21 апреля 2010 г. |
Председатель совета директоров АСКОН Александр Голиков выступил на ежегодной конференции «IT-Summit. Встреча лидеров индустрии» в рамках дискуссии о поддержке отечественного ИТ-бизнеса. Конференция прошла 7-9 апреля 2010 г. в Казани при поддержке Правительства Республики Татарстан. Организатор конференции — Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), представляющая интересы отечественного и зарубежного ИТ-бизнеса, работающего в России.
По словам организаторов, «заключительной и в то же время одной из самых эмоциональных стала дискуссия «О поддержке отечественного бизнеса. Что есть отечественный ИТ-бизнес? Как поддержать ИТ-индустрию по-настоящему?». В качестве ключевых спикеров выступили Руслан Гринберг (Институт экономики РАН), Александр Голиков (АСКОН), Александр Микоян (HP), Борис Бобровников (КРОК), Владислав Мартынов (SAP СНГ).
Александр Голиков высказал достаточно жесткую оценку состояния современного российского ИТ-бизнеса: «ИТ-отрасль развивалась стихийно в силу естественного спроса без серьезного внимания государства. Значительный объем рынка приходится на зарубежное оборудование и сервисные услуги. Доля непосредственно добавленной стоимости невелика. Значительная часть продаваемого в России программного обеспечения — зарубежное. Ежегодно мы импортируем софта на 2,5 млрд. долларов. Экспорт в значительной части представлен услугами по разработке. Готовых продуктов, успешно продающихся на внешних рынках, — единицы. Доля ИТ в ВВП России составляет 1,5%, что в разы ниже, чем в США (5%) или Китае (9,5%).
Внутренний рынок невелик и нестабилен, при этом средства для экспортного продвижения и захвата внешних рынков зарабатываются именно на внутреннем рынке. Как следствие, компаний-вендоров с оборотом более 100 млн. долларов — всего десяток, финансирование долгосрочных перспективных исследований, НИР, НИОКР затруднено.
Мы находимся вне мэйнстрима современного ИТ-рынка. Большей частью мы — потребители чужих технологий, не имеющие своего места в мировом распределении ИТ-труда. Высокотехнологичной ИТ-продукции мы импортируем на порядок больше, чем поставляем на экспорт. Наш торговый баланс — глубоко отрицательный со всеми вытекающими последствиями. Покрывается он исключительно продажей сырья, при любом изменении внешней конъюнктуры гарантированность подобного покрытия может оказаться под вопросом».
Вместе с тем, Александр Голиков акцентировал внимание на том, что в отличие от многих высокотехнологичных отраслей (автопром, фармацевтика), отечественные ИТ-компании используют самые современные технологии разработки, сервиса. Им не нужна дорогостоящая модернизация, нужен лишь спрос на ИТ-продукцию: «Если мы хотим вырастить экспортно-ориентированную высокотехнологичную ИТ-индустрию, повысить долю ИТ в ВВП страны, развивать производство собственного ПО и компьютерной техники, т. е. осуществить реальный переход от сырьевой модели к высокотехнологичной — нужны целевые действия, осмысленная стратегия, включающая:
Все ли решает рынок? Отвечая на этот вопрос, Александр Голиков предложил посмотреть на историю развития России и Китая за последние 20 лет, как пример различных государственных подходов: «Какой подход оказался эффективнее — видно невооруженным глазом. Примеры становления западных вендоров,в том числе на рынке CAD/CAE/PLM-систем, служат иллюстрацией того, что старт зачастую задавался грантами или военными заказами. Если бы мы ориентировались только на невидимую руку рынка, то не получили бы SuperJet-100. Повторяя мантру о свободном рынке и свободной конкуренции, не надо забывать о необходимости создания и укрепления собственных отраслей-локомотивов экономики. Информационные технологии вполне могут быть таким локомотивом».
Фото с сайта АП КИТ