные институты, производственные и сервисные предприятия. По словам Вячеслава Христолюбова, сегодня перед ОДК стоят амбициозные задачи по улучшению характеристик изделий и созданию новых двигателей для авиации и энергетики — они диктуют высокие требования к цифровым технологиям, используемым при проектировании и производстве. В 2022 году в корпорации приняли решение заменить ПО компании Siemens на программные продукты консорциума «Развитие».
Вячеслав Христолюбов: «Мы давно знакомы с компанией АСКОН, многие предприятия ОДК используют ПО компании в своей работе. Поэтому мы приняли решение заявить программное обеспечение консорциума для внедрения в качестве основного решения CAD/PDM на предприятиях ОДК в рамках особо значимого проекта на базе ИЦК “Двигателестроение”. На решение в значительной степени повлияло наличие у АСКОН геометрического ядра собственной разработки. Кроме того, в багаже консорциума имеется целый комплекс продуктов, который позволяет решать задачи разработки конструкторской документации, подготовки производства и управления производственными процессами».
У масштабного проекта импортозамещения, стартовавшего в корпорации, уже есть первые результаты. Так, новый двигатель ПД-8В для тяжелых вертолетов Ми-26 будет полностью проектироваться в российской системе КОМПАС-3D.
Директор по цифровой трансформации НПК «Техмаш» (входит в Ростех) Дмитрий Конышев сообщил о создании и внедрении в холдинге платформы конструкторско-технологической подготовки производства на базе отечественного программного обеспечения.
Проект, в рамках которого предстоит заместить продукты от Siemens и Dassault Systèmes, запущен в начале 2023 года. Уже завершен первый этап по обследованию бизнес-процессов КТПП, подготовке проектной документации и частного технического задания к подсистемам платформы.
Сейчас холдинг занимается разработкой архитектуры целевой платформы, описанием архитектуры решения, формированием единой модели данных, доработкой программного обеспечения и подготовкой сотрудников к работе с отечественным программным обеспечением.
Отработанная технология проектирования в сочетании с доскональным знанием применяемого программного обеспечения помогает предприятиям выходить на новые рынки и отраслевые направления. ООО «ОКБ» (г. Новосибирск), будучи классическим машиностроительным конструкторским бюро, занялось разработкой беспилотных летательных аппаратов. Как продукты АСКОН и ТЕСИС проявили себя в авиационной тематике, рассказал генеральный директор компании Константин Корюкин.
«Начиная с версии v20, КОМПАС-3D позволяет работать со сложными поверхностями, и это большой скачок, он чувствуется от версии к версии. Если раньше мы говорили, что давайте сделаем поверхность в NX или SolidWorks, то сейчас мы сразу делаем поверхность в КОМПАСе и она получается быстро, качественно, классно». Для расчетов аэродинамики используем модуль KompasFlow, встроенный в КОМПАС-3D. Это хороший аналог Ansys. Мы можем разместить модель внутрь потока, продуть ее, задать параметры среды, задать турбулентность», — поделился опытом Константин Корюкин.
Дефицит кадров как в промышленности, так и в ИТ-отрасли, носит глобальный характер, не хватает инженеров всех специальностей, и эта проблема сохранится на годы вперед. Поэтому тема кадров стала одной из главных на форуме.
С докладом о выборе поставщика ИТ-решений и стратегии подготовки «цифровых» специалистов выступил проректор по науке и цифровому развитию МГТУ им. Н.Э. Баумана Павел Дроговоз.
«Мы очень тесно связаны с индустрией, и нам важно следовать трендам, наметившимся в промышленности. Сегодня мы работаем по модели университета полного инновационного цикла: стремимся дать образование студентам, с тем, чтобы они имели возможности для работы на всех уровнях готовности технологий — в исследованиях, разработке и реализации изделий. Поэтому для нас важно дать будущим специалистам — конструкторам, технологам, специалистам по эксплуатации техники — актуальные навыки», — отметил Павел Дроговоз.
Один из таких навыков — владение инженерным ПО. За переход на отечественные программные продукты в университете отвечает Научно-учебный комплекс «Робототехника и комплексная автоматизация». Заместитель декана факультета РК Евгений Подчасов назвал свой доклад «Страшный сон наяву или что делать, когда отключили Windows». Оказавшись в такой ситуации, МГТУ им. Н.Э. Баумана срочно запустил пилотный проект в 2021 году, и к началу 2022 года около 5 000 автоматизированных рабочих мест были переведены на российское ПО на платформе Linux: КОМПАС-3D заместил иностранные САПР, для ряда прочностных расчетов применяется APM FEM. В новом учебном году запланированы тестирование и переход на российские системы класса CAE (прочностные расчеты и гидрогазодинамика), CAM (системы подготовки управляющих программ для ЧПУ), 1D-моделирование и PLM (системы управления жизненным циклом изделия).
