29 октября 2024 г. |
Изменения на рынках, новые запросы промышленности и поддержка со стороны государства — на все эти вопросы ответил сооснователь и председатель совета директоров АСКОН Александр Голиков в недавнем выпуске программы «Технологии для бизнеса» на канале «Про бизнес». Видео можно посмотреть на сайте, а для удобства мы подготовили текстовую версию интервью.
Ведущая: Гюнай Мамедова
За последние полтора года произошли колоссальные изменения в мире и стране. С рынка ушли многие мировые ИТ-компании, значительно сократился импорт. Какие новые возможности появились у российских компаний?
Мы с вами действительно живем в новой реальности. Причем не полтора года, а даже больше. Санкционное давление начало усиливаться с 2014-го, а сейчас довело до разрыва логистических цепочек. По сути, идет разделение единого глобального мира на дружественные и недружественные кластеры.
ИТ-сфера, конечно, не осталась в стороне. Международные глобальные вендоры присоединились к санкциям в 2022 году и покинули Российскую Федерацию, что тут же отразилось на потребителях. Стало невозможно обновлять программные продукты, покупать новые версии и продлять подписки. Были блокированы многие облачные ресурсы и аннулированы лицензии у компаний.
Это создало немало рисков для промышленности и экономики в целом. Много лет назад мы в компании придумали фразу, которую с тех пор повторяем на своих мероприятиях: «Информационные технологии — это кровеносная системы экономики». Это действительно так, ведь они пронизывают сейчас все бизнес-процессы, в том числе в промышленности.
Риски были осознаны сразу правительством и потребителями. Стало понятно, что долго оставаться на программных продуктах, вендоры которых ушли из страны, не получится. Необходимо переориентироваться на отечественного производителя, повернуться к нему лицом. Появилось множество пилотных проектов и апробаций, стали выделяться пилотные зоны. Активно заработало импортозамещение в тех областях, где отечественные продукты могут без труда заменить импорт.
Когда я говорю «повернулись», надо понимать: очень хорошо, когда есть, к кому поворачиваться. Россия — одна из нескольких стран в мире с полным программным стеком. Сюда входят системы управления предприятием, инженерные продукты, программы безопасности, антивирусы, браузеры, офисные пакеты. В области инженерного ПО, где работает АСКОН, в стране собраны очень сильные центры компетенции.
В условиях тяжелых 90-ых годов отечественные вендоры не получали преференций от государства, однако продолжали работу и старательно развивали свои продукты. Теперь же мы в состоянии заменить западные решения. Да, еще не во всех случаях. Но работа активно идет. Сейчас же развитие рынка и активное импортозамещение означает рост наших собственных инвестиционных возможностей.
Как вы считаете, сколько потребуется времени, чтобы полностью перейти на отечественные решения? Год, 10 лет?
В каждом сегменте свои характеристики. Если мы говорим про инженерное ПО, то потребуется еще несколько лет до, скажем, готовности реального замещения. Нужно доработать тяжелые BIM и PLM-комплексы, а также провести достаточно емкие проекты внедрения.
Насколько изменились запросы у клиентов?
Запросы самые высокие. Наша промышленность во многом привыкла работать на лучших мировых программных продуктах. Однако сейчас понимает, что отечественные вендоры ускоренно дорабатывают функциональность своих решений. И лояльно относится, ожидая, что процесс закончится успехом. Но эта лояльность относительна. По сути, тут некий аванс, который промышленность дала отечественным разработчикам. Если заявления потом не совпадут с результатом работы, нас переедут гусеницами. В этом можно не сомневаться.
Продукт может быть весь из себя отечественный, но если он не может решить задачу промышленного предприятия, ничего хорошего из этого не выйдет. Переход на решение, которое не в состоянии стабильно работать, чреват большими проблемами. В том числе блокировкой работы конструкторских бюро и заводов. Поэтому промышленность ожидает, что в будущем мы сможем закрыть задачи проектирования и производства головных изделий любой сложности. В авиастроении, космосе, автопроме — в любой отрасли.
Обратная сторона возможностей — большая ответственность, и мы ее осознаем очень реально. Во-первых, наши подразделения последние два года работают с величайшим напряжением сил. Во-вторых, мы инвестируем в ускоренное развитие наших программных продуктов.
