25 ноября 2022 г. |
22 ноября большим семинаром в Санкт-Петербурге завершился День машиностроителя с АСКОН. Марафон, стартовавший в начале октября в Уфе, охватил 21 город. На семинарах эксперты АСКОН и консорциума «РазвИТие» отвечали на вопросы предприятий, которые готовятся к переходу на отечественное программное обеспечение. Как заменить системы автоматизированного проектирования без ущерба для производства? А если речь идет о комплексной информационной системе поддержки жизненного цикла изделия? Для разных вариантов были рассмотрены свои сценарии и методики, а опытом уже состоявшегося импортозамещения поделились известные инженерные центры и заводы-производители.
Независимость в применяемых технологиях, в том числе цифровых, определяет безопасность и защищенность промышленности. PLM-комплекс АСКОН и консорциума «РазвИТие» предлагает альтернативу зарубежным решениям в ключевых процессах создания сложной технической продукции, таких как системная инженерия, управление данными об изделии и нормативно-справочной информацией, конструкторское проектирование, инженерный анализ и расчеты, разработка технологических процессов, подготовка управляющих программ для станков с ЧПУ, управление производством, логистическая поддержка.
Импортонезависимость PLM-комплекса обеспечивается не только на уровне программных продуктов, входящих в его состав, но и на уровне компонентов: все участники консорциума «РазвИТие» используют в разработке отечественное геометрическое ядро C3D.
Учитывая, что с 1 января 2025 года в критической информационной инфраструктуре не должно быть иностранного программного обеспечения, консорциум переводит свой PLM-комплекс на платформу Linux. Часть программных продуктов и их компонентов уже полноценно работают в Linux-среде: CFD-пакет FlowVision от компании ТЕСИС, сервер баз данных системы управления нормативно-справочной информацией ПОЛИНОМ:MDM. Другие в качестве промежуточного решения используют приложение Wine. Согласно дорожной карте до конца этого года выйдет веб-клиент системы управления инженерными данными ЛОЦМАН:PLM, а в 2023 году — бета-версия «нативного» КОМПАС-3D для Linux. Таким образом в перспективе гарантирована импортонезависимость на уровне инфраструктуры эксплуатации программного комплекса.Говоря о возможных сценариях импортозамещения на уровне отдельных систем или PLM-комплекса в целом, специалисты АСКОН обращают внимание на проектную логику перехода. Если свести задачу к пофункциональному сравнению продуктов на абстрактных примерах, то отечественное решение вряд ли заработает, попав в условия реального производства, или как минимум серьезно снизит производительность сотрудников.
Программное обеспечение — это лишь одна составляющая импортозамещения. Необходимо перенести данные, адаптировать существующие методики проектирования и разработать новые, обучить персонал, и при планировании всех этих действий учесть другие реализуемые на предприятии ИТ-проекты.
Каждый успешный переход на отечественное ПО был спланирован как проект внедрения, на котором работала объединенная команда из специалистов предприятия и регионального офиса или партнера АСКОН.
Любое ИТ-решение признается состоявшимся, только когда оно подкреплено достоверной практикой применения. День машиностроителя с АСКОН собрал примеры перехода на отечественные САПР и PLM от предприятий из разных отраслей промышленности: двигателестроения, автопрома и производства автокомпонентов, судостроения, приборостроения.
В Самаре выступил заместитель управляющего директора по развитию ПАО «ОДК-Кузнецов» Павел Бехер, где в этом году завершился проект цифровизации технологической подготовки производства на базе решений АСКОН. Предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации, имеющие 20-30 лет опыта эксплуатации зарубежных систем, начинают постепенно заменять их (пример «ОДК-Сатурн») или организуют совместное использование с отечественными.
«Северный пресс» поставил задачу исключить любые иностранные CAD в конструкторской части, и сейчас системой КОМПАС-3D охвачено 90% пользователей. В проектировании печатных плат параллельно используются зарубежная EDA-система и Delta Design от компании «Эремекс». Такие данные привел Владимир Белашов, заместитель главного технолога по развитию производств, выступая в Санкт-Петербурге.
В Ульяновске руководитель проектов «СОЛЛЕРС Инжиниринг» Сергей Винокуров рассказал, как после многих лет работы в Catia и NX, компания переходит на КОМПАС-3D, чтобы использовать систему в проектах продуктового и процессного инжиниринга электротранспорта, узлов и агрегатов, тракторов и спецавтомобилей, легковых и грузовых автомашин.
По результатам трехэтапного тестирования конструкторы компании дали следующее заключение: КОМПАС-3D обладает большим функционалом, чем просто разработка трехмерных моделей и чертежей; содержит широкие возможности по автоматизации проектирования за счет удобно реализованной параметризации моделей; простота, качество и скорость разработки чертежей оказались выше ожидаемого; при достаточном уровне освоения система может заменить зарубежные «тяжелые» CAD.
Владимирский НПК «Автоприбор», крупнейший производитель электрооборудования для российских автозаводов, в начале выбрал PLM-комплекс от PTC, но со временем перевел конструкторские подразделения на КОМПАС-3D. На что обращали внимание при выборе отечественной альтернативы, как планируют заменять PDM и CAM-системы и автоматизировать технологическую подготовку производства, поделилась Елена Донских, заместитель руководителя отдела конструкторских и технологических разработок.
Импортозамещение идет не только в промышленности, но и в образовании, чтобы молодые специалисты умели работать с тем программным обеспечением, которое установлено на предприятиях. Флагманом здесь выступает МГТУ им. Н.Э. Баумана, который первым в российской высшей школе полностью переориентировал учебный процесс на отечественное инженерное ПО и операционные системы. Как на ИТ-полигоне проверялась работоспособность решения, в Санкт-Петербурге рассказал преподаватель Бауманского университета Евгений Подчасов.
С этого учебного года российские САПР стали основными в Нижегородском государственном техническом университете вместо продуктов Autodesk. Опыт быстрой замены информационной инфраструктуры в вузе представил Антон Тумасов, директор передовой инженерной школы НГТУ.
О подготовке кадров также говорили в своих выступлениях представители других университетов. В Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете открыт новый факультет цифровых промышленных технологий. В Комсомольском-на-Амуре государственном университете строят «виртуальную верфь» на основе PLM-решения консорциума «РазвИТие». Политехнический университет Южно-Уральского государственного университета учит студентов выполнению проектов в логике жизненного цикла изделия. Омский государственный технический университет обращает внимание на востребованность CAM-систем для станков с ЧПУ в образовательных программах машиностроительного направления
В Казани состоялось подписание соглашения о стратегическом партнерстве между АСКОН и Казанского национального исследовательского технологического университета им. А.Н. Туполева — КАИ. Как отметил проректор по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Роман Моисеев, «подготовка кадров, способных проводить цифровую трансформацию государства, является определяющим направлением деятельности нашего университета. Конечно, такую работу эффективно проводить во взаимодействии с надежными и успешными партнерами-практиками — такими, как компания АСКОН».
Смотреть запись онлайн-трансляции Дня машиностроителя в Санкт-Петербурге.