6 июля 2018 г. |
Недавно мы рассказали, как наши разработчики проверили судостроительные способности КОМПАС-3D, спроектировав кормовую часть корпуса. Проверили, спроектировали… Но как именно? Как была организована работа, какие инструменты САПР использовались? Объясняет Виктор Доин, инженер по тестированию приложений КОМПАС-3D.
«В современном судостроении принят блочный метод проектирования корпусов, когда сначала строится обвод, поверхность нарезается на шпации (расстояние между шпангоутами) и далее судно разбивается на блоки. Мы работали с одним блоком – кормовой частью. Теоретическую поверхность делали базовыми инструментами КОМПАС-3D v17, набор корпуса – в приложении Оборудование: Металлоконструкции. Далее я последовательно покажу все этапы работы.
Проработку теоретического контура и сечений по шпангоутам выполняем поверхностным моделированием, это базовый инструментарий КОМПАС-3D. Полученный компонент используется в сборке блока в качестве компоновочной геометрии.
Размещаем шпангоуты по образующим, полученным пересечением теоретической поверхности с плоскостью шпангоута.
Используя команду «Пластина» приложения Оборудование: Металлоконструкции, приступаем к построению судового фундамента под установку двигателя и другого тяжелого оборудования.
Одновременно с фундаментом формируем набор днища, которое представляет собой совокупность пластин и полос. Для полос используем команду «Профили по образующим» приложения, а в качестве профиля выбираем «Полоса».
Пластины строим по эскизу. Вырезы в этих пластинах, для облегчения конструкции, получаем командой «Группа отверстий». Сложные контуры отверстий тоже делаем по эскизам.
Прорабатываем примыкания шпангоута с помощью комбинации команд «Группа отверстий» и «Изменить длину» приложения, а также команды базового функционала «Сечение».
Расставляем ребра жесткости и строим фаски. Используем соответственно команды «Ребро жесткости» и «Фаска» приложения.
Раскладываем листы настила командой «Пластина».
Размещаем голубницы (небольшие вырезы в нижней части флоров для протока воды или жидких грузов и в верхней части флоров для прохода воздуха) командой «Группа отверстий» приложения.
Набор днища готов, приступаем к проработке каркаса палубы. Работаем с инструментом «Профиль по кривой» приложения.
Добавляем распорки и опорные элементы палубы, используя команду «Профиль по точкам» приложения. Обрабатываем балки палубы голубницами.
Получив правую часть блока, применяем команду «Зеркальный массив» для построения левой части.
За несколько дней и ночей работы над корпусом мы, конечно, не стали специалистами по судостроению, но кое-что поняли. Это был живой опыт на реальной конструкции».