Сейчас всех волнует вопрос качества. Если сравнивать с зарубежными, насколько наши решения конкурентны?
Термин качества — емкий. Очень часто мы слышим, что отечественные решения пока еще недостаточно качественные. Как правило, в такие оценки вкладывают ограниченную функциональность.
Если мы говорим о качестве программных продуктов, они абсолютно соответствуют мировому уровню.
Сейчас появляется очень много ИТ-компаний, и каждый старается создать свой продукт. Как быть заметным, чтобы клиент выбрал именно тебя?
Мы работаем в очень сложном наукоемком сегменте инженерного ПО. Это системы САПР, CAD, PDM, BIM. Создание продуктов занимает 10-15 лет работы до коммерческого состояния и требуемого функционального уровня, чтобы соответствовать все возрастающим запросам потребителей. Поэтому наш рынок достаточно стабильный. По сравнению с интернет-сервисами, играми, офисными пакетами, в нашем сегменте новые игроки практически не появляются.
На какие услуги сейчас больше всего вырос спрос?
В ИТ-сфере есть импортные продукты, замена которых занимает несколько часов. В случае сервисов для видеоконференций, вы устанавливаете другой пакет, нажимаете 10 кнопок и, грубо говоря, компания готова к переходу. Отечественных игроков на этом рынке достаточно.
А спрос растет на программные продукты. Сложное корпоративное ПО, такие как системы управления предприятием, BIM, PLM, САПР, — не коробочные решения. Их внедряют в рамках проектов, которые могут занимать полгода, год или два. В единое информационное пространство объединяют большую промышленную компанию с распределенными географическими площадками. Увязывают десятки пакетов и формируют единое хранилище всей инженерной информации. Используют не только базовые продукты, но и созданные в рамках внедренческих проектов дополнительные модули и отраслевую функциональность. Все это очень сложные процессы.
И мы не только продаем программные продукты. Наше интеграторское направление и сеть авторизованных партнеров обеспечивают полный цикл поддержки и сервисного обслуживания. Для выполнения сложных длительных внедренческих проектов есть офис или авторизованный партнер почти в каждом крупном городе России.
Что лучше: параллельный импорт или импортозамещение?
Конечно, импортозамещение. Параллельный импорт хорош, если нет других вариантов. Когда надо решить задачу, а собственного решения нет. Однако только собственное производство может обеспечить технологическую и информационную безопасность.
По сути, тема безопасности сейчас стала главным приоритетом. Мы видим, в какое время живем. Любой несанкционированный доступ к чувствительной информации чреват катастрофическими проблемами: блокировкой работы промышленной корпорации, раскрытием коммерческой, а то и государственной тайны. Поэтому этой теме уделяют самое пристальное внимание.
Правительство, естественно, осуществляет давление, чтобы промышленность использовала только доверенное ПО, которое работает в доверенных информационных системах. И необходимо сертифицировать свои программные продукты, чтобы гарантировать отсутствие несанкционированных функциональных закладок и возможностей. Это целый комплекс мероприятий по обеспечению безопасности информационной структуры и данных пользователей.
Поэтому, конечно, страна и промышленность должны ориентироваться на собственное производство. Слава богу, что правительство это хорошо понимает.
Предлагаю затронуть тему команды. Сейчас молодое поколение при выборе работы смотрит на корпоративную культуру в компании. Скажите, какие у вас основные ценности?
Корпоративные культуры в ИТ-компании — вообще дело особенное. В таких компаниях нет ярко выраженной иерархии в отношениях. Что касается АСКОН, эту компанию создали инженеры. Она 35 лет на них работает и искренне считает элитой страны.
В том и состоит наша идеология. Она привлекает людей, которые патриотически относятся к стране и хотят, чтобы она была производителем. Укореняются у нас такие преданные промышленности люди. К концу году в компании будет работать уже более полутора тысяч человек. Это очень мощная большая команда.
Скажите, а в каких условиях персонал может работать эффективно, качественно и комфортно?
Работает эффективно, если любит свое дело. Когда в компании есть интересные масштабные проекты, хороший климат в коллективе, а долгосрочная стратегия близка людям.
Сейчас мы работаем в очень интересное время. Мы видим, как Минцифры, Минпромторг и в целом правительство заинтересованы в реальном импортозамещении.
