21 ноября 2019 г. |
12 ноября в Санкт-Петербурге прошел форум «РазвИТие. Российские технологии для инженеров». В этом году Северная столица впервые приняла мероприятие, организованное консорциумом российских ИТ-компаний АСКОН, НТЦ «АПМ», ADEM, ТЕСИС и ЭРЕМЕКС. Рассказываем об основных тезисах, прозвучавших на мероприятии.
Пленарную часть форума открыл председатель совета директоров АСКОН, лидер консорциума «РазвИТие» Александр Голиков. Он подчеркнул, что инженерное ПО является критически важной технологией, без наличия которой невозможно достижение таких задач первостепенной важности, как импортонезависимость, информационная и технологическая безопасность страны. Создание консорциума пять лет назад стало ответом на эти вызовы. Александр Голиков кратко представил эволюцию объединения и презентовал комплекс «РазвИТие 2.0». По словам докладчика, текущее состояние полностью интегрированного сквозного решения консорциума — это решение класса «Цифровой двойник на стадиях проектирования и производства». Этот уровень обеспечивается интегрированными решениями от компаний, составляющих консорциум (MCAD / ECAD / EDA / CAE / CAPP / CAM / MDM / PLM / MES). При этом Александр Голиков отметил, что консорциум не является закрытым клубом и активно развивает партнерские отношения с компаниями, которые расширяют функциональность цифровой платформы «РазвИТия». Сейчас это компании с компетенциями в виртуальной и дополненной реальности, мониторинге технологического оборудования, Интернете вещей (IIoT) и других областях.
С самого начала своей работы консорциум делал ставку на реальных заказчиков, один из них — Концерн «МПО-Гидроприбор», лидер в создании морского подводного оружия и подводно-технических средств специального назначения. Опытом цифровизации производства с помощью отечественных решений поделился Дмитрий Касиманов, начальник ИТ-службы концерна. В 2016 году Дмитрий Касиманов уже выступал на форуме «РазвИТие» в Москве, тогда доклад был посвящен комплексному проекту автоматизации концерна. В этот раз выступающий рассказал об изменениях, которые произошли на производстве за прошедшие три года. В 2016 году на предприятии завершилась активная стадия внедрения программных продуктов, автоматизирующих инженерную деятельность и поддерживающих жизненный цикл изготавливаемых изделий, были внедрены такие программы компании АСКОН, как ЛОЦМАН:PLM, КОМПАС-3D, САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ, в активной фазе внедрения находилась система управления производством «Гольфстрим». Дмитрий Касиманов отметил, что к тому времени на его предприятии уже был успешно внедрен целый ряд зарубежных программных продуктов класса CAM, CAE, CAD и ECAD.
Проект проходил параллельно на двух предприятиях концерна – головном предприятии и на заводе «Двигатель», основной производственной площадке. Цели внедрения различались: в «Гидроприборе» основной целью было – дать конструкторам эффективные инструменты проектирования и создать единое информационное пространство в рамках PMD-системы; на производственной площадке (заводе) основная цель внедрения заключалась в том, чтобы получить полноценную систему производственного учета и планирования.
Предприятия ОПК сталкиваются с ограничениями возможностей по использованию зарубежного ПО — «Гидроприбор» столкнулся с этой проблемой несколько лет назад, когда ИТ-специалистам не удалось продлить техническую поддержку по ряду импортных программных продуктов. Дмитрий Касиманов рассказал о решении острого вопроса импортозамещения: «В 2017 году на предприятии с успехом завершился проект внедрения отечественной ECAD-системы Delta Design от участника консорциума компании ЭРЕМЕКС. В опытной эксплуатации находится CAE-система FlowVision от ТЕСИС: была проведена совместная работа по расчетам гидродинамических характеристик с различными параметрами. Итоги расчетов оказались аналогичны результатам, которые показала система от ANSYS, что еще раз доказывает высокий уровень отечественного программного продукта. Сейчас мы прорабатываем варианты решения задач в области прочностных расчетов, изучаем рынок CAM-систем».
В этом году завод «Двигатель» вошел в структуру «Гидроприбора», поэтому планируется перезапуск проекта — объединение справочников, баз данных, переход на новую версию КОМПАС-3D. Кроме того, в планах масштабная доработка системы ГОЛЬФСТРИМ в части транслятора к подготовке производственной спецификации, актуализации данных. «Мы будем двигаться в сторону создания инструмента для планирования производства», — отметил начальник ИТ-службы Концерна «МПО-Гидроприбор».
Стратегия консорциума строится вокруг концепции «тяжелой» PLM-системы. Генеральный директор АСКОН Максим Богданов представил стратегию развития решений до 2025 года в виде дорожной карты:
Максим Богданов подчеркнул, что речь идет не просто о создании «тяжелой» PLM-системы, но также и об отраслевых решениях на ее основе. Еще один важный пункт – это намерение выполнить миграцию ПО консорциума на независимые операционные системы, как уже было сделано ранее для СУБД PostgreSQL.
Далее генеральный директор АСКОН провел панельную дискуссию с участием лидеров компаний, составляющих консорциум. Эксперты отвечали на вопросы гостей форума — об ИТ-трендах, задачах, отечественных инженерных решениях и импортозамещении в промышленности.
Пленарная часть завершилась подписанием соглашения о подготовке инженерных кадров между Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом (СПбГТУ) и консорциумом «РазвИТие». Университет получит доступ к современным ИТ-инструментам для организации новых направлений обучения, а консорциум — центр компетенций, который будет способствовать адаптации продуктов PLM-комплекса под задачи цифрового производства судостроительных предприятий.
Алексей Липис, директор института информационных технологий СПбГМТУ:
В рамках форума прошла церемония награждения конкурса «Будущие асы цифрового машиностроения 2019», который проводит АСКОН. В этом году значительную часть победителей и призеров соревнования составили студенты крупнейших технических вузов Северо-Запада.
Далее программа форума разделилась на три специализированных потока. Секции «Проектирование изделий и конструкторская подготовка производства» и «Технологическая подготовка и организация производства» стали площадками для обсуждения прикладных вопросов и задач, с которыми ежедневно сталкиваются специалисты промышленных предприятий. Эксперты консорциума «РазвИТие» представили возможности, появившиеся в продуктах за последний год, новые интеграции, а также различные нюансы, возникающие при КТПП. Секция «Стратегия применения PLM-решений в текущих условиях» была проведена впервые — специально для ИТ-специалистов промышленных предприятий.
На технологической выставке у участников форума была возможность «потрогать руками» комплексную цифровизацию. В рамках выставки организаторы повторили экспозицию «Цифровое производство», премьера которой состоялась на московском форуме «РазвИТие» в октябре. Гости экспозиции могли наблюдать движение изделия в PLM-контуре и организацию производства с использованием аддитивных технологий.
Для удобства и наглядности операции, выполняемые в инженерном ПО членов консорциума и на оборудовании технологических партнеров, были продемонстрированы на примере одного изделия — реально спроектированного самолета BOREY от НПО «АэроВолга». Вся экспозиция была представлена только отечественными разработчиками ИТ-решений, производителями оборудования и российскими поставщиками ИТ-услуг. В экспозиции, кроме членов консорциума, приняли участие следующие компании:
- компания «Цифра» продемонстрировала решение «Диспетчер» для мониторинга состояния промышленного оборудования и персонала;
- «Лазерные системы» представили оборудование для печати топологически оптимизированных моделей;
- оборудование и приложение VR Concept показали, как в условиях виртуальной реальности может быть организована коллективная работа специалистов из разных подразделений.
За несколько лет форум «РазвИТие» стал площадкой для открытого диалога между разработчиками и пользователями ПО, обмена опытом с предприятиями и знакомства с лучшими практиками цифровизации. Если московский форум «РазвИТие», прошедший в начале октября, собрал специалистов сразу нескольких регионов страны, то петербургское мероприятие было локальным: на форуме были широко представлены крупнейшие предприятия Северо-Запада.
Александр Авербух, начальник центра информационных технологий Концерна «Гранит-Электрон»:
«Я слежу за развитием консорциума и за тем, как это развитие набирает обороты. С самого начала было понятно, кто занимает лидерскую позицию в объединении, но со временем проявляется, становится более заметной, эволюция продуктов других его участников. Если на первых форумах говорили об интеграции совершенно самостоятельных коммерческих продуктов, сейчас отчетливо видно, что продукты учитывают векторы развития друга друга — это видно и в технике, и в идеологии.
Мне, айтишнику, работающему на “оборонку”, крайне важно понимать, как развиваются отечественные продукты. И на форум приехал не только ради общения с компаниями, входящими в консорциум. Например, на выставке пообщался с фирмой, предлагающей аппаратные решения — познакомился с новыми тенденциями в части развития альтернативной операционной системы».
Олег Алтынник, начальник КБ ОГК, Завод «Кризо»:
«Я здесь, прежде всего, для того, чтобы быть в курсе, как развиваются и будут развиваться КОМПАС-3D и сопряженные с ним продукты. Наше предприятие специализируется на приборостроении, и проектирование печатных плат — одна из основных задач. Год назад приобрели Delta Design для разводки печатных плат. До этого работали в P-CAD. Решение о переходе на Delta Design продиктовано двумя основными причинами: мы нуждались в постоянно развивающемся продукте и решении, которое бы отвечало курсу импортозамещения, которого придерживается руководство предприятия».
Смотреть фоторепортаж с форума.
«Сегодня существуют серьезные отечественные цифровые решения для машиностроения, для судостроения таких решений пока нет: принципы судостроительного проектирования значительно отличаются от принципов проектирования в машиностроении. В условиях обсуждения на высшем уровне вопросов импортозамещения, реализации университетом проекта “Цифровая верфь”, роста уровня продуктов консорциума, заключение этого соглашения — естественный шаг для дальнейшего развития сотрудничества.
Для того чтобы заниматься цифровой трансформацией судостроительного производства, нужно знать и процессы, и цифровые технологии. Сейчас подготовка по этому направлению не ведется ни в одном вузе страны. В следующем году университет откроет набор на новый, крайне полезный для отрасли курс — “Цифровой инжиниринг в судостроении”. Программа курса подразумевает не только изучение продуктов консорциума, но и разработку приложений на их основе».