В конце прошлого года Бауманский университет и АСКОН подписали соглашение, которое закрепило решение о том, что программные решения компании и консорциума разработчиков «РазвИТие» будут интегрированы в образовательный процесс, чтобы полностью воспроизвести «в цифре» цикл проектирования и подготовки производства сложных технических изделий. В 2023 году открыт Научно-образовательный центр «АСКОН МГТУ им. Н.Э. Баумана» на базе кафедры РК1 «Инженерная графика», которая ведет подготовку студентов разных специальностей в области инженерной графики и компьютерного моделирования.
Антон Сальников, начальник отдела ЦИАМ им. П.И. Баранова, и Александр Сутягин, проректор Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П. А. Соловьева рассказали о демонстраторе цифрового двойника малоразмерного газотурбинного двигателя на базе отечественного ПО.
Демонстратор представляет собой цифровую экосистему, в которой воссоздана логика разработки и присутствуют все необходимые 1D и 3D CAD/CAE модели и типовые упрощенные примеры документов, регламентирующих процесс разработки. Полностью параметризованная CAD-модель была подготовлена с помощью КОМПАС-3D, для оценки напряженно-деформированного состояния использовались системы APM WinMachine и APM FEM. Учебный цифровой двойник получил физическое воплощение в виде распечатанной на 3D-принтерах модели двигателя.
Этот проект реализован университетом совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения имени П.И. Баранова. По замыслу авторов, демонстратор цифрового двойника должен стать платформой для подготовки инженеров.
На базе демонстратора уже разработан экспресс-курс, который включает этап эскизного проектирования малоразмерного двигателя. Обучающийся (студент или специалист) может на базе заранее подготовленного упрощенного ТЗ и совокупности параметризованных моделей наглядно осуществить разработку конструкции двигателя, начиная с термодинамического расчета и заканчивая проведением полноценных 3D-газодинамических и прочностных расчетов. В итоге на выходе обучающийся получает предварительную CAD-модель всего авиадвигателя и может оценить его массовые и габаритные характеристики. Благодаря этому студент или специалист понимают, что именно они разрабатывают и как устроен весь процесс проектирования.
Первый обзор новинок PLM-комплекса сделал в своем выступлении Максим Богданов, а развернутые презентации с показами прозвучали от специалистов компаний консорциума на тематических секциях и в экспертном клубе.
Сложные изделия проектируются в концепции управления требованиями, когда требования формируются на самых начальных стадиях, а их выполнение прослеживается на всех этапах жизненного цикла. Система управления требованиями в ЛОЦМАН:PLM получила мощный документоориентированный блочный редактор, который позволяет формировать спецификацию требований и наглядно ей управлять по мере работы над изделием.
Во всех отраслях промышленности есть спрос на реверс-инжиниринг в связи с необходимостью поддерживать и ремонтировать зарубежное оборудование. Под эту задачу в КОМПАС-3D развивается функциональность, позволяющая полигональные объекты преобразовывать в поверхности и использовать гибридный поверхностно-каркасный режим работы.
В технологической САПР ВЕРТИКАЛЬ появилось комплектование операций с помощью 3D-модели сборки и визуализация сборочных техпроцессов.
Для приборостроителей обеспечена связь баз данных компонентов системы ПОЛИНОМ:MDM и САПР электроники Delta Design. Раньше такая интеграция выполнялась только в рамках внедренческих проектов, теперь же она доступна «из коробки» для тиражирования.
Компания ЭРЕМЕКС представила на форуме DeltaCAM, новый модуль для подготовки производственных файлов в составе платформы Delta Design. Его ближайший аналог — зарубежная CAM350. Коммерческий релиз DeltaCAM запланирован на конец 2023 года.
За расчеты аэрогидродинамики, химических процессов, теплопередачи в PLM-комплексе отвечают продукты компании ТЕСИС — FlowVision и KompasFlow, встроенный в КОМПАС-3D. Последний активно развивается в сторону повышения сложности решаемых задач: в системе можно формировать расчетные проекты на основе сборок, выполнять моделирование лучистого теплообмена. “Старший” продукт FlowVision получил существенный рост функциональности для задач приборостроения и турбомашиностроения.
Наращивают функциональность и продукты для инженерных расчетов APM FEM и APM WinMachine от НТЦ «АПМ». Решены задачи виртуальных соединителей, визуализации процесса топологической оптимизации, расчета незакрепленных тел, расчета балочных и стержневых моделей, переработки алгоритмов генерации конечно-элементной сетки, инерционной разгрузки.
В системе ADEM CAM реализована динамическая верификация: симуляция управляющих программ, учет кинематики оборудования, контроль коллизий, зарезов, столкновений, сравнение с моделью.
Видео с обзором форума «Развитие’23» и интервью с экспертами смотрите на канале «Современная электроника»: