11 марта 2025 г. |
Передовые инженерные школы (ПИШ), созданные на базе ведущих российских университетов, все активнее внедряют отечественное программное обеспечение в образовательные программы, исследовательскую и профориентационную деятельность. О лучших практиках применения решений АСКОН рассказали представители шести университетов на вебинаре «Программные продукты АСКОН в учебном процессе передовых инженерных школ», организованном Методическим центром «Передовые инженерные школы» НИЯУ МИФИ.
Своим опытом с коллегами поделились МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ МИЭТ, Омский государственный технический университет, Самарский университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Тольяттинский государственный университет.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с АСКОН разработан проект «Система управления инженерными данными и жизненным циклом изделия ракетно-космической техники» на базе ЛОЦМАН:PLM. Проект охватывает учебное, курсовое и дипломное проектирование: студенты будут получать навыки работы с инструментами PLM-системы от создания и хранения документов до управления требованиями к изделию. Отправной точкой в реализации проекта стала подготовка цикла лабораторных работ на кафедре «Аэрокосмические системы».
В ПИШ МИЭТ используют систему проектирования КОМПАС-3D в рамках дисциплин бакалавриата и магистратуры по направлениям: «Технологическое оборудование для производства изделий микроэлектроники и микросистемной техники» и «Конструирование и технология электронных средств».
Павел Разживалов, заместитель директора Института нано- и микросистемной техники НИУ МИЭТ:
«Основной продукт, который используется — это САПР КОМПАС-3D. С ее помощью обучающиеся в бакалавриате студенты разрабатывают трехмерные модели оборудования и роботизированных устройств, оформляют основные документы из состава конструкторской документации, а также проводят инженерные расчеты. А в магистратуре они развивают и углубляют знания, моделируя уже более сложные конструкции, например, манипулятор-перегрузчик для кластерных систем, выполняют более сложные исследования теплофизических процессов в более специализированных расчетных модулях, которые дополнительно интегрированы в КОМПАС-3D. Кроме того, в рамках выполнения НИОКР в области электронного машиностроения инженеры научно-исследовательской лаборатории ПИШ МИЭТ «Системы управления технологическим оборудованием» также используют программные продукты КОМПАС-3D и КОМПАС-Электрик. С их помощью проектируются конструкции и схемотехнические решения в рамках разработки системы управления установкой электронно-лучевой литографии».
В ПИШ «Гибридные и комбинированные технологии» ТГУ решения АСКОН задействованы не только в основном, но и в дополнительном профессиональном образовании. Обучения по программам повышения квалификации прошли уже более 100 человек, в том числе сотрудники АО «АВТОВАЗ».
Передовая инженерная аэрокосмическая школа Самарского университета включила систему КОМПАС-3D в образовательное пространство «Цифровые аддитивные технологии». Студенты осваивают технологии 3D-моделирования и 3D-печати, обратного инжиниринга, создания цифровых двойников технологических процессов.
Специалисты ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ в рамках научных исследований занимаются интеграцией отечественной платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench с системой управления инженерными данными ЛОЦМАН:PLM. Так задачи конструкторов и инженеров-расчетчиков объединяются в единое информационное поле с целью повышения эффективности совместной работы, а руководители получают инструмент контроля выполнения НИОКР в режиме реального времени.
Руководитель Методического центра ПИШ НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров отметил, что одна из задач федерального проекта «Передовые инженерные школы» – это разработка новых подходов к инженерному образованию и их тиражирование. Опыт взаимодействия с инжиниринговыми компаниями есть практически у всех ПИШ, и важно превратить его в кейсы, которыми могли бы пользоваться другие технические университеты.
Руководитель образовательной программы АСКОН Ольга Чернядьева сделала для участников вебинара обзор новых направлений, по которым АСКОН готов работать с передовыми инженерными школами. Это создание инженерного программного обеспечения с использованием геометрического ядра C3D, дипломные проекты в логике жизненного цикла изделия на основе PLM-решения АСКОН, студенческие хакатоны по разработке 3D-приложений, сертификация абитуриентов-пользователей КОМПАС-3D на уровень «Школьник».
Передовые инженерные школы — федеральный проект Министерства науки и высшего образования РФ, нацеленный на обеспечение высокопроизводительных экспортно ориентированных секторов экономики страны высококвалифицированными кадрами для достижения технологической независимости. АСКОН участвует в проекте в качестве индустриального партнера ПИШ «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, «Технологическая база машиностроения» МГТУ «СТАНКИН», РТУ МИРЭА, «ГибридТех» Тольяттинского государственного университета.