Они понимают, что отечественным разработчикам нужно еще определенное количество лет, чтобы нивелировать разницу с глобальными продуктами, и реально помогают ускоренному развитию. Распоряжением главы правительства Михаила Мишустина были созданы индустриальные центры компетенций (ИЦК). В каждой отрасли ИЦК выработал требования к развитию программного продукта. Далее были отобраны проекты, которые получили статус особо значимых, и правительство софинансирует их в размере 80 процентов.
Это реальная помощь, и помимо льготного налогообложения – мы три года работали на нулевой ставке налога на прибыль, на льготных социальных взносах – все это дает возможность наряду с рыночной выручкой иметь дополнительные инвестиционные ресурсы, которые мы вкладываем в развитие продукта.
Когда потребители и наши сотрудники видят динамику, как каждый год появляется новая версия продуктов и мы движемся к своим целям, это дает радость работе. То же чувство мы испытываем, когда видим спроектированное сложное изделие наших пользователей. Это и есть конечный результат. Потребитель голосует рублем за наш программный продукт и должен быть доволен. Довольный заказчик — это и есть цель.
Есть ли у вас обучение, можно ли пройти стажировку?
Мы поставляем инженерные программные продукты и, конечно, обучаем пользователей работе с нашими инструментами. Для новых сотрудников продумана многоуровневая система обучения с постепенным вводом в рабочий режим. Это отлаженные процессы. Также есть стажировка для студентов, которые хотят связать свою судьбу с разработкой, программированием и созданием инженерных продуктов.
А можно ли добиться успехов в вашей сфере без профильного образования?
А что такое профильное образование? Программист может быть ярким специалистом и без обучения по специальности. У нас работают много программистов, которые заканчивали технические вузы, но в какой-то момент увлеклись информационными технологиями. Это очень увлекательная область. И если человека она драйвит, он может выучиться на инженера-механика, а потом стать программистом. Это даже лучше — в таком случае люди знают предметную область, а не просто технику программирования.
Какими качествами должен обладать руководитель компании, чтобы мотивировать команду и быть лидером на рынке?
Руководитель должен быть предан своему делу, работать на идею. Деньги — сопутствующий результат. Когда люди это видят, они верят. И надо любить свою команду. Это, в общем-то, самое главное.
Что нас ждет в будущем и какие тренды будут определяться на рынке?
Тренды существуют разных категорий. Один из самых главных — информационная безопасность, создание доверенного ПО. Мы не просто создаем сертифицированные программные продукты, а внедряем технологию безопасной разработки ПО.
Есть организационные тренды. Они выражаются в том, что большое внимание уделяется коллективной работе, в том числе географически распределенной над едиными проектами.
Можно увидеть и технологические тенденции. Правда, сфера инженерного ПО, в которой мы работаем, довольно консервативная, она стабильна и не подвержена метаниям в соответствии с какими-то трендами. В цифровизации промышленности работы на долгие годы: здесь должна создаваться цифровая модель изделия/здания/сооружения, дальше по всем стадиям жизненного цикла она должна обрастать данными и быть доступной. Учитывая разный уровень цифровизации промышленных предприятий, работы на долгие годы.
Технологически перспективные темы мы отслеживаем и применяем новые технологии, когда они проходят первые стадии и виден практический результат для потребителя. Например, уже много лет тренду “облака”. Но облачные программные продукты в промышленности применяются довольно осторожно. Например, оборонно-промышленный комплекс никогда не разместит свои данные где-то в открытых облаках, еще есть коммерческая тайна. В основном в промышленности делают внутренние “облака”.
Популярная сегодня тема — искусственный интеллект. Здесь нужно отличать алгоритмику при обработке больших данных от реального искусственного интеллекта. Мы проводим исследования на эту тему и хорошо ее отслеживаем. Есть интересные перспективы.
Технология 3D-печати уже давно появилась на рынке и не перестает развиваться. Помню, в числе первых образцов ее применения показывали ролик с напечатанным револьвером, но он плохо стрелял из-за низкого качества. Со временем качество продукции 3D-печати стало сопоставимо с качеством механообработкой. Сейчас это мощные возможности, и в стране есть собственные качественные 3D-принтеры.
Так что мы отслеживаем тренды. Все, что может принести пользу нашим клиентам, используем в программных продуктах. Наша цель — успешно решить задачи наших пользователей.