17 января 2022 г. |
По мере постоянного усложнения технических систем разработчики все чаще обращаются к системной инженерии, чтобы преодолеть барьер сложности за счет четких структурированных подходов к проектированию. Преимущества корректного применения системной инженерии заключаются в снижении технических рисков, обеспечении воспроизводимости результатов и, как следствие, в снижении стоимости каждого этапа жизненного цикла с итоговым результатом в виде выпуска востребованного продукта.
Ключевая часть системной инженерии — управление требованиями — последовательно определяет процесс разработки требований, учета их состояния и контроля их исполнения. Управление требованиями в «цифровом» виде реализовано в системе управления жизненным циклом изделия ЛОЦМАН:PLM.
В общем случае разработка требований состоит из нескольких этапов:
Контроль требований подразумевает как поддержание актуальности и согласованности требований, так и их проверку, т. е. обеспечение объективных доказательств того, что изделие или его составные части удовлетворяют заданным требованиям.
В версии ЛОЦМАН:PLM 22, вышедшей в январе в составе PLM-комплекса АСКОН, расширена функциональность подсистемы управления требованиями и дополнена методология ее применения с учетом ГОСТ Р 59194-2020 Управление требованиями и ГОСТ Р 57193-2016 Системная и программная инженерия.
В зависимости от состава исходных данных и стоящих задач, в PLM-системе возможны нескольких сценариев работы:
Для реализации этих сценариев ЛОЦМАН:PLM предлагает базовые инструменты, которые позволяют:
Синтез требований особенно важен на начальной фазе жизненного цикла продукта — его замысла, моделирования и проектирования конструкции. На каждом этапе используются различные подходы и инструменты системной инженерии, чтобы более полно определить облик будущего продукта, сформировать модель его функционирования и определить требования к нему.
На этапе замысла, благодаря проведенному системному анализу — поиску заинтересованных сторон, поиску и анализу их требований, определению моделей взаимодействия системы с пользователем, рождается понимание нового продукта, появляются его ожидаемые характеристики и синтезируется первичный пул требований.
На этапе моделирования формируются функциональные и логические модели: строится будущая архитектура изделия, решения оптимизируются с помощью инструментов ТРИЗ и проведения 1D моделирования или мультифизических расчетов. Все вместе это позволяет создать итоговую логическую архитектуру, где будут определены компоненты будущего изделия или системы целиком. И к каждому компоненту можно либо прикрепить ранее выявленные требования, либо сформировать новые на базе нормативно-технических документов.
На этапе проектирования в большей степени идет потребление требований, т. е. их учет в конструкции элементов, и для подтверждения их удовлетворения организуются проверки и поверочные расчеты в CAE системах.
Работа с требованиями в ЛОЦМАН:PLM ведется на основе принципов, знакомых и понятных пользователям. Модель данных любого проекта представляет собой древовидную структуру проекта с группирующими папками и набором спецификаций.
Связи ключевых объектов подсистемы строятся без жестко предопределенного алгоритма. Поэтому процессы работы с требованиями, логической архитектурой, источниками требований могут быть организованы привычным для предприятия образом и подстроены под существующие подходы.
Для расширения возможностей автоматизации предусмотрен объект типа «Характеристика». Такой объект целесообразно использовать в случае, когда планируется отслеживать значение характеристики объекта на ряде точек на различных этапах жизненного цикла продукта.
Разделение на контрольную точку и проверку позволяет разделить во времени процесс определения места и методики контроля с самим фактом контроля — проведением проверки. Набор контрольных точек формирует карту контроля. Карта не является планом контроля, поскольку не содержит дат проведения проверок и ответственных, но может служить основой для его создания.
В PLM-системе может быть реализована V-образная модель проектирования, когда в первой фазе происходит детализация и источники требований определяют требования, на базе которых создается функциональная модель, логическая архитектура и конструктивная электронная структура изделия (ЭСИ). Во второй фазе с помощью карт и планов контроля осуществляется поэтапная проверка на всех уровнях проекта.
Связь с процессами конструкторской подготовки производства обеспечивается наличием связи между объектами типа «Требования», «Логические требования», «Проверки» с объектами типа «Деталь», «Сборочная единица». Такая связь элементов между собой позволяет обеспечить сквозную прослеживаемость связи источника требований с требованиями, логическими функциями, компонентами, конструктивной электронной структурой изделия. Далее последовательно к каждому элементу конструктивной ЭСИ можно прикреплять объекты типа «Проверки», выполняя проверки компонентов, подсистем, системы целиком и валидацию всего решения.
Инструмент «Управление состояниями» позволяет защищать объекты от изменений, смотреть текущие актуальные версии, организовывать процедуры согласования с помощью бизнес-процессов, производя эти операции в автоматическом режиме.
Отслеживание покрытия требований выполняется инструментом «Матрица трассировки». Он показывает связь между компонентами и логическими функциями, между требованиями и логической архитектурой, между требованиями и контрольными точками и проверками, между требованиями и элементами конструкторской подготовки производства.
Предусмотрены инструменты импорта данных из документов, когда в систему вовлекаются требования, которые необходимо разобрать и «оцифровать», т. е. превратить из текста в конкретные объекты требований в рамках PLM-системы.
Системная инженерия в большинстве случаев представляет набор схем. В ЛОЦМАН:PLM планируется интегрировать схематик для создания и управления моделями в форме схем. Такие концептуальные схемы могут использоваться в качестве основы для разработки привычных в рамках конструкторской подготовки производства схем: схема деления, структурная схема, схема электрическая принципиальная и др.
Предстоит более глубокая интеграция с системой функционального 1D-моделирования PRADIS компании «Ладуга», партнера АСКОН по консорциуму «РазвИТие». Расчетный проект, который формируется в рамках проекта нового изделия, будет связан с логическими компонентами и характеристиками, определенными ранее. Расчетные случаи и схема расчета позволят интегрировать эти данные в инструменты 1D-моделирования, а затем вернуть результаты в PLM-систему, связать между собой входные характеристики с результатами расчета и таким образом показать новую связь, отобразив ее в матрице трассировки.
Расширение возможностей по формированию отчетов в окне ЛОЦМАН:PLM позволит реализовать еще один перспективный инструмент — Анализ влияния и зависимостей объектов подсистемы управления требованиями через построение сетевых графических схем.