| 8 сентября 2025 г. |
Подписание PDF-документов откреплёнными электронными подписями (ЭП) — наиболее распространённый способ согласования электронных документов. У пользователей среды общих данных Pilot тоже есть такая возможность.
Смотрите запись вебинара, чтобы подробно разобраться в методологии работы с откреплёнными ЭП и регулирующей её нормативной базе, понять разницу между квалифицированными и неквалифицированными подписями и увидеть, как организовано согласование документов в Pilot-BIM. А коротко о главном читайте в этой статье.
Если сертификат ЭП выдан неаккредитованным удостоверяющим центром (УЦ), то такая подпись считается усиленной неквалифицированной (УНЭП). Сертификат усиленной квалифицированной подписи (УКЭП) выдаёт аккредитованный УЦ (АУЦ).
УКЭП и УНЭП:
Главные различия УКЭП и УНЭП состоят в том, какой удостоверяющий центр выдаёт сертификат ЭП и при каких условиях электронная подпись признаётся равнозначной собственноручной подписи.
Сертификат УНЭП выдаётся неаккредитованным УЦ, который можно развернуть в контуре организации. Плюсы такого сценария: не нужно обращаться в аккредитованные центры, вы сами управляете сертификатами для сотрудников своей компании — выпуск новых сертификатов и обслуживание существующих обходится дешевле и быстрее.
Условие признания УНЭП аналогом собственноручной подписи: наличие специального соглашения между участниками электронного взаимодействия, в котором должен быть прописан порядок проверки электронной подписи (согласно Ф3 63 «Об электронной подписи»).
Для составления собственного соглашения об использовании УНЭП можно использовать шаблон соглашения от Росатома.
Сертификат УКЭП можно получить только в аккредитованном УЦ (АУЦ) — в нём прописывается ключ проверки электронной подписи. УКЭП обеспечивает тот же уровень защиты, что УНЭП.
Условие признания УКЭП аналогом собственноручной подписи: УКЭП по умолчанию считается аналогом собственноручной подписи. Но для того, чтобы подписанный документ имел юридическую силу*, сертификат УКЭП должен быть действителен:
*помимо других обязательных условий для признания документа юридически значимым
Pilot сразу после подписания отправляет запрос в службу доверенного времени, которая выдает метку с достоверной датой и временем проверки. Такая информация считается достоверной, потому что серверы этой службы синхронизируются с официальными источниками всемирного времени.
Метка тоже имеет сертификат, выданный аккредитованным УЦ, — его срок действия ограничен, как и срок действия сертификата ЭП, но составляет от 10 до 30 лет. Таким образом, при наличии метки доверенного времени срок действия ЭП документа продлевается до срока действия метки, т. к. в течение этого срока благодаря метке можно получить подтверждение о том, что на момент подписания документа подпись была действительна.
Проверить актуальность квалифицированной электронной подписи можно с помощью бесплатных интернет-сервисов. Например, на страницу этого сервиса от Госуслуг загружаем подписанный документ и файл подписи, выполняем проверку и получаем отчёт о проверке.
Если в компании используется и электронный, и бумажный документооборот, то, согласно ГОСТ 7.0.97-2016, на бумажные подлинники подписанных документов необходимо добавлять штамп с информацией о сертификате электронной подписи.
В Pilot предусмотрено это требование: есть специальный модуль для наложения штампов на электронный документ перед его печатью на бумаге — один штамп для каждой ЭП. Это может быть штамп о согласовании или штамп в производство работ — в зависимости от того, в какой роли согласующий оставил свою подпись.
Чтобы не встраивать штампы в подписанный электронный документ и этим не разрушать целостность ЭП, перед печатью автоматически создаётся новое представление документа для наложения штампов. При выгрузке из Pilot одного документа, подписанного одной ЭП, получаем три файла:
Важно понимать, что штампы не являются подписями, то есть не несут юридической силы. Их роль — информировать обладателя бумажного документа о том, кто подписал документ. Поэтому, согласно ГОСТ 21.1003, при совмещении электронного и бумажного документооборота бумажные подлинники необходимо снабжать собственноручными подписями — даже если на них есть штампы и факсимиле.
Если имеются электронная и бумажная версия документа (обе подписаны), но по содержанию они отличаются, верным считается электронный подлинник. В таком случае бумажный подлинник нужно уничтожить.
Планируется и дальше развивать методологию согласования электронных документов. В следующих релизах Pilot ожидаются следующие обновления:
Эксперты АСКОН постоянно следят за изменениями законодательства в сфере электронного документооборота и развивают продукты Pilot с учётом актуальных требований. Методология согласования документов в Pilot опирается на следующие нормативные документы: